Психолого-педагогические подходы в устранении проблем обучения и общения у детей с СДВГ
Общий принцип работы с детьми, имеющими легкие функциональные нарушения в работе мозга, заключается в том, что при обучении и организации их деятельности необходимо максимально учитывать и обходить их дефект. Зная, что работоспособность мозга возрастает и нормализуется по мере взросления ребенка и при отсутствии переутомления, необходимо обеспечить детям «мягкое», замедленное включение в учебу. Лучше, если ребенок позже пойдет в школу, например, с восьми лет, но ни в коем случае не в шесть. Оптимальным является такой вариант, когда дети сразу начинают обучение по четырехлетней программе начальной школы, в которой программа именно первого класса облегчена, растянута на 2 года (классы «выравнивания»). Такое постепенное, замедленное включение в учебу дает наиболее положительные результаты. Существующие программы классов «выравнивания», созданные для работы с детьми, имеющими функциональные нарушения в работе мозга на основе социально-педагогической запущенности или легкой органики, строятся на одновременной редукции и интенсификации их деятельности. Редукция заключается в членении деятельности на отдельные частные операции, действия, которые отрабатываются отдельно и последовательно. Отработке каждой частной операции уделяется значительно больше времени, чем в общеобразовательных классах. Считается, что в итоге ребенок овладевает деятельностью в целом. Фактически идет создание цепи условных рефлексов. При дезорганизации работы мозга отрабатываемые частные действия и операции сами собой не объединяются, не складываются в единую последовательную систему деятельности. Пря «мягком», замедленном вхождении в школьную жизнь у большинства детей уже к концу второго года обучения отмечается существенная нормализация работы мозга и значительное интеллектуальное продвижение. К концу четвертого класса нормализация бывает полной, программа – усвоенной, а личностное и эмоциональное развитие проходит без травм, не искажается невротизацией.
Необходимо также избегать переутомления детей в процессе учебного дня. Не рекомендуется оставлять детей в группе продленного дня, потому что они в гораздо большей степени, чем их здоровые сверстники, нуждаются в отдыхе после школьных занятий, многим необходим дневной сон и всем – относительное одиночество, отдых от группового общения. Длительное нахождение среди ребят, шумные игры, споры – все это приводит к перевозбуждению детей с ММД и дезорганизации их умственной деятельности. В группе продленного дня они не только менее аккуратно делают уроки, но и обычно ничего не запоминают из того, что делали сами и что объяснял им учитель. Домашнее задание, которое обычно задиктовывается учителем в конце урока, дети с ММД или не записывают вообще, или записывают неправильно. Забирая ребенка из школы, родители должны ознакомиться с домашним заданием. Родители должны быть готовы к тому, что в обучении детей с ММД до относительной нормализации их мозговой деятельности (то есть, в течение 1-4 классов) основную роль играют домашние задания. Дома необходимо не только выполнять домашние задания, но и повторять материал, пройденный в классе, чтобы проверить, все ли понято ребенком правильно и не осталось ли вообще пропущенным что-либо существенное. При этом надо помнить, что занятия должны чередоваться с отдыхом в соответствии с ритмом работы мозга ребенка: 5-10 минут работы и 5 минут отдыха. Через час необходим более продолжительный получасовой отдых. Только при таком режиме занятия могут быть продуктивными. При объяснении любого урока необходимо давать детям точный алгоритм действия, уметь выделять сущность. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для ребенка с ММД. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в полуигровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают. Допуская мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать общую хорошую работоспособность. Сильные отрицательные эмоции снижают способность к обучению ребенка с ММД. Поэтому наивно ожидать, что он будет лучше что-либо воспринимать или понимать после того, как его обругали.
Одним из препятствий в обучении и интеллектуальном развитии детей с ММД является своеобразная защитная форма деятельности, довольно быстро у них формирующаяся. Она выражается в том, что дети стараются сделать хоть что-нибудь (все равно что), даже если не понимают, что и как надо делать. Когда хоть что-то сделано, пусть даже неправильно, их ругают меньше, чем когда не сделано ничего. Дети быстро привыкают «заполнять пустоты» этой бессмысленной деятельностью. Но было бы гораздо лучше, если бы в случаях незнания, непонимания они не делали ничего. Именно в результате подобной защитной деятельности в памяти детей застревают какие-то абсурдные сведения, операции, то есть «информационный шум», который еще больше дезорганизует их мышление и осложняет обучение.
