Перечень практических заданий к экзамену
1. Сформулируйте цели практического занятия по предложенной Вами теме. Каковы методические требования к целям занятия?
2. Установите последовательность этапов организации проблемного обучения.
3. Установите соответствие между формой обучения и ее характеристикой:
Групповая | а) | Организация совместной деятельности обучающихся на различных основаниях | |
Индивидуальная | б) | Взаимодействие в обособленной паре | |
Коллективная | в) | Работа педагога со всей группой в едином темпе с общими задачами | |
Фронтальная | г) | Взаимодействие преподавателя с одним студентом | |
д) | Взаимодействие педагога с группой на основе разделения труда и принципа индивидуальной ответственности каждого за общий результат |
4. Установите соответствие между методом обучения и особенностью его реализации:
Объяснительно- иллюстративный | а) | Самостоятельная поисковая деятельность учащихся (практическая или теоретическая) | |
Репродуктивный | б) | Учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания | |
Исследовательский | в) | Ученик выполняет действия по образцу учителя | |
Проблемного изложения | г) | Частично поисковая деятельность учащихся | |
д) | Учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают |
5. Установите соответствие между функцией оценки и ее характеристикой:
Мотивационная | а) | Выявление причин образовательных результатов | |
Информационная | б) | Формирование адекватной самооценки ученика | |
Воспитательная | в) | Определение степени успешности ученика в освоении учебного материала | |
Диагностическая | г) | Создает определенную эмоциональную реакцию обучающегося | |
д) | Поощрение и стимулирование учебной деятельности |
6. Продемонстрируйте словесные методы обучения праву.
7. Сформулируйте вступительное слово к лекции по предложенной Вами теме.
8. Предложите план лекционного занятия по предложенной Вами теме. Каковы методические требования к плану лекции?
9. Приведите пример проблемной ситуации на занятии по праву и определите ее тип.
10. Продемонстрируйте наглядные методы обучения праву.
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа обучающихся является неотъемлемой частью обучения, предусмотренная тематическим планом учебной дисциплины «Преподавание права». Важность самостоятельной подготовки обусловлена спецификой преподаваемой учебной дисциплины. Направленность самостоятельной подготовки состоит в более глубоком усвоении обучающимися научно-теоретических основ психологии с учетом современных тенденций ее развития.
Существующие трудности усвоения учебной дисциплины связаны с объемностью изучаемых вопросов, что требует изучения дополнительных информационных источников.
В рамках изучения учебной дисциплины обучающийся самостоятельно подготавливается к следующим формам учебных занятий: лекциям, семинарам, практическим занятиям (включая интерактивную форму – по заданию преподавателя). Они должны уметь дополнять записи лекций при самостоятельном изучении, составлять конспекты, планы, тезисы выступлений, подбирать литературу и т.д.
Основные формы самостоятельной учебной работы:
доработка конспекта лекции с применением учебника, методической и дополнительной литературы: этот вид самостоятельной работы особенно важен в том случае, когда изучаемый предмет содержит много неоднозначно трактуемых вопросов, проблем;
подготовка к практическому занятию;
подготовка к семинарскому занятию;
подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы;
самостоятельное изучение отдельных тем, параграфов;
подготовка к экзамену;
написание реферата;
подготовка доклада;
написание домашней контрольной работы слушателями.
При оценивании (определении) результатов освоения учебной дисциплины применяется традиционная система (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Вопросы для СРС
1. Демократизация высшего образования.
2. Фундаментализация образования.
3. Индивидуализация обучения и труда обучающихся.
4. Гуманитаризация и гуманизация образования.
5. Компьютеризация высшего образования.
6. Автономизация университетов.
7. Система регулярной оценки эффективности работы вузов со стороны общества.
8. Факторы, развития высшего образования: государственная политика в области образования; сформированность общественного мнения в пользу приоритетности сферы образования; формирование рынка образовательных услуг; наличие научной концепции развития высшего образования; формирование службы общественного контроля за деятельностью вузов.
9. Закон РФ «Об образовании».
10. Национальная доктрина образования.
11. Вариативность образовательных программ.
12. Система управления общим образованием Российской Федерации
13. Характеристика связей между участниками педагогического процесса (информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные, управления).
14. Основные компоненты педагогического процесса: целевой, содержательный, операционально-деятельностный, аналитико-результативный.
15. Сущность целостности педагогического процесса.
16. Системный подход в педагогике, его общая характеристика.
17. Сущность деятельностного подхода в педагогике.
18. Личностно-ориентированный подход в педагогике.
19. Требования, предъявляемые к определению принципов воспитания.
20. Различные подходы к определению принципов воспитания.
