Виды психического дизонтогенеза
Очевидно, что изучение того или иного патологического состояния, характеризующегося сложной структурой, многообразием клинических проявлений и полиэтиологией, выдвигает задачи классификации данного нарушения.
За период изучения данной проблематики рядом авторов были предложены различные варианты классификаций дизонтогенеза.
Так, Г.Е. Сухарева, основываясь на анализе патогенеза нарушений развития, выделила три варианта психического дизонтогенеза: задержанное, поврежденное и искаженное развитие. Швейцарский психиатор Л.Каннер дифференцировал два варианта – недоразвитие и искаженное развитие. В классификации, предложенной Я.Лутцем, выделено пять типов нарушений психического развития. Необратимое развитие связывается автором с моделью олигофрении; дисгармоническое развитие – с психопатией; регрессирующее развитие – с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями, эпилепсией, альтернирующее развитие, включающее состояние асинхронии как в виде ретардации, так и акселерации, по мнению самого Я.Лутца, наблюдаются при разных соматических и психических заболеваний.
По мнению Г. К.Ушакова и В.В.Ковалев, основными клиническими типами психического дизонтогенеза являются:
1.Ретардация, т.е. замедление или стойкое психическое недоразвитие как общее, так и парциальное.
2. Асинхрония как неравномерное, дисгармоническое развитие, включающее признаки ретардации и акселерации.
В.В.Лебединский предложил классификацию, в которой выделяется шесть вариантов психического дизонтогенеза. Предлагаемая классификация дифференцирует отдельные варианты аномалий, исходя из основного качества нарушения развития; ее основу составили классификации Г.Е.Сухаревой и Л.Каннера. Дополнительно автором выделены как самостоятельные варианты задержанное, дефицитарное и дисгармоническое развитие.
Классифицируемые В.В. Лебединским варианты условно можно разбить на три группы:
I. Группа аномалий по типу ретардации (отставания): недоразвитие и задержанное развитие;
II. Группа аномалий по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых на- рушений: искаженное и дисгармоническое развитие;
III. Группа аномалий по типу повреждения: поврежденное и дефицитарное развитие.
1. Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития, как правило, связан с ранним поражением ЦНС, когда функциональные системы характеризуются незрелостью. Так, при олигофрении распространенность поражения обусловливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Вторичные нарушения формируются за счет недостаточности влияния со стороны страдающих высших психических функций, а также и несостоятельности воздействия нарушенных базальных функций на высшие.
Наблюдается выраженная инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях. Формирование иерархических связей грубо нарушено. В асинхронии развития преобладают явления ретардации. Характерна неравномерность недоразвития различных функций. Наиболее выражена недостаточность высших психических функций и меньше – базальных. Развитие интеллекта и речи страдает в большей степени, чем восприятие, моторика, элементарные эмоции
2. Для психического дизонтогенеза по типу задержанного развития характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Задержка развития эмоциональной сферы проявляется в различных клинических вариантах инфантилизма. Замедление темпа познавательной деятельности при соматических заболеваниях будет связано с хронической астенией, при психогенных формах – как правило, с явлениями микросоциальной и педагогической запущенности. При церебрально-органических формах замедление темпа познавательной деятельности связано с нейродинамическими и энцефалопатическими нарушениями, не редко обусловлено первичной недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций (праксиса, гнозиса, речи, памяти, воображения).
По мнению М.С. Певзнера, основным механизмом ЗПР является нарушение созревания и функциональная недостаточность более молодых и сложных систем мозга, главным образом относящихся к лобным отделам коры головного мозга, которые обеспечивают осуществление сознательных актов человеческого поведения и деятельности. В одних случаях преобладает механизм задержки темпа развития наиболее молодых функциональных систем мозга, а в других – механизм негрубого органического повреждения мозга. При этом последний вариант связан с выпадением структурных и функциональных элементов, необходимых для осуществления более высокого уровня интеллектуальных процессов.
В.В. Лебединский указывает на характерную мозаичность поражения, при котором наряду с дефицитарными имеются и сохранные функции. Отмечается инертная фиксация более элементарных связей, преимущественно в базальных звеньях, что ведет к временной задержке инволюции более ранних форм. Явление асинхронии связаны с тем, что первичный дефект чаще нарушает развитие отдельных базальных звеньев психических процессов. Высшие их уровни страдают вторично.
3. Поврежденное развитие имеет ту же этиологию, что и органическое недоразвитие психики, либо задержанное (наследственные заболевания; внутриутробные, натальные и постнатальные инфекции, вирусы, интоксикации, травмы ЦНС). Основным отличием является временной фактор воздействия патогенных вредностей. В данном случае повреждение происходит тогда, когда большая часть мозговых систем в значительной мере уже сформирована, и их недостаточность проявляется в признаках повреждения.
Типичной моделью поврежденного развития является органическая деменция. Дизонтогенез данного типа характеризуется сочетанием грубого повреждения ряда сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетически более молодых образований (лобных систем). В случае возникновения деменции в более старшем возрасте может отмечаться и повреждение лобных систем. Наряду с выпадением отдельных частных корковых функций, прежде всего, отмечаются расстройства эмоциональной сферы, нередко с расторможением влечений, тяжелые нарушения целенаправленной деятельности и личности и в целом. Повреждение ведет к явлениям изоляции отдельных систем, распаду сложных иерархических связей, нередко с грубым регрессом интеллекта и поведения.
4. Дефицитарное развитие представляет особый вид дизонтогенеза. Этот тип связан с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата. Первичный дефект анализатора или определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с пострадавшей опосредованно.
Общепринятым является положение о том, что нарушение развития частных функций тормозит психическое развитие в целом. Так, у слепых детей раннее поражение органов зрения заметно влияет на общий ход развития психики ребенка. В качестве вторичных отклонений проявляется недостаточность пространственных ориентировок, ограничение конкретных предметных представлений, своеобразие моторного репертуара, несостоятельность к овладению паралингвистическими средствами коммуникации, характерологические особенности.
Асинхрония, характерная для дизонтогенеза по типу дефицитарного развития, проявляется в различной степени недоразвития одних анализаторных систем при сохранности других.
Прогноз психического развития ребенка с дизонтогенезом данного типа зависит от глубины поражения данной функции. Однако решающее значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы и других сенсорных систем. Источником приспособления детей с дефицитарным развитием являются сохранные функции. Функции пострадавшего анализатора заменяются интенсивным использованием сохранных.
Вместе с тем, даже в условиях дефицитарного развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ребенка. Они являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному дефекту. Так, у глухих детей в связи с ограничением речевого общения возникает мимическое жестовое общение, с помощью которого передается необходимая информация. Эти выразительные средства развиваются и превращаются в своеобразную речевую систему. Начиная с указательных жестов и жестов, имитирующих различные действия, ребенок переходит к пластическому описанию и изображению предметов и действий, овладевая развитой мимико-жестикуляторной речью.
Таким образом, дефицитарное развитие при нарушениях отдельных сенсорных систем дает наиболее яркие примеры компенсации за счет сохранности других каналов связи и интеллектуальных возможностей. Эта компенсация осуществляется в условиях адекватной коррекционной помощи.
5. Дизонтогенез, протекающий по типу искаженного развития, характеризуется сочетанием общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Это, в свою очередь, приводит к ряду качественно новых патологических образований. Данному типу дизонтогенеза свойственна наиболее выраженная асинхрония. В процессе формирования психических функций наблюдается иная последовательность развития отдельных систем, противоположная нормальному онтогенезу.
Наиболее характерной моделью является дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма. По мнению К.С. Лебединской, О.С.Никольской, М.М. Либлинг, аутистический дизонтогенез уже с самых начальных его проявлений формируется по типу искаженного развития всех психических функций. А именно, сочетания в их патологической структуре признаков недоразвития и акселерации. Явления акселерации отмечаются лишь в тех компонентах любой функции, которые задействованы в спонтанной аутичной активности ребенка, не направленной на приспособление к окружающему миру. Явления недоразвития выступают в тех компонентах психической функции, которые предназначены обеспечивать адаптацию к среде – начиная от вегетативных, витальных потребностей и заканчивая сложными функциями взаимодействия.
Так, в аффективной сфере отмечается отсутствие зрительного взаимодействия с человеком при патологической фиксации на витально индифферентных раздражителей; симбиоз с матерью наряду с враждебностью к ней; слабость внешней реакции на окружающее при нередко тонком восприятии эмоциональной стороны ситуации. В интеллектуальном развитии – накопление достаточно отвлеченного для этого возраста знаний, склонность к обобщению, символике при плохой ориентации в конкретной бытовой ситуации. В речевом развитии – отсутствие у ребенка отклика на голос или гиперсензитивность к неречевым звукам; тонкое понимание не обращенного к нему разговора при игнорировании элементарной инструкции.
Специфика асинхронии развития может проявляется: в опережающем формировании интеллекта при отставании созревания моторной и вегетативной сфер, отсутствие физиологической инволюции ряда функций более раннего возраста, наличие качественно новых, в основном, псевдокомпенсаторных образований.
6. Дисгармоническое развитие также проявляется в сочетании явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других. Наблюдается и нарушение иерархии в последовательности развития ряда психических функций. Основное отличие данного типа дизонтогенеза от искаженного развития в том, что основой дисгармонического развития является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере.
Моделью данного типа дизонтогенеза является ряд психопатий и так называемые патологические формирования личности в результате неблагоприятных условий воспитания.
При дисгармоническом развитии нет грубых психопатологических расстройств и прогрессирования нарушений развития. Степень выраженности психопатии и даже само ее формирование в значительной мере зависят от условий воспитания и социального окружения ребенка.
Анализ клинических данных показал возможность сосуществования различных вариантов дизонтогенеза при одном и том же заболевании.