Условия эффективности влияния воспитания на развитие личности

т> Учет требований общества.

<в> Содержательность воспитания.

т> Ориентация на зону ближайшего развития.

е> Активная позиция личности.

е> Учет общих законов развития.

е> Учет индивидуальных, возрастных, половых особенностей.

Условия эффективности влияния воспитания на развитие личности - student2.ru Условия эффективности влияния воспитания на развитие личности - student2.ru Условия эффективности влияния воспитания на развитие личности - student2.ru Условия эффективности влияния воспитания на развитие личности - student2.ru Система образования и воспитания

Структура системы образования и воспитания

Под образованиемв Законе РФ «Об образовании» понимается целенап­равленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, обще­ства, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучаю­щимся установленных государством образовательных уровней (образова­тельных цензов), удостоверенных соответствующим документом.

Система образования— совокупность взаимодействующих:

• преемственных образовательных программ и государственных образо­вательных стандартов различного уровня и направленности;

• образовательных учреждений, реализующих эти программы, независи­мо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

• органов управления образованием и подведомственных им учрежде­ний и организаций.

В Законе РФ «Об образовании» определено

сг Право на образование является одним из основных и неотъемлемых консти­туционных прав граждан Российской Федерации.

sy Образование осуществляется в соответствии с законодательством Российс­кой Федерации и нормами международного права.

сг Область образования в стране провозглашена приоритетной.

<р Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации в области образования.

н

Характер системы образования определяется социально-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-исторически­ми и национальными особенностями.

Образовательные программы

Образовательная программаопределяет содержание образования опреде­ленного уровня и направленности.

]



Условия эффективности влияния воспитания на развитие личности - student2.ru Общеобразовательные программынаправлены на решение задач форми­рования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обще­стве, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессио­нальных образовательных программ.

шЯИШШШШШШЯШШШ^ШШШШШШШШ^ШШШШШВШ^ШКШЙШКЯШИЯШЯВШЯШШКШВШЯЕЯШШ

Виды общеобразовательных программ

♦ дошкольного образования;

*♦ начального общего образования;

♦ основного общего образования;

♦ среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программынаправлены на реше­ние задач последовательного повышения профессионального и общеобра­зовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квали­фикации.

Виды программ профессионального образования

♦ начального профессионального образования;

♦ среднего профессионального образования;

♦ высшего профессионального образования;

♦ послевузовского профессионального образования.

Все образовательные программы разрабатываются на основе установленных об­
разовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональ­
ный компоненты.
________________________ 1________________________________________

И

Государственные образовательные стандарты являются основой объектив­ной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Принципы государственной политики в области образования

<э= гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих цен­ностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспита­ние гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам челове­ка, любви к окружающей природе, Родине, семье;

<т единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных куль­турных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

от общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

сг° светский (безрелигиозный) характер образования в государственных и муни­ципальных образовательных учреждениях;

су свобода и плюрализм в образовании;

®= демократический, государственно-общественный характер управления обра­зованием. Автономность образовательных учреждений.




Условия эффективности влияния воспитания на развитие личности - student2.ru Формы получения образования

О очная, очно-заочная (вечерняя форма обучения), заочная;

О семейное образование;

О самообразование, экстернат.

Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образованияв пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует Еди­ный государственный образовательный стандарт.

Образовательные учреждения

Образовательное учреждение— учреждение, осуществляющее образова­тельный процесс, то есть реализующее одну или несколько образователь­ных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучаю­щихся, воспитанников.

Типы образовательных учреждений

©> дошкольные;

е> общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (пол­ного) общего образования);

е> учреждения начального профессионального, среднего профессионального, выс­шего профессионального и послевузовского профессионального образования;

©> учреждения дополнительного образования для детей и взрослых;

@> специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклоне­ниями в развитии;

©■ учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

е> другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательныхучреждениях соот­ветствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Фе­дерации, и разрабатываемыми на их основе уставамиэтих образовательных учреждений.

Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных. Государственный статусобразовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и на­правленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Образовательное учреждение является юридическим лицом. По своим органи­зационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

Условия эффективности влияния воспитания на развитие личности - student2.ru Условия эффективности влияния воспитания на развитие личности - student2.ru Учредитель (учредители) образовательного учреждения

/2л органы государственной власти, органы местного самоуправления;

(h отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объ­единения (ассоциации и союзы);

ЙЬ отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

£а общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрирован­ные на территории Российской Федерации; еЬ граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Допускается совместное учредительство образовательных учреждений. Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы,может быть только Правительство страны.

Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типадля детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением мо­гут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Условия эффективности влияния воспитания на развитие личности - student2.ru Непрерывное образование

Непрерывное образование— единая система государственных и обще­ственных образовательных учреждений, обеспечивающая организацион­ное, содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев, совместно решающих задачи воспитания, общеобразовательной, политех­нической и профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей и удовлетворя­ющих его стремление к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни.

Условия эффективности влияния воспитания на развитие личности - student2.ru

Модель непрерывного образования (В. Н. Турченко)

•:• Временная характеристика: процесс всей жизни.

♦ Пространственная характеристика: место не ограничено. Специализиро­ванные учреждения, оставаясь опорными пунктами системы образования, ин­тенсивно расширяют свои функции, реализуя их не только в собственных рамках, но и внутри всех других сфер деятельности.

Условия эффективности влияния воспитания на развитие личности - student2.ru Условия эффективности влияния воспитания на развитие личности - student2.ru Внешняя характеристика: максимальное сближение школы со всеми дру­гими сферами общественной деятельности, принцип «открытой школы».

♦ Внутренняя характеристика: сомкнутость, преемственность всех ее элемен­тов, плавные переходы от низших ступеней к высшим. Различные формы и типы обучения взаимно дополняют друг друга.

♦ Количественная характеристика: включает не только подрастающее поко­ление, но и все старшее поколение, являясь в принципе всеохватывающим.

♦ Функциональная характеристика: ученик — субъект самообразования, спо­собный стать серьезным оппонентом своего учителя и даже превзойти его.

♦ Характеристика развития: непрерывное образование — это процесс. Веду­щая тенденция — непрерывное обновление содержания, форм и методов обу­чения, интенсификация учебно-воспитательных процессов.

Функции непрерывного образования Принципы непрерывного образования

О диагностическая, □ всеобщность, демократизм и доступ-
CI компенсаторная, ность,
О адаптационная, □ непрерывность,
О познавательная, □ интегративность и преемственность,
О культурологическая. □ открытость,

□ самообразование.

Цель непрерывного образования не в том, чтобы человека учить всю жизнь, а в том, чтобы он научился учиться самостоятельно в течение всей жизни.

Проблемы непрерывного образования неотъемлемы от проблем, связан­ных с учителем.

Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в про­буждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика (В. А. Сухомлинский).

Условия эффективности влияния воспитания на развитие личности - student2.ru Условия эффективности влияния воспитания на развитие личности - student2.ru Дополнительное образование

Дополнительные образовательные программы и дополнительные обра­зовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства в различ­ных образовательных учреждениях и посредством индивидуальной педа­гогической деятельности.

Дополнительные образовательные программы различной направленности реализуются

•:• в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях про­фессионального образования за пределами определяющих их статус основ­ных образовательных программ;

♦ в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учрежде­ниях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ори­ентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натурали­стов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

♦ посредством индивидуальной педагогической деятельности.


/ эколого-биологическую; / военно-патриотическую; / социально-педагогическую; / культурологическую; i/ естественнонаучную и др.

