Занятие3. Терпенье и труд всё перетрут
Цель: пробудить стремление к духовному и нравственному совершенству, посредством развития представлений о трудолюбии.
Этапы занятия:
1 Вводное слово учителя - 1 мин.
2. Введение в тему (через стихотворение) - 5 мин.
3. Чтение и анализ текста «Утренние лучи» - 10 мин.
4. Работа в группах -10 мин.
5. Предъявление результата - 15 мин.
6. Заключительные упражнения -4 мин
Материалы для учеников:
Материалы для ведущего: письмо Христинки, лист бумаги А-4,фломастеры, карточки с пословицами, карточки, где перечислены виды детского труда, иллюстрации трудовой деятельности.
Рекомендации к организации занятия. Столы для работы групп ставятся заранее. У каждого ученика в руках карточка определённого цвета. По сигналу учителя каждый ученик садится за тот стол, где нашёл домик своей цветовой гаммы. Первая собравшаяся и поднявшая руки команда получает 5 баллов.
Вводное слово учителя
Дети вспоминают, о чём говорили на предыдущем занятии, вспоминают сказку про волшебника Генриха. Если учащиеся упустили что-либо, то учитель напоминает и подводит их к мысли о том, что очередное доброе дело поможет вырастить маленькие деревья.
Введение Чтение и анализ стихотворения «Хлопотливая птичка».
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьёт;
То солому тащит в ножках,
То пушок во рту несет.
Птичка домик сделать хочет,
Солнышко взойдет, зайдет,
Целый день она хлопочет,
Но и целый день поет.
Ночь холодная настанет,
От реки туман пойдет, -
Птичка душенька устанет,
Спит, и петь перестает.
Но чуть утро, птичка снова
Песню звонко заведет:
Весела, сыта, здорова,
И поет себе, поет.
Как по – другому можно назвать это стихотворение? Сравните, пожалуйста, птичку с человеком. Какой она была? Как вы думаете, о каком качестве мы будем с вами говорить?
Основная часть
А) Чтение и анализ текста « Утренние лучи» для всего класса
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи! - будить землю. Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою звонкую песенку: « На свободе, на просторе я пою здесь над землёю! В свежем воздухе приволье, в чистом небе здесь раздолье!».
Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел « ку- ку –ре -ку».
Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья,- зажужжала и полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он на другой бок повернулся и опять заснул.
Вопросы:
- Кого разбудили солнечные лучи? (Жаворонка, зайчика, петуха, пчёл).
- Что стали делать после пробуждения птицы, животные и насекомые?
- Кто не соизволил проснуться? Почему?
-На кого из героев рассказа ты хотел бы быть похожим? Почему?
- О каком качестве мальчика говорится в этом рассказе? Что можно предложить мальчику, чтобы он раньше вставал?
Б) Работа в группах
Фантазёры Задание: Продолжи рассказ так, чтобы мальчик проявил себя иначе
Практики
Учитель делает для учащихся установку: проснувшись, насекомые, птицы, животные принимаются за работу. Задание: Вспомните, пожалуйста, как вы помогаете своим родным и близким людям, что умеете делать своими собственными руками?
Ребята данной команды вовлекаются в игру: «Коллективный труд». Работа выполняется в виде кластера. Дети прописывают на листе-заготовке свои варианты ответов.
Учитель благодарит ребят за работу, делает выводы о том, насколько хорошо или плохо дети приучены к труду.
Теоретики. Задание: Выберите из общего списка русские пословицы и поговорки о труде. Запиши их.
(См. приложение3.1 )
Далее ученики зачитывают пословицы, которые выписали. Объясняют почему.
Исследователи. Упражнение: «Эмоции и чувства»
Ребятам предлагается посмотреть на три иллюстрации. ( Мальчик убирает за собой кровать; делает зарядку; моет посуду).
-Какие чувства вызывает у вас такой человек? Какое настроение может быть у мальчика? Почему? Задание: перечислите прилагательные, которыми можно охарактеризовать эмоциональное состояние мальчика. (Например: радостное, светлое).
Обобщение
Занятие можно закончить рассказом…
Она возвращается домой, как обычно, в час пик. В переполненном автобусе её толкают со всех сторон, держаться не за что и нечем: руки заняты сумками с продуктами. Она устала. День был тяжёлый. «Боже мой!» - думает она. Сейчас отдохнуть бы, а дома столько дел. Завтра Танин день рождения. У Серёжи в классе праздник, ему надо подготовить нарядную одежду. На ужин что-то приготовить, пирог испечь». Открывая ключом дверь, она слышит торопливый Серёжин шёпот: «Пришла».
- Что они там ещё затеяли, - думает она.
- Давай сумки! – Серёжа забирает у неё тяжёлые авоськи, мчится с ним на кухню. Она машинально идёт вслед за ним и останавливается на пороге кухни. Раковина сияет, посуда вся чистая. На плите булькает её любимый гороховый суп.
- Пойдём в комнату, - тянет её за руку сын. Она идёт в комнату. Полы вымыты, на столе – букет ромашек, вокруг ни пылинки, на тумбочке – подгоревший пирог, сработанный из полуфабриката кекса. Серёжина чистая форма висит на стуле. Её усталость и раздражение, как рукой сняло.
- Откуда вы знали, что нужно было делать?
- Секрет фирмы, - поспешно заявляет Серёжа, делая Тане предостерегающий знак.
- Ну, правда, ребята? Вы что, телепаты?.
Поздним вечером, когда дети уже спят, она тихонько входит к ним, нагибается над кроватью дочери и осторожно просовывает под подушку свёрток – подарок ко дню рождения. Из – под подушки падает какая – то бумажка. Листок из блокнота.
- Что такое, - думает она. – Мой почерк. На листке по пунктам перечислено, что ей нужно не забыть сегодня сделать. Это её памятка.- Секрет фирмы, - улыбается она.- Добрые вы мои телепаты.
- А что умеете делать вы? ( На доске перечислены виды детского труда, ребята всего класса выбирают то дело, которое они с желанием выполняют дома, выписав на лист бумаги № любимого дела).
1.Поливать цветы.
2.Вытирать пыль.
3.Накрывать на стол.
4.Наполнять солонку и сахарницу.
5.Кормят котёнка или щенка.
6.Покупать хлеб, булку и совершать другие мелкие бытовые сделки.
7.Производить уборку в комнате, квартире.
8.Пришивать оторвавшиеся пуговицы.
9.Чистить одежду.
Учитель анализирует ответы детей, предоставляет результаты мини-диагностики детям и общие сведения на родительском собрании.