Дидактическая игра «Времена года»

Дети выкладывают картинки возле символов времен года: снеговик, земляника, подснежник, зонтик и т.д.

Затем дети составляют сложные предложения про времена года:

— Зимой дети лепят снеговиков и катаются на санках.

— Летом растут красивые цветы и в траве спеет земляника.

Занятие98. Буква ь (продолжение)

Цели: закрепить знания о роли буквы ь в словах; научить подбирать слова к схемам; провести звукослоговой анализ слова карась; научить печатать предложения с буквой ь; проверить практическое усвоение детьми предлогов.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Да — нет».

Логопед произносит предложение в утвердительной форме, добавляя вопрос «да» или «нет». Дети должны подтвердить или сказать «нет».

Весной текут ручьи, да? (Да.)

Осенью идет снег, да? (Нет.)

Зимой катаемся на коньках, да? (Да.)

Буква ь (закрепление)

Дети отбирают среди картинок те. в названии которых ь на конце: гусь, лось, пень, тетрадь, морковь. • «Что изменилось?».

Дети закрывают глаза, логопед меняет картинки местами. Дети должны сказать, что изменилось.

Дети повторяют написание буквы ь, вспоминают стихотворение.

Составляют предложения по картинке, печатают их в тетради: В поле конь. На лугу гусь. В реке карась.

Логопед проводит звукослоговой анализ слова карась. (Сколько букв? Сколько звуков?)

3. Физкультминутка

«Как живешь?» (см. занятие 2).

4. Работа в тетради (на закрепление предлогов)

С помощью опорных картинок дети рисуют по инструкции: из-под елки выползает ежик; из-за пенька видны заячьи уши; над березой летает птица и т.д.

Составляют предложения и подбирают соответствующую схему предлога. Например: Над березой летает птица. Под столом спит кошка.

Занятие99. Разделительныйь

Цели: познакомить с разделительным ь; научить синтезировать звуки в слова, печатать слова с ь в середине слова; научить образовывать притяжательные прилагательные.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Наоборот».

Логопед называет прилагательное, дети вспоминают слово-антоним: длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий и т.д.

Знакомство с разделительным ь

Дети выкладывают на доске из букв: пю лю бю, затем вставляют в середину ь и читают слова.

• «Один — много».

Дети упражняются в образовании существительных множественного числа: перо — перья, крыло — крылья, дерево — деревья, муравей — муравьи, воробей — воробьи, лист — листья.

Дети пишут в тетради слова с разделительным ь возле рисунков:

лист листья стул стулья, \ Печатают предложение: По дорогам бегут ручьи.

Физкультминутка

«Котенок» (см. занятие 6).

Синтез слов

Дети синтезируют слова из звуков: [п], [а], [л'], [т], [о] — пальто, [к], [о], [нэ] — конь, [у], [г], [о], [л'] — уголь, [д], [о], [ж], [д’] — дождь.

Составь предложение»

Дети по опорным словам составляют предложения, добавляя название времени года.

— с, падать, желтые, деревьев, листья (Осенью с деревьев падают желтые листья);

— бежать, с, звонкий, гора, ручей (Весной с горы бежит звонкий ручей.);

— Кружиться, в, снежинки, воздух, белые (Зимой в воздухе кружатся белые снежинки.);

— На, поляне, земляника, спеть, красная; (Летом на поляне спеет красная земляника.).

6. «Чей домик» (игра с пазлами)

У каждого ребенка картинки с изображением животных, птиц, насекомых. Логопед выставляет картинки с «домиками» животных (картинки соединяются с помощью пазла). Дети должны сказать: это медвежья берлога; это лисья нора; это пчелиный улей; это птичье гнездо и т.д.

Занятие100. Времена года

Цели: проверить знание времен года; научить составлять рассказ по картинке; читать рассказ К.Ушинского «Четыре желания».

1. Организационный момент

• Игра с мячом «О чем я говорю?».

Логопед называет прилагательное, дети — существительное к нему: кислый — лимон, крепкий — орех, колючий — еж...

