Физкультминутка «Петух» (см. занятие 9).
5. «Сравни»
Дети должны образовать сравнительную степень прилагательного:
— Цыпленок желтый, а солнце еще ... желтее.
— Клубника красная, а мак еще ... краснее.
— Земля черная, а грач еще ... чернее.
— Сахар белый, а снег еще ... белее.
— Небо синее, а море еще ... синее.
— Трава зеленая, а огурец еще ... зеленее.
- Морковка оранжевая, а апельсин еще ... оранжевее.
6. Работа в тетради
Дети должны дорисовать пирамидку и раскрасить ее в цве та, которыми нарисованы колечки.
Занятие 45. Цвет, форма. Величина
Цели: закрепить знание цветов и оттенков; учить согласованию прилагательных с существительными; учить пересказывать сказки; развивать графические умения и навыки.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Назови последний звук» (цвето-к, пету-х, лимо-к...).
Добавь словечко»
Логопед читает стихотворение «Радуга» и просит детей угадать, какого слова не хватает в последней строке.
В небе гром, гроза,
Закрывай глаза!
Дождь прошел, трава блестит.
В небе ... радуга стоит.
С. Маршак
• «Посмотри на радугу».
Дети рассматривают радугу и называют теплые и холодные цвета.
• Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки».
На столе у логопеда разложены цветы, а на столах у детей — бабочки. Ребенок должен посадить бабочку на цветок такого же цвета и прокомментировать свое действие. (Я посажу красную бабочку на красный цветок.)
• Чтение сказки «Три бабочки» (по мотивам одноименной немецкой сказки).
Жили-были три бабочки: красная, желтая и белая. Они вместе целый день летали по лесной полянке, порхали над цветами, пили сладкий нектар. Однажды в летний жаркий день черная туча закрыла солнце и начал капать дождик. Подлетели бабочки к красному тюльпану и стали его просить:
— Красный тюльпан, спрячь нас от дождя, а то намокнут наши крылышки, и мы погибнем. Красный тюльпан ответил:
— Я спрячу только красную бабочку. Красная бабочка ответила:
— Я не брошу своих подруг.
Дождь начал капать сильнее. Бабочки полетели к желтому лютику и стали его просить:
— Желтый лютик, спрячь нас от дождя, а то намокнут наши крылышки, и мы погибнем.
Желтый лютик ответил:
— Я спрячу только желтую бабочку. Желтая бабочка ответила:
— Я не брошу своих подруг.
А дождь пошел еще сильнее. Бабочки полетели к белой ромашке, стали ее просить:
— Белая ромашка, спрячь нас от дождя, а то намокнут наши крылышки, и мы погибнем.
Белая ромашка ответила:
— Я спрячу только белую бабочку. Белая бабочка ответила:
— Я не брошу своих подруг. Лучше уж мы погибнем вместе.
Солнышко услышало эти слова и выглянуло из-за тучи, дождь закончился. Солнце высушило бабочкам крылышки, и они снова стали весело порхать.
Проводится беседа по содержанию. Логопед задает вопросы:
— Что случилось с бабочками?
— Кого они просили опомощи?
— Кто помог бабочкам?
— Кто понравился вам в этой сказке?
— Кто не понравился?
— Почему?
Повторное чтение сказки и пересказ текста детьми «по цепочке».
3. Физкультминутка
♦Золотые ворота» (см. занятие 30).
4. Дидактическая игра «Не ошибись»
На доске лежат три карандаша: голубой, красный, желтый. Дети берут картинки, говорят, что на них нарисовано и кладут их к карандашам такого же цвета. (У меня красная крыша. У меня голубые карандаши. И т.д.)
5 Работа в тетради
Дети должны нарисовать «дорожку», по которой бабочка летит к цветку.
Занятие 46. Звуки [х], [х']
Цели: уметь различать твердые и мягкие звуки [х], [х']; уметь проводить звуковой анализ слова (на примере слова мухи); усвоить понятия «слова-антонимы»; развивать сенсо-моторные навыки.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Полсловечка за тобой».
Дети перебрасывают мяч и договаривают слова: са-лат, му-зыка, ра-ду-га, миш-ка...
2. Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуками
Логопед дает сравнительную характеристику: — Звук [х] — согласный, глухой, твердый; звук [х*] -согласный, глухой, мягкий.
• «Слушай внимательно».
Дети показывают синий карандаш, услышав звук [х], и зеленый карандаш, услышав звук [х'] в слогах: ха-хи-хо-хе-хи... и в словах: мухи, хлеб, хижина, духи, орех, хомяк...
• «Чистоговорки». Дети повторяют:
хи-хи — во дворе петухи ух-ух — идет по двору петух хи-хи — подрались петухи ха-ха — мы прогнали петуха
• «Разложи картинки».
Дети раскладывают картинки около синего и зеленого домика, определив в них наличие звука [х] или [х'].
[х] — холодильник, мухомор, халат, охотник, хлеб, художник; [х*] — орехи, мухи, петухи, подсолнухи.
• Звуковой анализ слова мухи.
У каждого ребенка карточка с картинкой и незаполненной схемой слова. С помощью хлопков дети определяют количество слогов в слове мухи. Затем они дают характеристику каждому звуку и из цветных кружков выкладывают схему слова.
4. Физкультминутка
«Елочки большие и маленькие» (см. занятие 24),
5. «Сравни предметы»
Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и сравнить их:
— Эта лента длинная, а эта лента ... короткая.
— Этот дом высокий, а этот дом ... низкий.
— Это полотенце узкое, а это полотенце — ... широкое.
Работа в тетради
Дети рисуют по точкам и раскрашивают изображение.
Занятие 47. Звук [с]
Цели: уметь определять наличие или отсутствие звука [с] в словах; уметь находить место звука [с] в слове (в начале, в середине, в конце); согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; развивать мелкую моторику рук.
Организационный момент
• Игра с мячом «Продолжай» (апельсин — яблоко, кошка — собака, лук — помидор...).
Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:
— Звук [с] (так течет из крана вода) — согласный, глухой. При произношении звука [с] губы «улыбаются», дует «холодный ветерок», голосок спит.
• «Поймай звук».
Дети хлопают в ладоши, услышав звук [с] в ряду звуков: м-н-с-б-с-п... и слогов: ха-су-ап-ис-со...
• Дети повторяют слогоряд: са-со-су су-сы-са ас-су-со
• «Не ошибись».
У каждого ребенка две картинки: одна со звуком [с], другая — без звука [с] в названии. Дети выставляют на доску картинки со звуком [с].
• «Звуковая птичка».
Дети называют картинки, определяют место звука [с] в слове и показывают соответствующую часть птички (сапоги, санки, посуда, автобус, лес, лиса, сова, самолет, бусы...).
• «Загадки и отгадки». Дети называют отгадку со звуком [с]:
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести. (Сорока.)
Солнце выглянет — заплачет,
Солнца нет — слезинки спрячет. (Сосулька.)
Чей же это красный нос
На гряде когда-то рос? (Снеговик.)
Две подружки друг за другом
Целый день бегут по кругу. (Стрелки.)
В. Степанов
• «Закончи слово».
Дети должны добавить слоги: сначала — са, а потом — сы: ли-са, ко-са, колба-са, поло-са, о-са... но-сы, ве-сы, у-сы, ко-сы, воло-сы...
• «Составь предложение».
Дети составляют предложения по сюжетным картинкам:
Над лесом летит самолет.
В лесу живет лиса.
По мосту едет автобус.