Физкультминутка «Тик-так» (см. занятие 28).
5. Согласование существительных с прилагательнымив роде, числе, падеже
Логопед предлагает детям набор картинок, на которых изображены предметы одного цвета. Ребенок называет картинки, согласовывая существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (голубой шар, голубое ведро, голубая тарелка, голубые карандаши, желтый подсолнух, желтая рубашка, желтое одеяло, желтые кружки и т.д.).
Работа в тетради
Дети рисуют разноцветные клубочки для котенка.
Занятие 48. форма и размер предметов
Цели: проверить знания геометрических фигур и умения сопоставлять их с предметами окружающего мира; научить сравнивать предметы (с определением сходства и различий); усвоить конструкции сложноподчиненных предложений; развивать конструктивные навыки.
Организационный момент
• Игра с мячом «Наоборот» (далеко — близко, высоко — низко, горячо — ...).
Дидактическая игра «На что похоже?»
На доске геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник. Детям раздают картинки. Логопед предлагает им рассмотреть картинки, сравнить их с геометрическими фигурами и ответить на вопрос, на что похоже изображение?
(Яблоко круглое, потому что оно похоже на круг.)
(Морковка треугольная, потому что она похожа на треугольник.) И т.д.
3. «Лесная полянка»
Логопед предлагает детям рассмотреть плакат на данную тему и показать ель, елку, елочку. Сказать, чем они отличаются. (По величине.) Таким же образом дети показывают и называют: пень, пенек, пенечек; гриб, грибок, грибочек; лист, листок, листочек; еж, ежик, ежонок.
4. «Догадайся, очем я говорю»
По описанию логопеда дети должны узнать предметы, изображенные на плакате:
— зеленые, колючие, пушистые (ели);
— маленькие, серые, колючие (ежи);
— красные, спелые, вкусные (ягоды).
5. Физкультминутка «Кукушка» (см. занятие 8).
6. Чтение сказки В.Г. Сутеева «Мышонок и карандаши» Логопед проводит беседу по содержанию. Спрашивает:
— Как карандаш перехитрил мышку?
- С помощью каких геометрических фигур карандаш нарисовал кошку?
• Дидактическая игра «Сделай по образцу». У детей наборы геометрических фигур разного цвета. Из них ребята выкладывают предметы по образцу (робота, клоуна, зайчика).
Занятие 49. Звуки [с], [с*]
Цели: уметь дифференцировать твердый и мягкий звук [с]; уметь проводить звукослоговой анализ слова (на примере слова гуси); использовать в речи предлоги в, на, под, из, по; развивать графические навыки.
Организационный момент
• Игра с мячом «Преврати маленький предмет в большой» (мячик — мяч, грибочек — гриб...).
Артикуляционная гимнастика
Знакомство со звуками
Логопед дает сравнительную характеристику: Звук [с] -- согласный, глухой, твердый; звук [с'] — согласный, глухой, мягкий.
• «Подушка — камень».
Дети показывают тот и другой символ, услышав мягкий или твердый звук {с] в слогах: са-со-си-ся ус-се... и словах: сок, василек, сети, посуда, кассета...
• Дидактическая игра «Зоопарк». На доске синий и зеленый заборы.
Логопед предлагает так разместить зверей в зоопарке: за синим забором окажутся животные, в названии которых есть звук [с], за зеленым — если есть звук [с*): лось, слон, осел, лиса, барсук, рысь, носорог...
• «Слушай внимательно».
Дети должны отгадать загадку, а при повторном чтении показать синий кружок, когда услышат звук [с], и зеленый, когда услышат [с*]:
Разломился тесный домик На две половинки. И посыпались оттуда Бусинки-дробинки. Бусинки зеленые, Сладкие, ядреные. (Горох.) В. Степанов
• Звуковой анализ слова гуси.
У детей карточки с картинкой и незаполненной схемой слова. Дети произносят слово, хлопают в ладоши и считают, сколько в нем слогов. Затем называют поочередно звуки, дают им характеристику и цветными кружками выкладывают схему слова.
Физкультминутка «Самолет» (см. занятие 40).
5. «Армия»
У детей картинки с изображением солдат, летчиков, моряков, танкистов. Логопед говорит названия родов войск и называет военную технику.
• «Какое слово я пропустила?».
Дети называют пропущенный предлог и повторяют предложение правильно:
Летят — небе самолеты (в) Плывут — морю корабли (по) Моряки служат — корабле (на) Артиллеристы стреляют — пушек (из) Парашютисты прыгают — парашютом (с) Пограничники служат — границе (на)
Работа в тетради
Дети наносят штриховку, чтобы спрятать самолет за облако.
Занятие 50. Звук [з]
Цели: уметь выделять звук [з] в речи; закрепить навык определения позиции звука [з] в словах (в начале, в середине); учить согласованию числительных с существительными; развивать мелкую моторику рук.
Организационный момент
• Игра с мячом «О ком я говорю?» (служит в армии смелый ... моряк, меткий ... стрелок, быстрый ...).
Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:
— Звук [з] (так звенит комарик) — согласный, звонкий. При произношении звука [з] губы «улыбаются», язык лежит у нижних зубов, дует «холодный ветерок», голосок работает.
• «Поймай комара».
Дети должны хлопнуть, услышав звук [з] в ряду звуков: м-з-н-з-к-т-з-... и слогов: му-ны-за-по-зы-...
• Дети повторяют слогоряд: за-зу-зы зу-за-зо
• «Доскажи словечко»: за — замок, забор, завод, заяц, запор... зо — зонтик, золото, зорька...
• «Да — нет».
Логопед выставляет на доску картинки. Если в названии картинок есть звук [з], дети говорят «да», а если нет такого звука, говорят — «нет».
• «Звуковая решетка».
Дети синим кружком указывают место звука в слове (в начале или в середине): коза, роза, зайка, береза, арбузы, забор, зонтик...
• «Составь предложение».
Логопед предлагает детям составить предложения по паре картинок: ваза — роза, заяц — береза, замок — забор, грузовик — арбузы, Лиза — зонтик...