Работа в тетради. Дети дорисовывают узор.

Занятие 41. Звуки [г], [г']

Цели: научить дифференцировать звуки [г], [г']; закрепить навык звукового анализа и синтеза; изменять окончания жен­ского и мужского рода в согласовании с глаголом настоящего и прошедшего времени; развивать конструктивные способности.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Один — много» (утюг — утюги, сапог — сапоги, нога — ...).

Артикуляционная гимнастика

Знакомство со звуками

Логопед проводит сравнительную характеристику: — Звук [г] — согласный, звонкий, твердый; звук [г'] — согласный, звонкий, мягкий.

• «Подушка — камень».

Дети показывают «подушку», услышав [г'], и «камень», услышав [г] в слогах: га-ги-ге-гу-го... и словах: горы, гуси, игра, Гена, Галя, гости, гитара...

• «Синий — зеленый».

Логопед выставляет на доску два грузовика (синий и зеле­ный) и предлагает детям разложить к ним картинки, к сине­му грузовику — со звуком [г], к зеленому — со звуком [г']: грибы, ягоды, сапоги, гитара, газета, бегемот, горох.

• «Составь слово».

Дети должны последовательно объединить звуки в слова: [г], [у], [с], [ь] - - гусь, [р], [о], [г], [а] - рога, [г], [о], [л] — гол, [г], [о], [р], [а] - - гора, [г], [р], [а], [ч] - - грач...

• «Составь предложение».

Дети составляют предложения по опорным словам:

— Галя, в, грибы, собирать, лесу (Галя в лесу собирает грибы.)',

— на, Гриша, играть, гитаре (Гриша играет на гитаре.);

— печь, вкусные, бабушка, пироги (Бабушка печет вкус­ные пироги.);

- читать, вечером, газету, пала (Вечером папа читает газету.);

- мама, варить, из, варенье, ягод (Мама варит из ягод варенье.).

Физкультминутка

«Две сестрицы» (см. занятие 23).

Профессия»

• Дидактическая игра «Назови мамину профессию».

Логопед объясняет название профессии в женском роде: учитель - - учительница, продавец - - продавщица, певец -певица, художник - художница, актер • актриса, порт­ной — портниха и т.д.

Дети учатся образовывать глагол в прошедшем времени:

— учитель ... (что делает?) учит, учительница ... (что делала?) учила;

— продавец продает — продавщица продавала;

— певец поет — певица пела;

— художник рисует — художница рисовала;

— актер играет — актриса играла;

— портной шьет — портниха шила. 6. Работа в тетради

Дети выкладывают по образцу предметы из счетных палочек.

Работа в тетради. Дети дорисовывают узор. - student2.ru

Занятие 42. Профессии

Цели: проверить и обобщить знания о профессиях; научить составлять предложения по демонстрируемому действию, об­разовывать существительные от глаголов; читать стихо­творение С. Михалкова «А что у вас?»; развивать графичес­кие умения и навыки.

Организационный момент

Дети передают по кругу мяч и называют профессии, кото­рые они знают.

Беседа о профессиях

• Дидактическая игра «Кто что делает?». Учит — учитель, продает — продавец, поет — певица и т.д. Логопед читает стихотворение С. Михалкова «А что у вас?» Проводится беседа по содержанию. Дети отвечают на во­просы: Какие профессии упоминались в стихотворении? Что

делают люди этих профессий? Носят ли они форму? Какие инструменты нужны им для работы?

• «Исправь ошибку Незнайки».

Логопед говорит: - Дети, к нам пришел Незнайка и принес картинки. По­смотрите, это - молоток, ручка, градусник, ножницы, весы, расческа, краски. Незнайка говорит, что градусник нужен для работы учителю. По-моему, он ошибается. Давайте поможем Незнайке разобраться, кому что нужно для работы.

Физкультминутка

«Песенка точильщиков» (см. занятие 19).

Дидактическая игра «Догадайся, кто это?»

Логопед предлагает детям догадаться, человека какой про­фессии он изображает, когда: пишет в тетради, расчесывает куклу, взвешивает на весах, из кирпичиков строит дом и т.д.

