Учебно-методический комплект к программе

Программа «От рождения до школы» обеспечена учебно-методическим комплектом, работа над совершенствованием которого постоянно ведется авторским коллективом программы.

В комплект входят:

• примерная общеобразовательная программа дошкольного образова­ния «От рождения до школы»;

• комплексно-тематическое планирование;

• пособия по управлению и организации работы в дошкольной орга­низации;

• пособия по инклюзивному образованию;

• пособия по работе психолога;

• методические пособия для педагогов по всем направлениям разви­тия ребенка;

• наглядно-дидактические пособия;

• рабочие тетради;

• комплекты для творчества;

• вариативные парциальные (авторские) программы;

• электронные образовательные ресурсы.

Подробный перечень пособий представлен в Приложении к программе «От рождения до школы».

Учебно-методическое обеспечение Программы является постоянно развивающимся инструментом профессиональной деятельности, отража­ющим современные достижения и тенденции в отечественном и мировом дошкольном образовании.

Требования к оборудованию и оснащению

Программа «От рождения до школы» не предъявляет специальных тре­бований к оснащению, материалам, оборудованию, инвентарю—для реализа­ции Программы не требуется какого-то особого нестандартного оснащения. Программа может быть реализована на имеющийся у дошкольной оргнизации материально-технической базе, при условии соответствия ее действующим государственным стандартам и требованиям. Однако, чем шире материальная база, тем больше у педагога возможностей создать оптимальные условия для развития каждого ребенка.

Авторы разработали три уровня требований к условиям реализации программы:

• минимальный уровень — уровень, который соответствует государс­твенным нормативам;

• базовый уровень — уровень, к которому следует стремиться;

• оптимальный уровень — уровень, раскрывающий дополнительные возможности, которые помогут в реализации программы.

Требования к зданиям и помещениям дошкольных учреждений
Составляющие материально- технической базы Минимальный уровень Базовый уровень Оптимальный уровень
Здание Любое, отвечающее требованиям СанПиН Типовой проект здания детского сада Индивидуальный проект
Прилегающая территория Любые территории, приспособленные для прогулок детей Оборудованные площадки для каж­дой группы Оборудованные площад­ки для каждой группы, мини-стадион, участок для ознакомления детей с природой (сад, цветник, огород)
Помещения детского сада Любое, отвечающее требованиям СанПиН Зал для музыкаль­ных и физкультур­ных занятий; сопутствующие помещения (медицинский блок, пищеблок, постирочная) Зал для музыкальных заня­тий, зал для физкультурных занятий; бассейн, сауна, соляная комната, трена­жерный зал, изостудия, компьютерный класс, каби­нет логопеда, психолога. Сопутствующие помеще­ния (медицинский блок, пищеблок, постирочная)

Составляющие материально- технической базы Минимальный уровень Базовый уровень Оптимальный уровень
Групповое помещение Любое, отвечающее требованиям СанПиН Наличие игрового помещения, спаль­ни, раздевалки, туалета Игровое помещение, спортивный уголок, спальня, раздевалка, туалет. Дизайнерское оформление. Оборудо­ванное рабочее место воспитателя, включая компьютер


Обеспечить высокий уровень развития детей можно, даже имея скромные материальные возможности, так как развивающим эффектом обладают не сами объекты развивающей среды, а детская деятельность, организуемая взрослым или самостоятельная. Результат работы в пер­вую очередь зависит от профессионализма и творческого потенциала педагогов.

Количество и конкретный ассортимент приобретаемых средств обуче­ния, в том числе технических, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвен­тарь, и игрушек определяются дошкольной организацией самостоятельно, исходя из материальных возможностей организации, состава и потребностей детей и запроса родителей. Опираться при подборе оборудования можно на «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений», рекомендованный в Письме Минобрнауки РФ от 17.11.2011 № 03-877 и на рекомендации программы «От рождения до школы».

КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Требования к кадровым условиям реализации программы «От рожде­ния до школы» включают:

1) укомплектованность дошкольной образовательной организации руководящими, педагогическими и иными работниками;

2) уровень квалификации руководящих, педагогических и иных ра­ботников Организации;

3) непрерывность профессионального развития и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников Организации.

Требования к укомплектованности дошкольной организации кадрами

Дошкольная образовательная организация, реализующая Программу, должна быть укомплектована квалифицированными руководящими, пе­дагогическими, административно-хозяйственными работниками и учебно- вспомогательным персоналом.

Для осуществления управления образовательной деятельностью орга­низации, методического обеспечения реализации Программы, ведения бух­галтерского учета, финансово-хозяйственной, медицинской деятельности, необходимой охраны жизни и здоровья, организации питания воспитан­ников привлекается соответствующий квалифицированный персонал в качестве сотрудников дошкольной образовательной организации и (или) заключаются договоры с организациями, предоставляющими соответс­твующие услуги.

