Контексты идентификации в межкультурном пространстве современности
% от числа ответивших
коэффициент Лайкерта («среднее взвешенное» на шкале от 0 до 3-х)
Чувствую близость | Не чувствую | К Лайкерта | |||
высокую | среднюю | низкую | |||
Народ, которому принадлежит Ваша семья | 2,16 | ||||
Россия в целом как страна, как определенная цивилизация | 2,09 | ||||
Глобальное человечество | 2,07 | ||||
Европа как определенная цивилизация | 1,64 | ||||
Интернет-сообщество | 1,61 | ||||
Другие народы России | 1,38 | ||||
Америка (США) как определенная цивилизация | 1,06 | ||||
Азия как определенная цивилизация | 1,05 |
Эти результаты дают косвенное представление о вероятных целевых и ценностных моделях желаемого для опрошенных цивилизационного состояния России и их места в этих моделях. Оно определяется в системе следующих комфортных для самоощущения приоритетов (Рис.3):
Рисунок 4. Контексты культурной и цивилизационной идентификации опрошенных
Молодые люди, участники опроса, не поддерживают изоляции России от международного сообщества. Они являются сторонниками взаимодействия нашей страны с высоко развитыми странами современного мира. Этот вывод подтверждаются их оценкой перспектив развития России в тех или иных условиях ее международного положения. Отвечая на вопрос о перспективах развития страны при ограничении возможностей такого взаимодействия, они проявили следующие позиции: затруднились с ответами на этот вопрос 9% респондентов, а мнение остальных разделилось в этом случае пополам. С точки зрения опрошенных в этом случае Россия
- будет развиваться быстрыми темпами – 5% ответов
- с некоторыми трудностями, но все-таки будет развиваться – 41% ответов
- для развития возникнут серьезные препятствия – 28% ответов
- не сможет развиваться, начнет отставать –18 % ответов
- затруднились с точным ответом – 9% опрошенных студентов
ВЫВОДЫ:
1) Понятие государства постепенно приобретает у студентов социально компетентный характер, его статус как великой державы конструируется (с учетом текущего положения) как идеальный, но вряд ли реальный сегодня.
2) Основными проблемами страны опрошенные считают коррупцию и бедность
3) При этом степень влияния на решение многих проблем государства, доступ к их решению, оценивается как низкие
4) Данные опроса позволяют констатировать трансформацию структуры доверия группам и институтам общества. При сохранности высокого уровня доверия самому близкому окружению остальные позиции (школа, высшее образование, медицина, органы и персоны власти) заметно теряют свое значение
5) На этом фоне для студентов плохо определяется вектор движения страны и характер будущего, в своих оценках они склонны констатировать застой, неясность перспектив и опасения, вытекающие из этой неясности
6) Все это, видимо, и стимулирует рост общественной активности студентов.
7) Наиболее полезными ее видами они считают волонтерское движение, участие в выборах, участие в обсуждении проблем страны на разнообразных дискуссионных площадках, поддержку общественных объединений и движений (НПО, НКО), а также участие в согласованных собраниях, митингах, шествиях и т.д. (45-55% ответов). Более радикальные типы гражданской позиции (участие в несогласованных мероприятиях и акциях протеста) называют полезными порядка 40% опрошенных. Обсуждение проблем страны в социальных сетях не считается чем-то серьезным. Сомнения в их пользе выразили 30% опрошенных, назвали бесполезными 50%.
8) Из протестных лозунгов студенты склонны поддерживать требования в защиту образования, науки и культуры (порядка 60%), а также экологические и экономические требования. Политически лозунги собирают 20% сторонников
9) Молодежь не поддерживает изоляции России от международного сообщества и высоко развитых стран. В ее самоидентификации преобладают российские, глобальные и европейские культурные образцы
10) Развитие страны, с их точки зрения, определенно зависит от международных взаимодействий.
Использованная литература
1. Первое путинское поколение // https://www.svoboda.org/a/27331008.html.
2. См. первые публикации результатов проекта «Ценностные ориентации российского студенчества», подготовленном Научно-учебной лабораторией политических исследований Высшей школы экономики/ – Российские студенты не доверяют политикам и чиновникам. Они считают коррупцию главной проблемой, мешающей развитию страны – Ведомости, 16 мая 2017 г., // https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2017/05/16/690032-studenti-ne-doveryayut-politikam
Ольга Крокинская
д.с.н., проф. РГПУ им. А.И.Герцена
[1] Поскольку обработка данных продолжалась на фоне не остановленного опроса число ответивших для некоторых вопросов различно.