Времена года»

«Когда это бывает?».

Дети по сюжетной картинке составляют предложения, вызывая время года: Мальчики зимой играют в хоккей. Осенью на огороде люди собирают овощи и т.д.

• «Четыре времени года».

Дети должны разделить схематичные изображения деревьев, солнца, неба, земли в зависимости от цвета на четыре времени года и рассказать о них (весной оранжевое солнце, зеленые деревья, черная земля, голубые облака).

• «Составь рассказ».

Дети составляют рассказ по сюжетной картине «Весна» (логопед проводит беседу по содержанию картины; дает образец рассказа; дети самостоятельно пересказывают текст).

Физкультминутка

«Золотые ворота» (см. занятие 8).

Чтение рассказа

К.Ушинского «Четыре желания» Логопед проводит беседу по содержанию произведения.

Дети рассказывают о своих любимых временах года.

Работа в тетради

Дети должны нарисовать дорожку по образцу.

Занятие 101. Разделительный ъ

Цели: поупражнять в употреблении разделительного ъ в словах и предложениях; научить сравнивать количество звуков и букв в словах с разделительным ъ; познакомить с буквой ъ; научить образованию сравнительной степени прилагательных.

Организационный момент

• Игра с мячом «Закончи предложение».

Логопед произносит подлежащее и сказуемое, дети подбирают дополнение: Белка грызет ... орехи. Желуди выросли ...на дубе. Лиса убежала в ... нору.

Составь предложение»

Логопед записывает на доске слова сел — съел и просит детей объяснить, в чем различия в написании слов. Затем дети составляют предложения с этими словами.

3. Чтение рассказаВ.Волиной «Объеденная скатерть»

Слушай внимательно»

Логопед называет слова, а дети определяют на слух, в каких из них встречается ъ: подъезд, объявление, магазин, подъемный кран, съедобное, дерево, въезд, съемка.

Звукослоговой анализ слова подъезд.

Физкультминутка

«Кукушка» (хороводная игра)

К нам кукушка в огород

Прилетела и поет,

Ты глаза не открывай,

Кто позвал тебя — узнай!

Знакомство с буквой ъ

Дети рассматривают иллюстрацию с буквой ъ, учат стихотворение:

Из ведра не просто так

Нам воды напиться,

Нужен ковшик — твердый знак,

Чтобы не облиться. В.Степанов

Обводят трафарет с буквой ъ, раскрашивают ее.

Дети печатают строчку буквы ъ, печатают слова: съехала, объехала, подъехала.

Составляют из букв и печатают предложение: Дети съели кашу.

Игра «Закончи предложение»

Дети учатся образовывать сравнительную степень прилагательных:

— Клен высокий, а дуб еще ... выше.

— Тюльпан красный, а мак еще ... краснее.

— У елки иголки длинные, а у сосны еще ... длиннее.

— Малина вкусная, а земляника еще ... вкуснее.

Занятие 102. Закрепление пройденного материала

Цели: научить буквенному гнозису и правильному соотношению звука и буквы; научить печатать слова и предложения; научить составлять подробный последовательный пересказ.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Какой? Какая?».

Дети учатся образовывать качественные прилагательные: дом из кирпича — кирпичный дом, матрешка из дерева — деревянная матрешка, петушок из глины — глиняный петушок.

Повторение изученных букв

Логопед предлагает детям представить буквы как: буквы — колеса (о, э, с), буквы — лестницы (н, п, е, ё), буквы — ракеты (а ,л, д).

Дети рассматривают плакат и называют, из каких букв составлены названия предметов.

• «Таблицы Шульте».

Дети должны так закрыть кружками буквы» чтобы получились слова: зонт, ель, цапля, елка, грибы.

Дети рассматривают миографы и называют буквы» которые там изображены.

«Цветные буквы».

Дети о помощью карточек о цветными буквами составляют олова и записывают их в тетради.

Дети составляют предложении по картинкам и записывают их в тетради: Под елкой грибы. Коля съел грушу.

