Занятие3. Терпенье и труд всё перетрут

Цель: пробудить стремление к духовному и нравственному совершенству, посредством развития представлений о трудолюбии.

Этапы занятия:

1 Вводное слово учителя - 1 мин.

2. Введение в тему (через стихотворение) - 5 мин.

3. Чтение и анализ текста «Утренние лучи» - 10 мин.

4. Работа в группах -10 мин.

5. Предъявление результата - 15 мин.

6. Заключительные упражнения -4 мин

Материалы для учеников:

Материалы для ведущего: письмо Христинки, лист бумаги А-4,фломастеры, карточки с пословицами, карточки, где перечислены виды детского труда, иллюстрации трудовой деятельности.

Рекомендации к организации занятия. Столы для работы групп ставятся заранее. У каждого ученика в руках карточка определённого цвета. По сигналу учителя каждый ученик садится за тот стол, где нашёл домик своей цветовой гаммы. Первая собравшаяся и поднявшая руки команда получает 5 баллов.

Вводное слово учителя

Дети вспоминают, о чём говорили на предыдущем занятии, вспоминают сказку про волшебника Генриха. Если учащиеся упустили что-либо, то учитель напоминает и подводит их к мысли о том, что очередное доброе дело поможет вырастить маленькие деревья.

Введение Чтение и анализ стихотворения «Хлопотливая птичка».

Птичка над моим окошком

Гнездышко для деток вьёт;

То солому тащит в ножках,

То пушок во рту несет.

Птичка домик сделать хочет,

Солнышко взойдет, зайдет,

Целый день она хлопочет,

Но и целый день поет.

Ночь холодная настанет,

От реки туман пойдет, -

Птичка душенька устанет,

Спит, и петь перестает.

Но чуть утро, птичка снова

Песню звонко заведет:

Весела, сыта, здорова,

И поет себе, поет.

Как по – другому можно назвать это стихотворение? Сравните, пожалуйста, птичку с человеком. Какой она была? Как вы думаете, о каком качестве мы будем с вами говорить?

Основная часть

А) Чтение и анализ текста « Утренние лучи» для всего класса

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи! - будить землю. Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою звонкую песенку: « На свободе, на просторе я пою здесь над землёю! В свежем воздухе приволье, в чистом небе здесь раздолье!».

Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел « ку- ку –ре -ку».

Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья,- зажужжала и полетела собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он на другой бок повернулся и опять заснул.

Вопросы:

- Кого разбудили солнечные лучи? (Жаворонка, зайчика, петуха, пчёл).

- Что стали делать после пробуждения птицы, животные и насекомые?

- Кто не соизволил проснуться? Почему?

-На кого из героев рассказа ты хотел бы быть похожим? Почему?

- О каком качестве мальчика говорится в этом рассказе? Что можно предложить мальчику, чтобы он раньше вставал?

Б) Работа в группах

Фантазёры Задание: Продолжи рассказ так, чтобы мальчик проявил себя иначе

Практики

Учитель делает для учащихся установку: проснувшись, насекомые, птицы, животные принимаются за работу. Задание: Вспомните, пожалуйста, как вы помогаете своим родным и близким людям, что умеете делать своими собственными руками?

Ребята данной команды вовлекаются в игру: «Коллективный труд». Работа выполняется в виде кластера. Дети прописывают на листе-заготовке свои варианты ответов.

Учитель благодарит ребят за работу, делает выводы о том, насколько хорошо или плохо дети приучены к труду.

Теоретики. Задание: Выберите из общего списка русские пословицы и поговорки о труде. Запиши их.

(См. приложение3.1 )

Далее ученики зачитывают пословицы, которые выписали. Объясняют почему.

Исследователи. Упражнение: «Эмоции и чувства»

Ребятам предлагается посмотреть на три иллюстрации. ( Мальчик убирает за собой кровать; делает зарядку; моет посуду).

-Какие чувства вызывает у вас такой человек? Какое настроение может быть у мальчика? Почему? Задание: перечислите прилагательные, которыми можно охарактеризовать эмоциональное состояние мальчика. (Например: радостное, светлое).

Обобщение

Занятие можно закончить рассказом…

Она возвращается домой, как обычно, в час пик. В переполненном автобусе её толкают со всех сторон, держаться не за что и нечем: руки заняты сумками с продуктами. Она устала. День был тяжёлый. «Боже мой!» - думает она. Сейчас отдохнуть бы, а дома столько дел. Завтра Танин день рождения. У Серёжи в классе праздник, ему надо подготовить нарядную одежду. На ужин что-то приготовить, пирог испечь». Открывая ключом дверь, она слышит торопливый Серёжин шёпот: «Пришла».

- Что они там ещё затеяли, - думает она.

- Давай сумки! – Серёжа забирает у неё тяжёлые авоськи, мчится с ним на кухню. Она машинально идёт вслед за ним и останавливается на пороге кухни. Раковина сияет, посуда вся чистая. На плите булькает её любимый гороховый суп.

- Пойдём в комнату, - тянет её за руку сын. Она идёт в комнату. Полы вымыты, на столе – букет ромашек, вокруг ни пылинки, на тумбочке – подгоревший пирог, сработанный из полуфабриката кекса. Серёжина чистая форма висит на стуле. Её усталость и раздражение, как рукой сняло.

- Откуда вы знали, что нужно было делать?

- Секрет фирмы, - поспешно заявляет Серёжа, делая Тане предостерегающий знак.

- Ну, правда, ребята? Вы что, телепаты?.

Поздним вечером, когда дети уже спят, она тихонько входит к ним, нагибается над кроватью дочери и осторожно просовывает под подушку свёрток – подарок ко дню рождения. Из – под подушки падает какая – то бумажка. Листок из блокнота.

- Что такое, - думает она. – Мой почерк. На листке по пунктам перечислено, что ей нужно не забыть сегодня сделать. Это её памятка.- Секрет фирмы, - улыбается она.- Добрые вы мои телепаты.

- А что умеете делать вы? ( На доске перечислены виды детского труда, ребята всего класса выбирают то дело, которое они с желанием выполняют дома, выписав на лист бумаги № любимого дела).

1.Поливать цветы.

2.Вытирать пыль.

3.Накрывать на стол.

4.Наполнять солонку и сахарницу.

5.Кормят котёнка или щенка.

6.Покупать хлеб, булку и совершать другие мелкие бытовые сделки.

7.Производить уборку в комнате, квартире.

8.Пришивать оторвавшиеся пуговицы.

9.Чистить одежду.

Учитель анализирует ответы детей, предоставляет результаты мини-диагностики детям и общие сведения на родительском собрании.

Наши рекомендации