Учреждения дополнительного образования осуществляют разнообразную ра­боту по различным направлениям

/ научно-техническую; / спортивно-техническую; / физкультурно-спортивную; / художественно-эстетическую; / туристско-краеведческую;


Вид образовательного учреждения дополнительного образования определяется в соответствии с направленностью реализуемой дополнительной(ых) образова-тельной(ых) программы (программ). Виды учреждений дополнительного образования детей и подростков

Учреждения, реализующие дополни­тельную образовательную програм­му одной направленности:

♦ школы (спортивно-технические, художественно-эстетические, во­енно-патриотические и др.);

♦ стадионы и спортивные площад­ки и комплексы;

♦ станции (туристско-краеведче-ские, научно-технические, эколо-го-биологические и др.);

♦ детские студии художественно-эстетической направленности, детские театры.

Учреждения, реализующие дополни тельные образовательные програм­мы разной направленности: ♦ Дворцы и дома детского и юно­шеского творчества; центры; клубы;

детские парки; музеи;

детские и юношеские библиотеки; детские оздоровительно-образо­вательные лагеря.



Лагерь как детско-оздоровительное образовательное учреждение

Лагерь— детско-оздоровительное образовательное учреждение (ДООУ) в системе дополнительного образования, создающееся с целью обеспечения права граждан России на полноценный развивающий отдых детей с уче­том их потребностей, интересов семьи, общества и государства.

Детские оздоровительные лагеря (ДОЛ) создаются органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправле­ния, коммерческими и некоммерческими организациями и поддерживаются государством.

Деятельность оздоровительно-образовательных учреждений должна быть направ­лена на организацию индивидуально-ориентированного досуга, способствующую физическому и духовному развитию детей, удовлетворению их возрастных и индивидуальных потребностей, развитию разносторонних способностей.

Задачи ДОЛ

т> развитие умений и навыков безопасной жизнедеятельности как средства лич­ной защиты; создание условий для укрепления здоровья детей, усвоения и [ применения ими навыков гигиенической и физической культуры;

е> реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, куль-турно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, про­фессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и развитие детей;

«э> обогащение опыта ненасильственного сосуществования в природе и социуме у детей и подростков;

е> раскрытие способностей детей и подростков, создание условий для проявле­ния их инициативы и активности.

Принципы деятельности ДОЛ

□ безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоин­
ства;

D приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореа­лизации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;

□ гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ;
D конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей;
D единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;
О вариативность программ и их реализации.

Лагерь создается при наличии необходимых экологических, материально-техни­ческих, социально-бытовых, санитарно-гигиенических, кадровых и иных условий, обеспечивающих оздоровление и развивающий отдых детей. Его деятельность регламентируется общероссийскими требованиями к территории, зданиям, соору­жениям, оборудованию, санитарно-эпидемиологическими, противопожарными, стро-

Условия эффективности влияния воспитания на развитие личности - student2.ru ительно-техническими правилами и нормами организации жизнедеятельности детского оздоровительного учреждения.

3а коллективом лагеря закрепляется право на самостоятельное определе­ние программы своей деятельности.

Виды лагерей

/ городские школьные лагеря и площадки;

/ загородные лагеря: оздоровительные, санаторные, профильные, лагеря труда

и отдыха, лагеря для детей и родителей; / школы-лагеря; | лагеря-центры (как «Артек»); / лагеря: с профильными сменами, семейные; / плавучие лагеря; / инспекторов дорожного движения;

/ общественных детских организаций (скаутов, пионеров); / летние мастер-школы;

/ профилактические лагеря и смены с дневным пребыванием; / исторические лагеря; / лагеря фольклорных ремесел и т. п.

В некоторых местах название «лагерь» заменили на название «досуговый ком­плекс», «центр», «дача», «городок».

Новые тенденции выразились в создании региональных социально-педагоги­ческих программ летнего отдыха, таких как программы поддержки одаренных детей и подростков, активный отдых детей с девиантным поведением, програм­ма патриотического воспитания и др.

