Причины педагогической запущености
Черты педагогической запущенности чаще проявляются отчетливо, но иногда скрываются за внешне благополучным поведением. В отличии от детей с задержкой психического развития, педагогически запущенный ребенок является нормальным и физически здоровым, но дефекты воспитания не позволили ему приобрести знания и умения, необходимые для нормальной жизнедеятельности.
В дошкольном возрасте такие дети неуспешны в ролевых играх, предпочитают несложные предметные игры. Они не подготовлены к предстоящему обучению в школе, что выражается несоответствием уровня представлений об окружающей среде возрастным возможностям. У детей неразвиты психические процессы, они слабо мотивированы к учебе, имеют отклонения в поведенческой и эмоционально-волевой сфере.
Педагогическая запущенность, возникая в дошкольном периоде, переходит со временем в социально-педагогическую запущенность у подростков. Педагоги выделяют несколько стадий этих нарушений, каждая из которых имеет свои признаки и требует соответствующей коррекции.
Первая стадия рассматривается как предрасполагающая. Она возникает в результате ущербного воспитания в семье, депривации, из-за педагогических ошибок воспитателей дошкольных учреждений. Вторая стадия является следствием слабой психологической готовности к школе. У младших школьников появляется негативное отношение к нормам жизни в детском коллективе. Причиной этому служит отсутствие успеха в учебной и общественной деятельности. Источниками таких неудач могут быть недостатки организации учебно-воспитательного процесса. Последняя стадия наиболее часто встречается в подростковом возрасте. Она характеризуется углублением негативного отношения к правилам жизни в коллективе, появлением асоциального поведения. Подростки осознают отрицательный характер своих действий, но не умеют предвидеть нежелательные результаты. Наблюдаются также факты воровства, жестокости, злостного хулиганства, со временем переходящие в правонарушения. Обычно такое поведение сочетается с извращенными нравственными представлениями.
Таким образом, педагогическая запущенность закладывается еще в раннем детстве, а затем прогрессирует, если не предпринимаются меры по ее преодолению.
Внешними причинами педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания.
Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими.
Можно обозначить факторы и обстоятельства, обусловливающие педагогическую запущенность.
1. Общеизвестно, что решающее влияние на психическое развитие ребенка, его последующее поведение, отношения, общение с окружающими оказывает психологический микроклимат семьи. Там, где нет взаимной любви, доверия, привязанности, дружбы между родителями и детьми, дети растут тревожными, раздражительными, непослушными, дисгармоничными, жесткими и замкнутыми, несмотря на внешнюю тишину и порядок в семье. Социальная позиция родителей, социальная обстановка в семье. Примером в данном случае может служить преимущество материальных благ над духовными, деловой занятости родителей над воспитанием и общением с ребенком. Социальная позиция членов семьи, социальная обстановка, которая в ней царит, существенна тем, что в ней формируется тот первичный социальный опыт ребенка, на основе которого он потом воспринимает и оценивает окружающую действительность, формируется его избирательное отношение к влияниям жизни.
2. Второй фактор, влияющий на развитие педагогической запущенности особенности взаимоотношений с учителями, который предъявляет требования по отношению запущенному ребенку в связи с их невыполнением, стыдит его перед всем классом, «засыпает» «двойками», ученик еще больше замыкается в себе, а его протест приобретает демонстративный характер.
3. Следующий фактор обусловлен предыдущими. Отношение учителя к педагогически запущенному ученику порождает неблагополучное положение его в классном коллективе. Постоянные конфликты с учителями, разрыв дружеских отношений с одноклассниками создают душевную пустоту и сознание; своего одиночества, заброшенности, которые побуждают педагогически запущенного пропускать занятия, искать поддержки, утешения и самоутверждения в асоциальных «дворовых» группировках.
Негативные проявления фактора семьи:
- Отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей.
- Низкий материальный уровень и условия проживания.
- Низкий образовательный и культурный уровень родителей.
- Неправильное отношение и ошибки в воспитании.
Негативные проявления фактора сверстников:
- Социальная отверженность подростка в учебном коллективе.
- Неблагоприятные статусы в группе сверстников.
- Знакомые и друзья, входящие в асоциальную группу.
Негативные проявления фактора школы:
- Ошибки в организации образовательного процесса.
- Отношения с учителями.
Негативные проявления одних факторов, могут усугублять негативные моменты других. И наоборот, позитивное влияние одних факторов может компенсировать, уменьшить отрицательное влияние других. Так, например, школа может усилить негативное влияние педагогической запущенности, вызванной семейными обстоятельствами, а может помочь и семье, и ребенку в преодолении данной проблемы.