Дидактическая игра «Что мне нужно?»

— Я буду жарить картошку, мне нужна ... сковорода.

— Я хочу сварить суп, мне нужна ... кастрюля.

— Я буду пить чай, мне нужен ... чайник.

5. Физкультминутка

«Засолка капусты» (см. занятие 3).

6. Чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»

Логопед читает сказку, а затем проводит беседу по содер­жанию; объясняет детям, как нужно обращаться с посудой; читает вновь наиболее понравившиеся детям эпизоды.

7. Работа в тетради

Дети должны дорисовать картинки-половинки и раскра­сить посуду.

Занятие 37. Звук [к]

Цели: научить выделять звук [к] из потока согласных и в словах; закрепить навык проведения звукового анализа слов на примере слова кот; проверить знания об использовании в речи местоимений мой, моя, мое; развивать зрительный гно-зис и глазомер.

Организационный момент

• Игра с мячом «Горячо — холодно».

Если «холодно», дети ловят мяч, если «горячо» - - отбра­сывают.

Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

— Звук [к] (так кашляем) — согласный, глухой. При произношении звука [к] язык становится горкой, звук про­износим коротко.

• «Слушай внимательно».

Дети показывают синий кружок, услышав звук [к] в ряду звуков: д-м-к-н-п-к-т...

• «Чистоговорки». Дети повторяют:

ка-ка — кошка хочет молока ко-ко — мы поедем далеко ак-ак — у нас цветет мак ок-ок — во дворе песок

• «Звуковая решетка».

Дети должны показать место звука [к] в слове (в начале, в середине, в конце) с помощью синего кружка: кот, карандаш, мышка, цветок, молоток, жук, булка, лук, картошка...

• «Хлопни в ладоши».

Дети хлопают в ладоши, услышав звук [к] в стихотворении:

Кочаны несет козел

А коза — большой котел.

Значит, завтрак будет вкусный

Для козляток из капусты.

Ю. Раевский

• Звуковой анализ слова кот.

У каждого ребенка карточка, на которой изображены кот и схема (три пустых окошка), которую дети должны запол­нить с помощью цветных кружков.

Физкультминутка «Кукушка» (см. занятие 8).

5. Беседа с детьми на тему «Человек»

Логопед рассказывает детям о строении тела человека.

• Дидактическая игра «Что для чего?». Логопед спрашивает:

— Для чего человеку руки? (Чтобы брать, мыть, резать и т.д.)

— Для чего человеку ноги, глаза, уши и т.д.?

• Дидактическая игра «Мой, моя, мое».

Ребенок называет части тела и рассказывает о себе. (Это-, моя голова. Это мой нос. Это мое лицо.)

Работа в тетради

Дети рисуют дорожку, которая приведет их из леса домой.

Занятие 38. Звуки [к], [к']

Цели: научить различать звуки [к], [к']; проводить звуко­вой анализ слова (на примере слова кит); образовывать при­лагательные путем словосложения (голубоглазый, длинново­лосый); закрепить пространственное восприятие.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Назови последний звук» (ко-т, цвето-к, лимо-м...).

2. Артикуляционная гимнастика

3 Знакомство со звуками

Логопед дает сравнительную характеристику: — Звук [к] — согласный, глухой, твердый; звук [к*] — согласный, глухой, мягкий.

• «Подушка — камень».

Дети показывают «подушку», услышав звук [к'], и «ка­мень», если звук [к]: ка-ки-ку-ке-ко...

• «Закончи слово».

Дети добавляют слоги ка, ки в словах: ручка - - ручки, бел­ка — белки, норка -- норки, чашка — чашки, рука — руки...

• Дидактическая игра «Поссорились».

Катя и Кирилл делят игрушки. У Кати игрушки со звуком [к] в названиях, у Кирилла со звуком [к']: Кот, ракета, каран­даш, матрешка, кенгуру, белка, мишка, санки, флажок...

• Звуковой анализ слова кит.

