Профилактика педагогической запущенности
Психолого-педагогическая профилактика — система предупредительных мер связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.
Психолого-педагогическая коррекция — это совокупность специальных психолого-педагогических воздействий наличность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания.
Общие принципы профилактики и коррекции педагогической запущенности детей следующие:
- комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции;
- учет возрастных и личностных особенностей ребенка и специфики педагогической ситуации его развития;
- профессиональная компетентность и разделение функций;
- опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития;
- единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов;
- дифференцированный подход.
Профилактика запущенности может вестись в двух направлениях. Во-первых, это предупреждение ее возникновения, т. е. снятие внешних причин, которые могут приводить ребенка к такому состоянию, интенсивное формирование положительных и торможение отрицательных качеств, свойств, сторон личности. Во-вторых, это предупреждение ее развития, т. е. преодоление возникающих пробелов в развитии детей, коррекция поведения, деятельности и отношений, снятие отрицательного эмоционального состояния ребенка.
Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством образовательного процесса и поэтому носит общепедагогический характер. В зависимости от возраста ребенка можно выделить четыре группы методов профилактики:
1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной игровой деятельности: познавательный характер игры, создание ситуаций эмоционального переживания, занимательность, опора на жизненный опыт, ситуации успеха в учебно-познавательной деятельности.
2. Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива: создание ситуаций личностной и групповой перспективы, коллективные игры, выработка коллективно-единых требований, коллективные соревнования, коллективное самообслуживание.
3. Общение и взаимодействие в различных ситуациях: осуждение, педагогическая требовательность, педагогическое предостережение, сочувствие, убеждение, уважение, решение конфликтной ситуации, анализ поступка, понимание, побуждение, доверие.
4. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка: ожидание радости; обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного; обращение к самолюбию, самоуважению; пример, разъяснение; внушение; требование; снятие напряжения.
Психологическая коррекция педагогической запущенности детей классифицируется по объекту (запущенный ребенок, его воспитательный микросоциум) и по качественным характеристикам личности. Это методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении (психогимнастические методы), методы когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства. Психокоррекция свойств субъекта общения проводится с помощью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого научения, коммуникативных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей.
Нарушения учебной деятельности можно корректировать методом снижения значимости учителя на уроке; снижения потребностей, связанных с внутренней позицией школьника; снижения чувствительности к оцениванию; формирования адекватной самооценки школьных достижений. Эти методы используются на фоне метода релаксации и «реагирования школьных страхов запущенного ребенка.
Нарушения развития самосознания запущенного ребенка корректируются психологическим массажем, идентификацией, зеркальным отражением, подтверждением уникальности ребенка, развитием позитивного восприятия других.
Средства профилактики и коррекции педагогической запущенности разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, направленность на преодоление недостатков развития (гармонизацию) личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания (изменение социально-педагогической ситуации (развития) могут дать, положительные результаты.
Поскольку причины педагогической запущенности детей обусловлены недостатками работой семьи, детского сада и школы, ее успешное преодоление зависит от их тесного взаимодействия. Основными путями взаимодействия семьи, детского сада, школы и педагогически запущенных детей являются:
- совместная работа по повышению уровня педагогической культуры родителей, научно-методического уровня педагогов по рассматриваемой проблеме;
- совместное программирование содержания профилактической работы;
- совместная практическая деятельность по реализации намеченной программы предупреждения педагогической запущенности;
- совместный анализ ее результатов.
Цель такого взаимодействия — перестройка семейного воспитания и образовательной работы в детском саду и школе в отношении педагогически запущенных детей. Успешному решению задач профилактической работы способствуют как общие методы (создание благоприятного психологического микроклимата в семье, детском саду и школе, устранение эмоционально-психологических перегрузок ребенка), так и специальные:
- организация успеха ребенка в ролевой игре;
- учение, руководство его поведением путем опоры на положительные качества;
- формирование его взаимоотношений со сверстниками через привитие навыков жизни и деятельности в коллективе;
- преодоление недостатков, пробелов, дисгармоничности, интеллектуального, нравственного и эмоционально-волевого развития.
Период раннего детства в большей мере определяет будущее человека. В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния отрицательные установки в поведении детей могут носить поверхностный, легко устранимый характер или укорениться и требовать длительного и настойчивого перевоспитания.
В профилактике педагогической запущенности детей должны принимать участие не только психологи и педагоги, но и непосредственно родители.