У детей с ММД часто возникает проблема с закреплением материала, переводом его из кратковременной оперативной памяти в долговременную. Работая в диалоге с учителем (или родителями), ребенок может демонстрировать понимание, правильно выполнять задания, отвечать на вопросы. Однако, если это было единичное занятие и его содержание не повторилось и не закрепилось, то в голове у ребенка может ничего не остаться. Поэтому дальнейшее объяснение материала становится неэффективным, и непонимание в итоге может стать абсолютным.
Для закрепления материала урок должен быть построен так, чтобы на его протяжении варьировался один и тот же алгоритм или тип задания. При построении урока трудно учесть цикличность интеллектуальной активности учащихся с ММД. Дети работают в разном темпе: кто-то еще активен, а кто-то уже устал или, наоборот, отдохнул и готов подключиться к уроку. Если в течение урока варьируется одна и та же тема, то, в каком бы ритме ребенок не работал, он будет «встречаться» только с ней. Тем самым повышается вероятность того, что основное содержание урока будет усвоено. Учет цикличности интеллектуальной активности ребенка может быть полностью обеспечен в его домашней работе. Дома у ребенка обязательно должна быть возможность работать в том ритме, а котором работает его мозг. Родители легко могут подстроить выполнение домашних заданий под этот ритм. Деятельность ребенка должна быть продумана и организована взрослыми так, чтобы представлять собой четкую последовательность конкретных операций, между которыми можно было бы отдохнуть.
Риск возникновения отклонений в развитии ребенка с ММД, а также школьной дезадаптации и неуспеваемости определяется недостатками его интеллекта. Чем сильнее у ребенка развито мышление, тем меньше риск дезадаптации и неуспеваемости. Именно на развитие понятийного мышления должна быть направлена работа педагогов, психологов и родителей. Попытки тренировать внимание, память и самоуправление не только бессмысленны, но и вредны, так как при этом силы ребенка тратятся впустую. Эти процессы не могут развиваться, пока не будет нормализована работа мозга. Психологическое сопровождение детей с ММД показывает, что даже без лечения по мере взросления всегда происходит некоторая частичная нормализация работы мозга.
Главная задача педагогов и родителей при воспитании и обучении детей – это забота об общем состоянии здоровья ребенка, так как именно от этого самым непосредственным образом зависит избавление от ММД и поддержание определенного уровня работоспособности, необходимого для обучения в школе. Необходимо периодически обследовать ребенка у невропатолога и выполнять его рекомендации. Важно поддерживать здоровый образ жизни (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня). В учебной деятельности, в первую очередь, необходимо развивать речь и мышление детей, учить их рассуждать, так как уровень риска, вероятность возникновения осложнений связаны с недостатками интеллекта, а не со степенью выраженности ММД. Не следует перегружать ребенка занятиями в различных кружках и студиях, особенно таких, где значительная нагрузка на память, внимание (например, иностранные языки) или вероятно физическое переутомление («большой» спорт), а также, если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает. В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение, заботу, осуществлять мягкое руководство деятельностью ребенка.
Опираясь на анализ научной литературы, на опыт проведения психологических тренингов с детьми и опыт родителей, можно сформулировать рекомендации взрослым (родителям, учителям) по взаимодействию с гиперактивными детьми (ММД).
1. Взрослые должны придерживаться положительной, оптимистической модели общения с детьми. Гиперактивному ребенку делают много замечаний дома, в школе, поэтому страдает его самооценка. Вот почему нужно чаще поощрять ребенка за успехи и достижения, даже незначительные. Это поможет усилить уверенность ребенка в собственных силах. Но нельзя забывать о недопустимости неискренней, незаслуженной похвалы.
2. В ежедневном общении с гиперактивными детьми взрослые должны избегать резких запретов, которые обозначаются словами «нет», нельзя». Гиперактивный ребенок, будучи импульсивным, быстрее всего, отреагирует на такой запрет непослушанием или вербальной агрессией. В данном случае, нужно говорить с ребенком сдержанно, даже если что-то ему запрещается. Если ребенку говорить «нет», то нужно дать ему возможность выбора. Например, если ребенок громко кричит, то можно вместе с ним исполнить несколько любимых песен.
3. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ребенком учебное задание, то желательно, чтобы не было приказов, желательно также избегать нежелательных громких интонаций, эмоционально насыщенного тона. Гиперактивный ребенок очень чувствительный, восприимчивый, быстро подчиняется настроению взрослых, эмоции взрослых увлекают его и становятся препятствием для дальнейших негативных действий.
4. В том случае, когда ребенок правильно выполняет поставленные условия поведения, он, конечно, заслуживает награды и здесь необходимо использовать систему поощрений. Целесообразно вместе с ребенком разрабатывать систему поощрений и наказаний за желательное или нежелательное поведение.
5. Если взрослый хочет добиться того, чтобы гиперактивный ребенок выполнял указания, просьбы, нужно научиться давать инструкции именно для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными и содержать не более 10 слов, иначе ребенок просто не услышит сказанное. Родители не должны давать ребенку несколько заданий одновременно. Лучше всего давать указания последовательно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Следует давать ребенку одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Процесс выполнения задания необходимо контролировать. Для подкрепления устных инструкций желательно использовать зрительное восприятие.
6. Иногда бывает так, что взрослые выбирают тактику вседозволенности, и очень быстро ребенок начинает манипулировать ими. А поскольку такому ребенку для чувства собственной безопасности просто необходимы четкие границы дозволенного и обязательная «обратная связь» от взрослого, то в данном случае проблемы в поведении только увеличиваются.
7. Очень часто гиперактивные дети имеют неординарные способности в разных областях, они находчивые и быстро воспринимают информацию. Это создает у родителей впечатление, что обычная программа обучения в общеобразовательной школе слишком примитивна для них, и они записывают ребенка в разные кружки, факультативы. Однако это ведет к переутомлению, к капризам и отказу от обучения вообще.
8. Взрослые должны поощрять ребенка за все виды деятельности, которые требуют концентрации внимания (например, шашки, шахматы, вырезание, чтение).
9. Необходимо придерживаться дома четкого режима дня – это одно из наиболее важных условий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным ребенком. И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и тоже, известное ребенку время.
10. Очень часто родители гиперактивных детей утверждают, что их дети никогда не утомляются. А на самом деле дети утомляются. Именно утомление проявляется в виде двигательного беспокойства. Поэтому родителям рекомендуется ограничить пребывание гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей, стремится не приглашать домой сразу много гостей. По возможности, нужно ограничить ребенка во времени при работе на компьютере и от длительного просмотра телепередач, что особенно влияет на его эмоциональную нестабильность, ведет к перевозбуждению.
11. Во время игры взрослым целесообразно ограничить ребенка лишь одним партнером. Лучше всего ограничить общение с неспокойными, суетливыми друзьями.
12. Необходимо давать ребенку израсходовать накопившуюся энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: большие прогулки, бег, спортивные занятия (но не «большой» спорт»). Правда, занятия коллективными видами спорта не всегда способствуют успокоению ребенка. Кроме того, большое значение имеет стиль общения взрослого с ребенком. Если тренер придерживается авторитарного стиля воспитания, то, скорее всего, это будет способствовать нарастанию гиперактивности. В данном случае более полезными будут спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители смогут откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и спокойная ходьба помогут ребенку успокоиться.
13. В случае, если взрослые считают, что какую-то деятельность ребенка необходимо запретить, например, нельзя гулять одному, нельзя брать спички, то нужно помнить, что подобных запретов должно быть не много, они должны быть предварительно обсуждены с ребенком и сформулированы в очень четкой форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал, какие санкции будут введены взрослыми за нарушения того или иного запрета. Нежелательно, чтобы ребенок становился жертвой настроения родителей, иначе он будет бояться не конкретного наказания со стороны взрослого, а какого-нибудь неожиданного «эмоционального взрыва».
14. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ММД должна включать также медикаментозную коррекцию и элементы психотерапии и лечебной педагогики.