Этиология нарушений развития у детей и подростков
Под этиологией понимают не только причины возникновения те х или иных нарушений, но и условия, которые способствуют их появлению. Так, экзогенные вредности в зависимости от наследственной предрасположенности, определяющей чувствительность мозговых структур к тем или иным воздействиям, могут привести к разным по тяжести отклонениям в развитии. Совпадение во времени различных влияний также приводит к неодинаковым конечным результатам. Среди причин, вызывающих ухудшение психического здоровья детей, на первом месте стоит поражение центральной нервной систем ы различной степени тяжести, на втором — хронические соматические заболевания.
Развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка:
- цикличность психического развития;
- неравномерность психического развития;
- развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;
- пластичность нервной системы;
- соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития.
Зная их, можно продуктивно искать пути, факторы и направления развития различных категорий детей с отклонениями. Надо различать и общие закономерности отклоняющегося развития:
- снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;
- трудность словесного опосредования;
- замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;
- риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности (по В. И. Лубовскому).
Формирование структуры дизоногенеза определяется этиологией и патогенезом поражения мозга. Однако клинические проявления болезни также принимают участие в становлении структуры дизонтогенеза.
Изучение причин и механизмов протекания дизонтогений расширилось во второй половине 20 века в связи с успехами генетики, биохимии, эмбриологии, нейрофизиологии.
Положение о взаимосвязи биологического и социального в развитии индивидуума подтверждает тот факт, что нарушения нервной системы могут быть вызваны как биологическими, так и социальными факторами (Рис.1).
Рис.1. Патогенные факторы дизонтогенеза
По времени воздействия патогенные факторы делятся на:
- пренатальные (до начала родовой деятельности);
- натальные (в период родовой деятельности);
- постнатальные (после родов, прежде всего имевшие место в период с раннего детства до трех лет).
Пренатальные и натальные факторы по сути являются врожденными биологическими факторами риска.
По характеру нарушения патогенные факторы делятся на:
- органические, при которых имеются дегенеративные (разрушительные) или деструктивные (с изменением строения) повреждения ткани, органа. Например: травма (разрыв тканей); инфекция (воспалительный процесс при заболевании, сопровождающийся повреждением или разрушением клеток); интоксикация (гибель клеток или изменение их строения под воздействием ядов),
- функциональные, при которых нет повреждений тканей, органов. Например: нарушения санитарно-гигиенических норм, приводящие к дисфункции органов: недостаток света – к снижению зрения; неблагополучное социальное окружение, которое ведет к нарушению психофизического развития: плохая речь окружающих – к дефектам речи, дефицит раздражителей окружающей среды – к сенсорной депривации (депривация – лишение).
Согласно клинико-психологическим материалам наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т.е. на ранних этапах эмбриогенеза, в начале беременности. Факторы, нарушающие развитие ребенка, находящегося в утробе матери (включая состояние здоровья матери), называются тератогенами.
К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся:
- хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций;
- инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);
- венерические заболевания (гонорея, сифилис);
- эндокринные заболевания матери, в частности диабет;
- несовместимость по резус-фактору;
- алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью;
- биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, таких, как ртуть, свинец, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития;
- серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность;
- гипоксические (кислородная недостаточность);
- токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине;
- патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающееся травматизацией головного мозга;
- мозговые травмы и тяжелые инфекционные и токсико-дистрофические заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;
- хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.
В качестве социальных факторов риска, оказывающих воздействие в постнатальный период, особенно в раннем возрасте, можно назвать неблагоприятные социальные условия, прежде всего семейного воспитания, нарушения санитарно-гигиенических норм и правил. Так, микро-социальная запущенность, под которой понимается задержка интеллектуального и эмоционального развития, обусловлена информационной и эмоциональной депривацией на ранних этапах развития ребенка. Говоря о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации — двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие. Депривация как социальный фактор риска присутствует в этиологии большинства типов дизонтогенеза.
Варианты патохарактерологического формирования личности (аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вегетативной дисфункции) также относятся к социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза.
Пограничными между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза являются «возрастные» симптомы, отражающие патологически искаженные и утрированные проявления нормального возрастного развития.
Возникновение этих симптомов тесно связано с онтогенетическим уровнем реагирования на ту или иную вредность. Поэтому данные симптомы нередко специфичны для возраста, а не для самого заболевания.
В.В. Ковалев (1979) дифференцирует уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков в ответ на различные вредности следующим образом (для каждого из этих уровней характерны свои «возрастные» симптомы).
Для соматовегетативного уровня характерна повышенная общая вегетативная возбудимость с нарушением сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами. Этот уровень реагирования является ведущим на раннем возрастном этапе вследствие его уже достаточной зрелости.
Психомоторный уровень включает преимущественно гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторную возбудимость, заикание, – и обусловлен наиболее интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора.
Для аффективного уровня реагирования характерны синдромы и симптомы страхов, повышенной аффективной возбудимости с явлениями негативизма и агрессии. На этом возрастном этапе значительно возрастает уровень психогений.
Эмоционально-идеаторный уровень в патологии проявляется в «патологических реакциях пубертатного возраста», включающих, с одной стороны, сверхценные увлечения и интересы, с другой – сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анорексия), психогенные реакции протеста, оппозиции, эмансипации и т.д.
Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает симптоматики предыдущих уровней, но отводит им, как правило, периферическое место в картине дизонтогений. Преобладание же патологических форм реагирования, свойственных более младшему возрасту, свидетельствует о явлениях задержки психического развития.
Необходимо также учитывать известную условность такой периодизации.
Основными факторами, влияющими на продвижение в развитии ребенка с отклонениями, являются:
1) биологические: характер и выраженность нарушения в зависимости от времени его приобретения, состояния здоровья ребенка;
2) социальные: спонтанное обучение (воздействие социальной среды: семейное влияние, воздействие коллектива сверстников, отношения с взрослыми); организованное обучение неспециалистами — пребывание ребенка в детском саду или школе, систематические занятия с родителями, которые оказывают недостаточное влияние; специально организованное воспитание и обучение в домашних условиях, в закрытом учреждении, а также интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, в результате которого происходит коррекция и компенсация нарушений развития ребенка; собственная психическая активность (интересы, склонности, эмоции, способность к волевому усилию, сформированность произвольных процессов).
Тема 3. Психологическая характеристика детей с нарушениями умственного развития и проблемы их образования как предмет олигофренопедагогики