Дидактическая игра «Назови, какая?».

Логопед объясняет согласование существительных с при­лагательными :

— Моя мама ... (какая?) добрая, ласковая, красивая...

— Моя бабушка ... (какая?) старенькая, добрая, любимая, заботливая...

— Моя сестра ... (какая?) веселая, добрая, умная, красивая...

4. Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большая?» Логопед проводит беседу по содержанию рассказа. Дети

отвечают на вопросы:

— Что делала Маша, чтобы стать взрослой?

— Когда папа заметил, что Маша стала большая?

Физкультминутка

Логопед проводит пальчиковую гимнастику:

«Цветы» Наши красные цветы Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.

Наши красные цветы Закрывают лепестки. Головой качают, Тихо засыпают.

Заучивание наизусть стихотворения

Много мам на белом свете,

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она. —

Кто она? Отвечу я: -

Это мамочка моя!

В. Руссу

Логопед проводит беседу по содержанию. Дети за логопедом повторяют строчки из стихотворения. Проводится повторное чтение стихотворения. Затем дети самостоятельно читают его. 6. Работа в тетради

У каждого ребенка на листе нарисована ваза. С помощью тра­фаретов они дорисовывают и раскрашивают «цветы для мамы».

Занятие 55. Звук [ц]

Цели: научить выделять звук [ц] в речи, определять его место в слове (в начале, в середине, в конце); закреплять навык прове­дения звукослогового анализа слова (на примере слова птица); научить правильному согласованию притяжательных местоиме­ний мой, моя с существительными; развивать зрительный гнозис.

Организационный момент

• Игра с мячом «Один много» (машина - машины, самолет — самолеты, велосипед — ...).

Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

— Звук [ц] (Ц'Ц-ц — спит малыш) — согласный, глухой. При произношении звука [ц] губы «улыбаются», голосок «спит».

• «Слушай внимательно».

Дети поднимают руку, услышав звук [ц]: ц-м^н-ц-д-к-ц... и слогов: да-цы-но-цу-ка-по-цо...

• «Чистоговорки». Дети повторяют: цаца — вот идет овца цо-цо — на пальце кольцо цу-цу — потеряли пуговицу цы-цы — ели огурцы

• «Не ошибись».

Логопед выставляет на доску полоски с изображением ме­ста звука в слове:

Дидактическая игра «Назови, какая?». - student2.ru

Дети называют по картинкам слова, определяют, где нахо­дится звук [ц] в слове, и расставляют картинки под полоска­ми: цапля, огурец, пуговица, цветы, перец, курица, цыпленок...

• Звуковой анализ слова птица.

Дети определяют количество слогов, называют последова тельно звуки слова птица и цветными кружками выклады­вают схему слова.

• «Доскажи предложение».

Дети добавляют слово со звуком [ц]:

— На болоте живет ... цапля.

— Клоун выступает в ... цирке.

— Курица зовет своих ... цыплят.

— В вазу поставили красивые ... цветы.

4. Физкультминутка

«Медведь, заяц, цапля» (см. занятие 15).

Сложи картинку»

Логопед предлагает детям сложить разрезные картинки и назвать, что это (машина, самолет, велосипед...). Дети долж­ны усвоить обобщающее слово «транспорт».

• Дидактическая игра «Назови части».

Дети описывают свои картинки. (Это грузовик. У него есть кабина, кузов, колеса, мотор....)

• Дидактическая игра «Чье это?».

Дети подбирают притяжательные местоимения к словам. (Это мой велосипед. Это моя машина.)

Занятие 56. Звуки [с], [ц]

Цели: уметь дифференцировать звуки [с], [ц]; усвоить по­нятие «слова-антонимы; развивать мелкую моторику рук.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Едет, летит, плывет» (едет - машина, летит — самолет, плывет — корабль...).

2. Артикуляционная гимнастика

Дифференциация звуков

Логопед дает сравнительную характеристику:

— Звук [с] — согласный, глухой, твердый; звук [ц] — согласный, глухой, твердый.

• «Слушай внимательно».

Услышав звук [с], дети показывают «течет водичка», а услы­шав звук [ц], показывают «тихо спит малыш»: м, ц. н,с, д, щ к, с...

• Дети повторяют слогоряд: са-ца-це

цу-сы-со су-цыса

• Дидактическая игра «Разложи картинки».

Если в названии картинки есть звук [с], дети кладут ее к изображению крана, если звук [ц], то к изображению малыша. Санки, цапля, огурец, лиса, посуда, пуговица, мотоцикл, автобус...

• «Закончи слово».

Дети должны добавить -са или -ца; ов-.., ко-.., пугови.., ли-.., колба-.., кури-.., лукови-..; -сы или -цы: о-.., во л о-.., огур-.., ов-.., рель-.., у-.., ножни-.., зай-.., ве-.., но-.., молод-.. .

• « Кто внимательный? ».

Логопед читает стихотворение, а дети на звук [с] показы­вают «водичку», на звук [ц] — «тишину»:

Цапля вышла на охоту.

Лягушатам мой совет: —

Кто не спрячется в болоте,

Цапнет цапля на обед.

Ю. Раевский

Наши рекомендации