Контексты идентификации в межкультурном пространстве современности

% от числа ответивших

коэффициент Лайкерта («среднее взвешенное» на шкале от 0 до 3-х)

Чувствую близость Не чувствую К Лайкерта
высокую среднюю низкую
Народ, которому принадлежит Ваша семья 2,16
Россия в целом как страна, как определенная цивилизация 2,09
Глобальное человечество 2,07
Европа как определенная цивилизация 1,64
Интернет-сообщество 1,61
Другие народы России 1,38
Америка (США) как определенная цивилизация 1,06
Азия как определенная цивилизация 1,05

Эти результаты дают косвенное представление о вероятных целевых и ценностных моделях желаемого для опрошенных цивилизационного состояния России и их места в этих моделях. Оно определяется в системе следующих комфортных для самоощущения приоритетов (Рис.3):

Контексты идентификации в межкультурном пространстве современности - student2.ru

Рисунок 4. Контексты культурной и цивилизационной идентификации опрошенных

Молодые люди, участники опроса, не поддерживают изоляции России от международного сообщества. Они являются сторонниками взаимодействия нашей страны с высоко развитыми странами современного мира. Этот вывод подтверждаются их оценкой перспектив развития России в тех или иных условиях ее международного положения. Отвечая на вопрос о перспективах развития страны при ограничении возможностей такого взаимодействия, они проявили следующие позиции: затруднились с ответами на этот вопрос 9% респондентов, а мнение остальных разделилось в этом случае пополам. С точки зрения опрошенных в этом случае Россия

- будет развиваться быстрыми темпами – 5% ответов

- с некоторыми трудностями, но все-таки будет развиваться – 41% ответов

- для развития возникнут серьезные препятствия – 28% ответов

- не сможет развиваться, начнет отставать –18 % ответов

- затруднились с точным ответом – 9% опрошенных студентов

ВЫВОДЫ:

1) Понятие государства постепенно приобретает у студентов социально компетентный характер, его статус как великой державы конструируется (с учетом текущего положения) как идеальный, но вряд ли реальный сегодня.

2) Основными проблемами страны опрошенные считают коррупцию и бедность

3) При этом степень влияния на решение многих проблем государства, доступ к их решению, оценивается как низкие

4) Данные опроса позволяют констатировать трансформацию структуры доверия группам и институтам общества. При сохранности высокого уровня доверия самому близкому окружению остальные позиции (школа, высшее образование, медицина, органы и персоны власти) заметно теряют свое значение

5) На этом фоне для студентов плохо определяется вектор движения страны и характер будущего, в своих оценках они склонны констатировать застой, неясность перспектив и опасения, вытекающие из этой неясности

6) Все это, видимо, и стимулирует рост общественной активности студентов.

7) Наиболее полезными ее видами они считают волонтерское движение, участие в выборах, участие в обсуждении проблем страны на разнообразных дискуссионных площадках, поддержку общественных объединений и движений (НПО, НКО), а также участие в согласованных собраниях, митингах, шествиях и т.д. (45-55% ответов). Более радикальные типы гражданской позиции (участие в несогласованных мероприятиях и акциях протеста) называют полезными порядка 40% опрошенных. Обсуждение проблем страны в социальных сетях не считается чем-то серьезным. Сомнения в их пользе выразили 30% опрошенных, назвали бесполезными 50%.

8) Из протестных лозунгов студенты склонны поддерживать требования в защиту образования, науки и культуры (порядка 60%), а также экологические и экономические требования. Политически лозунги собирают 20% сторонников

9) Молодежь не поддерживает изоляции России от международного сообщества и высоко развитых стран. В ее самоидентификации преобладают российские, глобальные и европейские культурные образцы

10) Развитие страны, с их точки зрения, определенно зависит от международных взаимодействий.

Использованная литература

1. Первое путинское поколение // https://www.svoboda.org/a/27331008.html.

2. См. первые публикации результатов проекта «Ценностные ориентации российского студенчества», подготовленном Научно-учебной лабораторией политических исследований Высшей школы экономики/ – Российские студенты не доверяют политикам и чиновникам. Они считают коррупцию главной проблемой, мешающей развитию страны – Ведомости, 16 мая 2017 г., // https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2017/05/16/690032-studenti-ne-doveryayut-politikam

Ольга Крокинская

д.с.н., проф. РГПУ им. А.И.Герцена

[1] Поскольку обработка данных продолжалась на фоне не остановленного опроса число ответивших для некоторых вопросов различно.

Наши рекомендации