Дети должны рассказать полным предложением о харак­терных признаках той или иной профессии: учительница пи­шет в тетради; строитель строит дом из кирпичей. И т.д.

Работа в тетради

С помощью штриховых линий дети дорисовывают зубцы у расчески.

Занятие 43. Звуки [к], [г]

Цели: научить различать звуки [к], [г], проводить звуко­вой анализ слов (на примере слова кони); учить правильному употреблению в речи слов, обозначающих оттеночные цвета; развивать сенсомоторные функции.

Организационный момент

• Игра с мячом «Назови, какого он цвета» (огурец, поми­дор, одуванчик...).

Артикуляционная гимнастика

Дифференциация звуков

Логопед дает сравнительную характеристику: - Звук [к] согласный, глухой; звук [г] - согласный, звонкий.

«Колокольчик - - барабан».

Дети показывают «барабан», услышав звук [к], или «ко­локольчик», услышав звук [г] в слогах: кагу-ко-ку-га... и в словах: кот, окно, губы, город, мак...

• Дети повторяют слогоряд:

ка-га-га

га-ка-га

гуку-ко

аг-укуг

• «Закончи слово».

Дети добавляют слог ка или га и называют слово: игрушка, кни-га, нога, игол-ка, погремушка, рога, гармошка, горка...

• «Разложи картинки».

Дети кладут около «колокольчика» картинки, в названии которых есть звук [г]: гриб, гуси, груша, горох...

И около «барабана» - - картинки, в названии которых есть звук [к]:

кот, капуста, карандаш, куница...

• Звуковой анализ слова кони.

У детей карточки с картинкой и незаполненной схемой слова. Дети последовательно называют звуки, дают им ха­рактеристику и заполняют цветными кружками пустые окошки.

• «Слушай внимательно».

Логопед читает стихотворение, а дети показывают «коло­кольчик», если услышали звук [г], и «барабан», если услы­шали звук [к]:

Гусь хозяин был хороший.

Чтобы вырастить горошек,

Купил грабли и лопатку

И окапывает грядку.

Ю. Раевский

Физкультминутка

«Как живешь?» (см. занятие 25).

5. «Цвета и краски»

Чтение стихотворения Л. Венгер:

Краски сегодня ужасно устали;

Радугу в небе они рисовали.

Долго трудились над радугой краски,

Радуга вышла красивой, как в сказке.

Вся разноцветная, вот красота!

Ты полюбуйся, какие цвета!

Логопед просит детей составить радугу из цветных каран­дашей (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, си­ний, фиолетовый) и выучить фразу: «Каждый охотник же­лает знать, где сидит фазан».

6. Работа в тетради

Дети раскрашивают лепестки цветка в цвета радуги.

Занятие 44. Звук [х]

Цели: научить выделять согласный звук [х] среди других звуков в слогах, словах, определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце); научить детей образовывать срав­нительную степень прилагательных; развивать зрительный? гнозис и глазомер.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Что бывает такого цвета?» (красный -помидор, белый — снег, зеленый — лист...).

Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

— Звук [х] (такой звук произносим, когда греем руки) — согласный, глухой. При произношении звука [х] язык дела­ет «горку», произносим звук коротко.

• «Хлопни в ладоши».

Услышав звук [х], дети хлопают в ладоши: м-б-х-т-н-х»

Проводится фонетическая зарядка. Дети произносят слоги:

ах (удивились), ох (устали), ха-хи (смеемся), ух (рубим дрова). Далее на доске выставляются картинки. Логопед предлагает выбрать те, в названии которых есть звук [х], и спрашивает: - В названии каких предметов, стоящих на кухне, есть звук [х]? (Хлеб, сахарница, холодильник.)

— Что можно найти в лесу? (Мухомор, орех.)

— Что растет на огороде? (Подсолнух, горох.)

— Что можно найти в шкафу? (Халат.)

• «Веселый поезд».

Дети должны определить место звука [х] в слове и соот­ветственно расставить цветные карточки в вагоны.

• «Доскажи предложение».

Дети должны добавить слово со звуком [х].

— Я в чай положу ... сахар.

— Мама к обеду режет ... хлеб.

— Утром громко поет ... петух.

— Эту картину нарисовал ... художник.

Наши рекомендации