3. Физкультминутка

«Котенок» (см. занятие 6).

4. Пересказ сказки Н.Павловой «Земляничка»

Логопед рассказывает сказку с использованием наглядного материала дли фланелеграфа.

Проводит беседу по содержанию произведения.

Дети должны подготовить подробный последовательный пересказ сказки с элементами драматизации.

Занятие 103. Звукослоговой анализ слов

Цели: закрепить навыки проведения звукослогового анализа слов; изучить печатать в тетради слова, обозначающего персонажей сказки «Репка»; проверить умение практически использовать в речи наречия.

1.Организационный момент

Игра с мячом «Скажи одним словом».

Дети должны подобреть обобщающее слово: огурец» перец, капуста — овощи? зима, весна, лето — времена года, четверг, суббота, вторник - дни недели.

2. Звукослоговой анализ слоя

Деление слов на слоги. Дети должны определить» сколько слогов в слове и расставить картинки возле цифр 1, 2, 3: гриб, машина, елка, желуди, мячик, лень, дятел, волк, белка.

Логопед дает детям задание: из каждого звука слова составить новое олово: лиса, лук, индюк, слива, автобус; волк – вата, осы, луна, кошка.

Дети проводит звукослоговой аиализ слова абрикос называют первый звук в слове, последний, где находится звук [р'].

Подбирают слова к схемам звукового анализа.

3. Физкультминутка

«Как живешь?» (см. занятие 2).

4. «Перескажи сказку».

Дети рассказывают русскую народную сказку «Репка» с Помощью картинок.

Расставляют карточки с персонажами в нужной последовательности.

Читают карточки и печатают в тетради за рисунком репки: дед бабка — внучка — жучка — кошка — мышка.

Наречия

Дети рассматривают карточки со схемами наречий

Дидактическая игра «Времена года» - student2.ru между Дидактическая игра «Времена года» - student2.ru

1. Составляют предложения с помощью карточек:

Елка растет между дубом и березой. Белка сидит вверху на сосне. Вправо от пенька пробегает ежик.

Занятие 104. Лес

Цели: закрепить знания не тему «Лес и его обитатели», систематизировать информацию О растениях и животных; научить составлять рассказ; научить ориентироваться из плоскости листа.

1.Организационный момент

Игра с мячом «Горячо — холодно» (см. занятие 7)»

2.«Лес»

Дети рассматривают картинку с изображением леса. Называют «лесные этажи» (трава — кусты — деревья). Называют животных» птиц и насекомых, изображенных на картинке.

«Скажи правильно»,

• Дети рассматривают карточки говорят, что на них изображено и называют обобщающее слово: мухомор — гриб, заяц — животное, ромашка — цветок и т.д. »

«Загадки и отгадки»»

Дети читают загадки о лесе:

Стоял из крепкой ножке»

Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

Ползет» ползет,

Иголки везет. (Ежик)

Наткет, наплетет,

Сядет л добычу ждет. (Паук)

Ну и платье! —

Сплошь иголки,

Его носят вечно ... (елки).

Физкультминутка

«Золотые ворота» (см. занятие 8).

Составь рассказ»

При составлении рассказа дети используют изображения на фланелеграфе: заяц, бабочка, березка, грибок, дятел, белочка. («Однажды белочка собирала грибы в лесу. Тут она встретила...»)

Дети выкладывают на фланелеграфе картину «Лес» в соответствии с указаниями логопеда:

— в верхнем правом углу — облачко;

— в левом нижнем углу — зайчик;

— в правом нижнем углу — белочка;

— между ними растет грибок;

— в середине растет елочка;

— справа от елочки — цветок.

Занятие 105. Слова, обозначающие предмет

Цели: научить выделять в речи слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы; провести звукослоговой анализ слова береза; научить согласованию местоимений (мой, моя, мое) с существительными.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Добавь слово».

Логопед произносит прилагательное, дети подбирают существительное: пушистая... кошка, длинная ... дорожка, кислый ... лимон...

Наши рекомендации