Каждая дошкольная образовательная организация самостоятельно формирует свое штатное расписание. В программе «От рождения до шко­лы» представлены три уровня укомплектованности кадрами дошкольной организации: минимальный, базовый, оптимальный.

Минимальный уровень

1. Наполняемость групп в соответствии с нормами СанПиН.

2.Должностной состав и количество работников, необходимых для реализа­ции программы, определяется образовательной организацией самостоятельно.

Базовый уровень

1. Предельная наполняемость групп — не более 25 детей в дошкольных группах, 20 детей — в группах раннего возраста и 15 детей—в младенческих группах.

2. Наличие в дошкольной организации педагогических специалистов:

• музыкального руководителя;

• инструктора по физической культуре.

Оптимальный уровень

1. Предельная наполняемость групп — не более 25 детей в дошкольных группах, 20 детей — в группах раннего возраста и 15 детей — в младенчес­ких группах.

2. Наличие в дошкольной организации педагогических специалистов:

• музыкального руководителя;

• инструктора по физической культуре;

• инструктора по плаванию;

• педагога по изодеятельности;

• логопеда;

• психолога;

• преподавателя английского языка.

Требования к квалификации управленческих и педагогических кадров

Реализация Программы должна обеспечиваться педагогическими работниками, квалификационные характеристики которых установлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденном приказом Минис­терства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г., № 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственно­го образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г., № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384).

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имею­щие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных спра­вочниках, и (или) профессиональным стандартам. (Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 5, статья 46).

Педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудо­вых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образова­тельную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (Феде­ральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 21.).

Уровень квалификации руководящих и педагогических работников Организации, реализующей Программу, для каждой занимаемой долж­ности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государс­твенного или муниципального образовательного учреждения — также квалификационной категории.

В Едином квалификационном справочнике должностей руководи­телей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характе­ристики должностей работников образования») определены должности руководителя (директор, заведующий), заместителя руководителя обра­зовательного учреждения, а также перечень должностей педагогических работников и квалификационные требования к ним.

Управленческие кадры: высшее профессиональное образование по на­правлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогичес­ких должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государствен­ного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Учитель-дефектолог, учитель-логопед: высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

Педагог-психолог: высшее или среднее профессиональное образова­ние по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъ­явления требований к стажу работы либо высшее или среднее професси­ональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.

Воспитатель: высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее и дополнительное профессиональное образование по направ­лению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требо­ваний к стажу работы.

Старший воспитатель: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

Педагог дополнительного образования: высшее или среднее професси­ональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения либо высшее професси­ональное образование или среднее и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Музыкальный руководитель: высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инс­трументе без предъявления требований к стажу работы.

Инструктор по физической культуре: высшее или среднее професси­ональное образование в области физкультуры и спорта либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональ­ное образование в области физкультуры и спорта, доврачебной помощи без предъявления требований к стажу работы.

Должностной состав и количество работников разных категорий, необходимых для обеспечения реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей. В рамках реализации Программы для осуществления научно-исследовательской, экспериментальной деятельности могут привлекаться научные работники.

Профессиональные обязанности педагогов дошкольного образования

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 5, статья 48, педагоги­ческие работники Организации обязаны:

• осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию Программы;

• соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

• уважать честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений;

• развивать у воспитанников познавательную активность, самостоя­тельность, инициативу, творческие способности;

• формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать культуру здорового и безо­пасного образа жизни;

• применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

• учитывать особенности психофизического развития детей и состоя­ние их здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

В соответствии с ФГОС ДО, деятельность педагогических работников в Организации (группе) должна исключать перегрузки, влияющие на над­лежащее исполнение ими их профессиональных обязанностей, тем самым снижающие необходимое индивидуальное внимание к воспитанникам и способные негативно отразиться на благополучии и развитии детей.

Необходимым условием качественной реализации Программы яв­ляется ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспо­могательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или в группе.

Кадровые условия

при инклюзивном образовании

Кадровые условия для Организации, осуществляющих инклюзивное образование, имеют свою специфику.

При включении в общеобразовательную группу детей с ОВЗ в дошколь­ной образовательной организации могут быть дополнительно предусмот­рены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с конкретной категорией детей в соответствии со спецификой их образовательных потребностей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой груп­пы, в которой организовано инклюзивное образование. Категории таких де­тей и особенности их кадрового сопровождения устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации.

При включении в группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жиз­ненной ситуации, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.

Педагогические работники, реализующие Программу, должны обла­дать основными, обозначенными в ФГОС ДО компетенциями, необходи­мыми для обеспечения развития детей.

Наши рекомендации