21. Элементы содержания воспитания: умственное воспитание, нравственное воспитание, формирование основ мировоззрения, физическое воспитание, трудовое воспитание, гражданское воспитание, эстетическое воспитание.
22. Зарубежные модели воспитания.
23. Коллектив как средство воспитания.
24. Организация внеучебной деятельности учащихся: сущность, принципы, формы.
25. Педагогическое взаимодействие с социумом.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Основная литература:
1. . Основы педагогического мастерства [Электронный ресурс] : учеб.-метод. комплекс / С. Н. Томчикова, Н. С. Томчикова. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976523470.html
2. Диагностика социально-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОУ [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / под ред. Н.И. Левшиной, В.И. Турченко. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976522763.html
3. Основы педагогической коммуникации [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А.А. Максимова. - 2-е изд., стер. - М. ФЛИНТА, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976519435.html
4. Введение в основы педагогического мастерства [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.Г. Сударчикова. - 3-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976519688.html
Дополнительная литература
Управление качеством образования и современные средства оценивания результатов обучения [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова - М. : ФЛИНТА, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976523135.html | |
Информационные технологии в реализации дистанционных образовательных программ в гуманитарном вузе [Электронный ресурс] / Боброва И.И., Трофимов Е.Г. - М. : ФЛИНТА, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976522480.html | |
Методика профессионального обучения [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.П. Бурцева. - 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976520547.html | |
Педагогика как контекст конструирования учебных педагогических дисциплин [Электронный ресурс] : монография / Л.А. Косолапова. - 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2014. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976509542.html | |
Школа исследовательской культуры [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Г.В. Макотрова; под ред. проф. И.Ф. Исаева. - 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2014." - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976518698.html | |
Технологии активного социально-педагогического взаимодействия (тренинги, игры, дискуссии) в обеспечении психологической безопасности образовательного процесса [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Н.Т. Оганесян - М. : ФЛИНТА, 2013. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976517264.html |
Официальные издания
1. Российская газета https://rg.ru/gazeta/svezh.html (библиотека ВлГУ, корпус 1, ауд. 140; корпус 2, ауд. 128; корпус 7, ауд. 140; корпус 3, ауд. 414).
2. Собрание законодательства Российской Федерации http://www.szrf.ru/index.phtml
Специализированные периодические издания:
«Вестник ВлГУ: юридические науки» (библиотека ЮИ, ул. Студенческая, 10)
«Вестник МГУ: право» (библиотека ЮИ, ул. Студенческая, 10)
«Закон» (библиотека ЮИ, ул. Студенческая, 10)
«Закон и право» (библиотека ЮИ, ул. Студенческая, 10)
Интернет-ресурсы
1. http://www.kodeks.ru – официальный сайт информационно-правового консорциума «Кодекс».
2. http://www.law.edu.ru – федеральный правовой портал
3. http://www.consultant.ru – СПС Консультант Плюс
4. http://www.garant.ru – СПС Гарант
5. http://library.vlsu.ru/ – Электронная библиотечная система ВлГУ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Занятия по учебной дисциплине «Преподавание права» проводятся в аудиториях корпуса №11, расположенные по адресу: г. Владимир, ул. Студенческая, д. 8.
Для проведения лекций и практических занятий используются аудитории с мультимедийным оборудованием, которое позволяет визуализировать процесс представления презентационного материала (компьютер, проектор мультимедиа, экран). Аудитории оборудованы настенной доской и фломастером.
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 40.04.01 Юриспруденция
Рабочую программу составил доцент кафедры ГПП _____________________ А.А. Кулакова
(ФИО, подпись)
Рецензент
Профессор кафедры государственно-правовых дисциплин ВЮИ ФСИН России
доктор педагогических наук, профессор_________________________________ Л.К. Фортова
(место работы, должность, ФИО, подпись)
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры _____________________________
Протокол № ________от ___________ года
Заведующий кафедрой ГПП ________________________________________Т.В. Кивленок
(ФИО, подпись)
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании учебно-методической комиссии направления 40.04.01 Юриспруденция
Протокол № ________от ___________ года
Председатель комиссии ____________________________________________________________
(ФИО, подпись)
ЛИСТ ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Рабочая программа одобрена на ___________ учебный год
Протокол заседания кафедры № ______ от _________ года
Заведующий кафедрой__________________________________________________________
Рабочая программа одобрена на ___________ учебный год
Протокол заседания кафедры № ______ от _________ года
Заведующий кафедрой__________________________________________________________
Рабочая программа одобрена на ___________ учебный год
Протокол заседания кафедры № ______ от _________ года
Заведующий кафедрой__________________________________________________________
Приложение
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Владимирский государственный университет