Лексико – грамматические упражнения по теме
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Грибы»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Гриб – грибы - грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, опенок, маслята; поганка, мухомор).
2. «Съедобный – несъедобный».
Подберезовик (какой гриб?) – съедобный.
Мухомор (какой гриб?) – несъедобный и т.д.
3. «Счет». Согласование ИС с числительными.
Одна сыроежка – две сыроежки – пять сыроежек.
Один белый гриб – два белых гриба – пять белых грибов и т.д.
4. «Подбери родственные слова ». Подбор однокоренных слов.
Гриб – грибок, грибной, грибник, грибница.
5. «Какой, какое?».Образование относительных прилагательных.
Суп из грибов – грибной.
Блюдо из грибов – грибное.
6. «Скажи наоборот».Составление ССП с союзом а.
Белый гриб съедобный, а поганка – несъедобный.
У опят длинные ножки, а у волнушек – короткие.
Подберезовики растут под березами, а подосиновики – под осинами.
У подберезовика толстая ножка, а у сыроежки – тонкая.
7. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.
Опята, маслята, мухоморы, сыроежки; лисичка, подберезовик, ежевика, подосиновик.
8. «Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением.
На опушке три волнушки. Чего больше – опушек или волнушек?
Чего в лесу больше – грибов или белых грибов?
Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек?
9. Составить описательный рассказ про грибы (по выбору), по плану:
Что это?
Где растет?
Какой имеет внешний вид (величина, цвет шляпки; длина, толщина ножки).
Съедобный или несъедобный гриб?
Что из него можно приготовить?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Ягоды»
1.«Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ягода – ягодка (клубника, смородина, крыжовник, арбуз, малина, ежевика, земляника, черника, голубика, морошка, брусника, клюква).
2. «Счет». Согласование ИС с порядковыми числительными, счет до пяти.
Первая малинка, вторая малинка… и т.д.
3. «Лесная – садовая».
Морошка – это лесная ягода.
Клубника – это садовая ягода и т.д.
4. «Исправь ошибку». Развитие слухового внимания, логического мышления.
Голубика растет на дереве; смородина растет на болоте; брусника – это садовая ягода.
5. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.
Арбуз (какой?) – большой, сочный, сладкий, вкусный, ароматный и т.д.
Клюква (какая?) - … .
6. «Назови сок и варенье».Образование относительных прилагательных.
Сок из смородины (какой?) - смородиновый
Варенье из смородины (какое?) - смородиновое и т.д.
7. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.
Мандарин, черника, клюква, морошка; брусника, земляника, крыжовник, голубика.
8. Составить описательный рассказ про ягоды (по выбору), по плану:
Что это?
Где растет?
Какой имеет внешний вид (цвет, форма, величина)?
Какая на вкус?
Съедобная или несъедобная?
Что из нее можно приготовить?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Осеняя одежда, обувь, головные уборы»
1.«Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Пальто – пальтишко – пальтишки (куртка, плащ, брюки, кофта, перчатки, носки, чулки, сапоги, ботинки, туфли, кроссовки, кепка, шапка).
2. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Носок – носки – много носков т.д.
3. «Чья, чей, чьи, чье?». Употребление притяжательных прилагательных.
Это чья шапка? – Моя.
Это чей кроссовок? - Мой.
Это чьи перчатки? – Мои.
Это чье пальто? – Мое.
4. «Подбери предмет». Согласование ИС с местоимениями.
Моя – кепка ... ; мой - носок … ; моё – пальто … ; мои – туфли … .
5. «Счет одежды». Согласование ИС с числительными.
Одно пальто – два пальто – пять пальто
Одна кожаная куртка – две кожаные куртки – пять кожаных курток и т.д.
6. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.
Плащ (какой?) – кожаный, теплый, черный и т.д.
7. «Какой, какая, какое, какие?».Образование относительных прилагательных.
Шарф из шерсти – шерстяной.
Платок из шелка – шелковый.
Куртка из кожи – кожаная.
Пальто из драпа – драповое.
Сапоги из резины – резиновые
8. «Четвертый лишний». Классификация предметов.
Куртка, сапоги, пальто, плащ; кофта, кепка, брюки, шарф.
9. Составить описательный рассказ про осеннюю одежду, обувь, головные уборы (по выбору), по плану:
Что это?
Из какого материала сделана?
Какого цвета?
Из каких частей состоит?
В какое время года носят?
Назначение (мужская, женская или детская).
Какие действия можно выполнять с одеждой, обувью или головным убором (чистить, гладить, стирать)?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Грибы»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Гриб – грибы - грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, опенок, маслята; поганка, мухомор).
2. «Съедобный – несъедобный».
Подберезовик (какой гриб?) – съедобный.
Мухомор (какой гриб?) – несъедобный и т.д.
3. «Счет». Согласование ИС с числительными.
Одна сыроежка – две сыроежки – пять сыроежек.
Один белый гриб – два белых гриба – пять белых грибов и т.д.
4. «Подбери родственные слова ». Подбор однокоренных слов.
Гриб – грибок, грибной, грибник, грибница.
5. «Какой, какое?».Образование относительных прилагательных.
Суп из грибов – грибной.
Блюдо из грибов – грибное.
6. «Скажи наоборот».Составление ССП с союзом а.
Белый гриб съедобный, а поганка – несъедобный.
У опят длинные ножки, а у волнушек – короткие.
Подберезовики растут под березами, а подосиновики – под осинами.
У подберезовика толстая ножка, а у сыроежки – тонкая.
7. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.
Опята, маслята, мухоморы, сыроежки; лисичка, подберезовик, ежевика, подосиновик.
8. «Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением.
На опушке три волнушки. Чего больше – опушек или волнушек?
Чего в лесу больше – грибов или белых грибов?
Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек?
9. Составить описательный рассказ про грибы (по выбору), по плану:
Что это?
Где растет?
Какой имеет внешний вид (величина, цвет шляпки; длина, толщина ножки).
Съедобный или несъедобный гриб?
Что из него можно приготовить?