Физкультминутка «Тик-так» (см. занятие 28).

5. Согласование существительных с прилагательнымив роде, числе, падеже

Логопед предлагает детям набор картинок, на которых изображены предметы одного цвета. Ребенок называет кар­тинки, согласовывая существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (голубой шар, голубое ведро, голубая та­релка, голубые карандаши, желтый подсолнух, желтая рубаш­ка, желтое одеяло, желтые кружки и т.д.).

Работа в тетради

Дети рисуют разноцветные клубочки для котенка.

Занятие 48. форма и размер предметов

Цели: проверить знания геометрических фигур и умения сопоставлять их с предметами окружающего мира; научить сравнивать предметы (с определением сходства и различий); усвоить конструкции сложноподчиненных предложений; раз­вивать конструктивные навыки.

Организационный момент

• Игра с мячом «Наоборот» (далеко — близко, высоко — низко, горячо — ...).

Дидактическая игра «На что похоже?»

На доске геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, тре­угольник. Детям раздают картинки. Логопед предлагает им рассмотреть картинки, сравнить их с геометрическими фи­гурами и ответить на вопрос, на что похоже изображение?

(Яблоко круглое, потому что оно похоже на круг.)

(Морковка треугольная, потому что она похожа на тре­угольник.) И т.д.

3. «Лесная полянка»

Логопед предлагает детям рассмотреть плакат на данную тему и показать ель, елку, елочку. Сказать, чем они отлича­ются. (По величине.) Таким же образом дети показывают и называют: пень, пенек, пенечек; гриб, грибок, грибочек; лист, листок, листочек; еж, ежик, ежонок.

4. «Догадайся, очем я говорю»

По описанию логопеда дети должны узнать предметы, изоб­раженные на плакате:

— зеленые, колючие, пушистые (ели);

— маленькие, серые, колючие (ежи);

— красные, спелые, вкусные (ягоды).

5. Физкультминутка «Кукушка» (см. занятие 8).

6. Чтение сказки В.Г. Сутеева «Мышонок и карандаши» Логопед проводит беседу по содержанию. Спрашивает:

— Как карандаш перехитрил мышку?

- С помощью каких геометрических фигур карандаш на­рисовал кошку?

• Дидактическая игра «Сделай по образцу». У детей наборы геометрических фигур разного цвета. Из них ребята выкладывают предметы по образцу (робота, кло­уна, зайчика).

Физкультминутка «Тик-так» (см. занятие 28). - student2.ru

Занятие 49. Звуки [с], [с*]

Цели: уметь дифференцировать твердый и мягкий звук [с]; уметь проводить звукослоговой анализ слова (на примере слова гуси); использовать в речи предлоги в, на, под, из, по; развивать графические навыки.

Организационный момент

• Игра с мячом «Преврати маленький предмет в боль­шой» (мячик — мяч, грибочек — гриб...).

Артикуляционная гимнастика

Знакомство со звуками

Логопед дает сравнительную характеристику: Звук [с] -- согласный, глухой, твердый; звук [с'] — согласный, глухой, мягкий.

• «Подушка — камень».

Дети показывают тот и другой символ, услышав мягкий или твердый звук {с] в слогах: са-со-си-ся ус-се... и словах: сок, василек, сети, посуда, кассета...

• Дидактическая игра «Зоопарк». На доске синий и зеленый заборы.

Логопед предлагает так разместить зверей в зоопарке: за синим забором окажутся животные, в названии которых есть звук [с], за зеленым — если есть звук [с*): лось, слон, осел, лиса, барсук, рысь, носорог...

• «Слушай внимательно».

Дети должны отгадать загадку, а при повторном чтении показать синий кружок, когда услышат звук [с], и зеленый, когда услышат [с*]:

Разломился тесный домик На две половинки. И посыпались оттуда Бусинки-дробинки. Бусинки зеленые, Сладкие, ядреные. (Горох.) В. Степанов

• Звуковой анализ слова гуси.

У детей карточки с картинкой и незаполненной схемой слова. Дети произносят слово, хлопают в ладоши и считают, сколько в нем слогов. Затем называют поочередно звуки, дают им характеристику и цветными кружками выкладывают схе­му слова.

Физкультминутка «Самолет» (см. занятие 40).

5. «Армия»

У детей картинки с изображением солдат, летчиков, мо­ряков, танкистов. Логопед говорит названия родов войск и называет военную технику.

• «Какое слово я пропустила?».

Дети называют пропущенный предлог и повторяют пред­ложение правильно:

Летят — небе самолеты (в) Плывут — морю корабли (по) Моряки служат — корабле (на) Артиллеристы стреляют — пушек (из) Парашютисты прыгают — парашютом (с) Пограничники служат — границе (на)

Работа в тетради

Дети наносят штриховку, чтобы спрятать самолет за облако.

Занятие 50. Звук [з]

Цели: уметь выделять звук [з] в речи; закрепить навык определения позиции звука [з] в словах (в начале, в середи­не); учить согласованию числительных с существительными; развивать мелкую моторику рук.

Организационный момент

• Игра с мячом «О ком я говорю?» (служит в армии сме­лый ... моряк, меткий ... стрелок, быстрый ...).

Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

— Звук [з] (так звенит комарик) — согласный, звонкий. При произношении звука [з] губы «улыбаются», язык лежит у нижних зубов, дует «холодный ветерок», голосок работает.

• «Поймай комара».

Дети должны хлопнуть, услышав звук [з] в ряду звуков: м-з-н-з-к-т-з-... и слогов: му-ны-за-по-зы-...

• Дети повторяют слогоряд: за-зу-зы зу-за-зо

• «Доскажи словечко»: за — замок, забор, завод, заяц, запор... зо — зонтик, золото, зорька...

• «Да — нет».

Логопед выставляет на доску картинки. Если в названии картинок есть звук [з], дети говорят «да», а если нет такого звука, говорят — «нет».

• «Звуковая решетка».

Дети синим кружком указывают место звука в слове (в начале или в середине): коза, роза, зайка, береза, арбузы, забор, зонтик...

• «Составь предложение».

Логопед предлагает детям составить предложения по паре картинок: ваза — роза, заяц — береза, замок — забор, грузо­вик — арбузы, Лиза — зонтик...

Наши рекомендации