2-1347



Детские и молодежные общественные объединения

ритор*
города
Госуда
единег
Факторы, предопределившие современное развитие детского и молодежногсетее с
движенияНии of

/ Наличие или отсутствие детского и молодежного движения в стране позво-Драво:
ляет судить о степени демократизации общества. действ

• Детские и молрдежные объединения являются своеобразным элементом учеб-встра
но-воспитательной системы. нацио>

/ В начале советского периода (1920-1930) детское и молодежное движение былом^е во
представлено разнообразными по идеологической направленности, составу, на­
званиям, формам и содержанию работы группами и направлениями.
/ Укрепление и развитие пионерской и комсомольской организаций поддер­
живалось и финансировалось государством. Их объединяла единая полити­
ко-воспитательная цель: воспитание в духе коммунистических идей.
/ Пионерская организация имела единую базу: разные типы школ; единую
структуру, единые программы, единый кадровый корпус, общее для всей стра­
ны название. В пионерскую организацию входили только дети от 10 до 14 лет.
Вожатые отбирались по рекомендации комсомола и партии. Обе организа­
ции — пионерская и комсомольская — практически объединяли в своих ря-1
дах основную массу детей, подростков и большую часть молодежи. В пионер­
ской организации в 80-х годах состояло свыше 22 миллионов детей. Много- ""
миллионной была и комсомольская организация. Поря;

Созда
Пути реформирования детского и молодежного движения в постсоветский шейи
периодУстав

с»» переход детского и молодежного движения из государственного института в Устав
общественный; щих с

or смена единой и единственной организации движением, объединившим мно­
жество разных организаций, групп и направлений; Цели
ф* смена базы — любое пригодное для этого место; Детсв
еж- разнообразие названий, целей, программ; моде*
<ж- изменение структуры пионерской и школьной комсомольской организаций терес!
и вновь возникших с одновозрастной и поклассной на разновозрастную при ЦИи л
отсутствии прямой связи с классом и школой; г0 вр<
«г автономность деятельности и финансирования в пределах существующих кульа

правовых норм о деятельности любых общественных объединений;
о- стирание резкой грани между детским и молодежным движениями. Клас'

Современные детские и молодёжные общественные объединения высту­пают как особый социальный институт, решающий специфические задачи самостоятельными приёмами и методами.

Детские и молодежные организации и объединения могут создаваться на меж­дународном уровне (скауты), на уровне СНГ (СПО (ФДО) — Союз пионерских организаций (Федерация детских объединений), на уровне республики, на тер-

Условия эффективности влияния воспитания на развитие личности - student2.ru Условия эффективности влияния воспитания на развитие личности - student2.ru ритории одного, двух и более регионов страны или действовать в масштабах города, района.

Государство не вмешивается во внутреннюю деятельность общественных объ­единений. Оно лишь формирует правовую базу взаимоотношений и обеспечива­ет ее соблюдение. Вмешательство государства допускается лишь при наруше­нии объединением существующих законов'.

Правовая основа деятельности — Закон СССР об общественных объединениях, действующий на территории РФ.

В стране не допускается созданиеорганизаций, проповедующих войну, насилие, национальную рознь, насильственное свержение существующего строя, созда­ние вооруженных формирований.

Условия эффективности влияния воспитания на развитие личности - student2.ru

Порядок образования детских и молодежных объединений

Создаются, если есть не менее 10 подростков (для детских объединений) и юно­шей и девушек старше 18 лет (для молодёжных объединений). Разрабатывается Устав, созывается учредительное собрание (съезд, конференция), принимается Устав и образуются руководящие органы. Регистрация Устава в соответствую­щих органах дает объединению права юридического лица.

Цели и задачи деятельности детских и молодежных объединений

Детские и молодежные объединения способствуют развитию активности и са­модеятельности детей, подростков и молодежи, удовлетворению различных ин­тересов, т. е. социальному становлению и развитию. Способствуют самореализа­ции личности в той или иной области, рациональному использованию свободно­го времени, профилактике правонарушений, обретению норм демократической культуры.

Наши рекомендации