Методы контроля и самоконтроля в воспитании
Методы контроля и самоконтроля в воспитании— пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий и взаимодействия.
Методы самовоспитания
Методы самовоспитания— методы воздействия на сферу саморегуляции, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития, на формирование навыков психической и физической саморегуляции.
Основные методы О самонаблюдение d самоанализ О самоприказ О самоотчет О самоодобрение О самоосуждение О самонаказание О рефлексия и др. | Задачи &> формирование потребности в самовоспитании и самообразовании (£я формирование способности к адекватной самооценке, к рефлексии Ай организация и стимуляция самостоятельной деятельности по самосовершенствованию А выработка умений и навыков самовоспитания | |||
) | ||||
V | ||||
Условия эффективности > педагогическая помощь и руководство > осознание воспитанниками необходимости в самовоспитании и стрем ление овладеть его технологией > взаимодействие воспитания и самовоспитания > активная деятельность воспитанников | ||||
Путь самовоспитания
Приемы воспитания
Приёмы воспитания— элементы педагогической технологии метода, педагогическая техника реализации метода воспитания.
Методы обучения
Методы обучения— система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения.
Беседа
Беседа— метод устного изложения, внешним признаком которого является чередование вопросов учителя и ответов учащихся в процессе обучения. Определяет индуктивный харктер познавтельной деятельности.
Технология беседы
iy ясная целевая установка и логика задаваемых вопросов;
су вопросы продуманы по трудности;
су не спрашивать об очевидных вещах;
от* следует избегать альтернативных вопросов или ответ аргументируется;
сг аргументация вопросов с ответами «да», «нет»;
сг с каждым вопросом следует обращаться к классу, а потом к конкретному
ученику; су вопросы должны быть различной трудности; сг- включение в беседу большей части класса; w постоянная проверка ответов;
d= вникать в неправильные ответы и направлять мысль ученика; ®» отводить достаточно времени на ответ;
■г» формулировать наводящие, но не подсказывающие вопросы; or не удовлетворяться одним ответом на вопрос, побуждать учащихся к сомнению; сг= побуждать учащихся самим ставить вопросы; <з* не задавать одновременно несколько вопросов.
Виды бесед
Эвристическая беседа
Цель — подвести учащихся с помощью умелой постановки вопросов учителем и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению к приобретению новых знаний
На один вопрос учителя следует чаще всего много ответов учащихся
Катехизическая беседа
Цель — контроль понимания и усвоения учащимися полученных знаний. Служит прежде всего для развития памяти и мышления
На один вопрос учителя следует только один правильный (по сути) ответ учащихся
Герменевтическая беседа
Цель — разъяснение, растолковы-вание совместно с учащимися смысла читаемого текста, рассматриваемой картины, результатов эксперимента, экскурсий
Вырабатываются умения понимать и правильно оценивать изучаемое
Сократическая беседа
Цель — научить мыслить диалектически, избегать категорических высказываний
Устный диалогический метод, рассчитанный на то, что уже известно собеседнику, но будет подвергнуто сомнению
Упражнение
Упражнение— метод систематической и эффективной отработки умения или навыка путем повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности.