Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития.

Вопросы возрастной периодизации развития психики подробно рассматривались в работах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна и других.

В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман проанализировали две наиболее авторитетные модели возрастной периодизации — концепцию Э. Эриксона и концепцию Д.Б. Эльконина. По их мнению, обе эти концепции страдают «несбалансированностью» и неполнотой. Э. Эриксон выдвигает на первый план внутренние источники развития, а Эльконин — внешние, средовые. Авторы предложили положить в основу теории общего психического развития и периодизации понятие «событийная общность», одновременно схватывающее две стороны развития — его объект и источник.

В построении любой человеческой (событийной) общности участвуют по крайней мере, двое, и смена формы и содержания общности сопровождается сменой партнера. В самом общем виде интегральная периодизация психического развития представляет собой ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей. Каждая ступень имеет сложное строение: выделяются стадия становления событийности и стадия становления самобытности, кризисы рождения (переходы в новую общность) и кризисы развития (освоения новой общности). Не претендуя на полноту раскрытия подхода, кратко перечислим выделенные стадии:

I. Оживление (от рождения до 12 месяцев) — общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность.

II. Одушевление (11 месяцев — 6,5 лет) — общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений.

III. Персонализация (5,5— 18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми.

IV. Индивидуализация (17—42 года). Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта — индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость.

V. Универсализация (39 лет и старше) — выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое». [4;152]

В последние годы получила дальнейшее теоретическое и экспериментальное изучение идея кризисов в психическом развитии. Новообразования критических периодов были проанализированы Л.И. Бершедовой как формы психологической готовности к переходу на новый этап возрастного развития. В работах К.Н. Поливановой показано, что в онтогенетическом развитии в критические возрастные периоды происходит взаимопереход реальной и идеальной форм, вскрыт сложный внутренний механизм этого взаимодействия. В этой логике критический возраст с необходимостью включает целый ряд последовательных этапов.

Обращается внимание на то, что в поле зрения психологов должны попасть не только новообразования возраста, но и «исчезновения» (признаки нормальной возрастной инволюции); возрастная динамика должна рассматриваться не только с точки зрения взрослого (с позиции достигнутого ребенком соответствия культурной норме возраста и психофизиологической норме созревания), но и с учетом детских критериев «самочувствования».

Все чаще современные психологи обращают внимание на новые тенденции общественной жизни в постиндустриальную информационную эпоху. Конец ХХ — начало ХХI в. характеризуется размыванием устойчивых возрастных ориентиров и границ традиционных периодов жизни. События-вехи все более индивидуализируются во времени и пространстве, варьируют в весьма широком диапазоне и время поступления в школу, и студенческая пора, и начало работы по специальности, а также вступление в брак, рождение ранних и поздних детей и пр. Категории «идея возраста», «культурный возраст», по мнению КН. Поливановой, пока сохраняют свое значение как инструмент отношения к человеку, определения его места в обществе, предъявления ему неких ожиданий и требовании однако современная ситуация представляется переходной от единой «лестницы возрастов» к неопределенности индивидуального развития.

Некоторые исследователи в качестве альтернативы периодизационному подходу предлагают развивать психологию жизненных событий.

Многое в этой проблеме остается еще не изученным, но путь исследования теоретически освещен достаточно отчетливо. [4;154]

Но международной периодизацией психического развития признана классификация В. Квинта:

ü младенческий возраст (от рождения до 3-х лет);

ü ранее детство (от 3 до 6 лет);

ü детство (от 6 до 12 лет);

ü подростковый (юношеский) возраст (от 12 до 18 лет);

ü молодость (от 18 до 40 лет);

ü зрелый возраст (от 40 до 65 лет);

ü пожилой возраст (от 65 ---).

Заключение.

Пеpиодизация психического развития в детском возрасте - это самая важная проблема современной детской психологии. От возможных вариантов решения этой проблемы зависит то, чему мы будем учить и как мы будем воспитывать наших детей. Существующая сейчас система выделения периодов сложилась практическим путём. Она не имеет должных теоретических основ и поэтому не может дать верных ответов на некоторые очень важные вопросы.

Решить проблему периодизации психического развития пытались многие отечественные ученые. Среди них Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский и многие другие.

Так, Л. С. Выготский в качестве критерия возрастной переодизации рассматривал ПСИХИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ, характерные для конкретного этапа развития. Он выделял "стабильные" и "нестабильные" (критические) периоды развития. Определяющее значение он придавал периоду кризиса - времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребенка. В эти же периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребенка. Согласно Л. С. Выготскому, переход от одного возраста к другому происходит революционным путем.

Критерием возрастной переодизации Д.Б. Эльконина являются ВЕДУЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития. "Дело в том, что как и всякое новое поколение, так и каждый отдельный человек, принадлежащий данному поколению, застает уже готовыми известные условия жизни. Они и делают возможным то или иное содержание его деятельности".

А.В. Петровский для каждого возрастного периода выделяет три фазы ВХОЖДЕНИЯ В РЕФЕРЕНТНУЮ ОБЩНОСТЬ: АДАПТАЦИЯ, ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ в которых происходит развитие и перестройка структуры личности.

Реально возрастная переодизация каждого отдельного человека зависит:

- от условий его развития,

- от особенностей созревания морфологических структур , ответственных за развитие,

- от внутренней позиции самого человека, которая определяет развитие на более поздних этапах онтогенеза.

Для каждого возраста существует своя специфическая "социальная ситуация", свои "ведущие психические функции" (Л.С. Выготский) и своя ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций определяет общее движение развития.

Список литераты

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология/ под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984 г.

2. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: AKADEMA, 1999г.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2001 г.

4. Психология развития. Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005 г.

5. Психология развития. Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: «Академия», 2005 г.

6. Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2005 г.

7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005.

8. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Избр. психол. тр.- М.: 1989 г.

Наши рекомендации