У детей карточки с изображением кита и незаполненная схема слова (три окошка). Дети называют поочередно звуки и цветными кружками выкладывают схему слова.

• Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Кто колечко най­дет?».

Логопед читает, а дети называют слова со звуками [к], [к'].

Физкультминутка

«Нос, пол, потолок» (см. занятие 12).

Образование прилагательных

Дети рассматривают иллюстрации с изображением маль­чиков и девочек, обращая внимание на особенности их вне­шности: у Кати длинные волосы (она длинноволосая); у Димы голубые глаза (он голубоглазый); у Коли карие глаза (он темноглазый); у Васи длинные ноги (он длинноногий)...

Кто где в пространстве»

У каждого ребенка набор картинок. Логопед просит вы­полнить следующие действия:

— Найдите картинку, на которой изображен слон. Справа положите василек, слева — кубик. Между кубиком и сло­ном — бабочку и т.д.

Занятие 39. Человек. Семья

Цели: проверить и закрепить знания о семье, родствен­ных отношениях; учить образованию притяжательных при­лагательных; попрактиковаться в заучивании текста наизусть; развивать сенсомоторные навыки.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Какой? Какая?».

Дети перебрасывают мяч, называют слово и задают во­прос: «какой?» или «какая?»

Бабушка — старенькая, добрая, ласковая...

2. «Человек и его возраст»

Человек беседует с детьми об этапах развития человека (малыш — мальчик — юноша (подросток) — мужчина —

дедушка; малышка девочка ■ девушка • женщина —• бабушка). Дети рассматривают иллюстрации и называют людей разной возрастной категории,

3. «Семья»

Логопед учит детей правильно называть родственные свя­зи (отец — дочь, дедушка — внучка и т.д.).

4. «Заучи наизусть» Логопед читает детям потешку:

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Внуки на тележке

Щелкают орешки.

Логопед проводит беседу по содержанию текста, уточняет, о каких родственниках идет речь (дедушка, бабушка, внуки); по­вторно читает потешку и просит детей пересказать ее наизусть.

5. Физкультминутка

«Этот пальчик...» (см. занятие 4).

6. Притяжательные прилагательные

Логопед учит детей образовывать притяжательные прила­гательные:

У Тани матрешка. Чья матрешка? (Это Танина мат­решка.)

Дети составляют предложения с названиями других игрушек.

Работа в тетради

Дети раскрашивают домик, используя цвета, соответству­ющие цифрам:

1 - красный, 2 — зеленый, 3 — желтый, 4 — оранжевый, 5 — черный.

Занятие 40. Звук [г]

Цели: уметь определять наличие или отсутствие в слове звука [г]; находить место звука в слове (в начале, в середи­не); учить правильному употреблению в речи названий про­фессий; развивать мелкую моторику рук.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Какой суп готовит повар?» (суп с горо­хом — гороховый суп, с грибами — грибной суп...).

2. Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

- Звук [г] (так гогочет гусь) — согласный, звонкий. При произношении звука [г] язык становится «горкой», произно­сим коротко.

• «Хлопни в ладоши».

Дети хлопают в ладоши, услышав звук [г] в ряду звуков:

м-н-г-д-б-г... и слогов: ма-гу-но-да-га...

• « Чистоговорки ». Дети повторяют:

га-га - - зимой белые снега гу-гу — я катаюсь на снегу га-га — хочу пирога гу-гу - - домой побегу

• «Третий - - лишний».

Логопед предлагает убрать картинку, если в слове нет зву­ка [г]:

газета, голубь, шуба груша, диван, горох грибы, дом, радуга апельсин, гусь, пуговица

• «Звуковая птичка».

Дети определяют место звука [г] в слове (в начале, в сере­дине) и показывают соответствующую часть птички.

• «Слушай внимательно».

Логопед читает стихотворение, а дети показывают на «гуся», услышав звук [г] в слове:

Гусь гнездо свое чинил, И считалку сочинил. И гогочет, и гогочет, Заучить считалку хочет.

• «Составь предложение».

По картинкам дети составляют предложения: На ветках спеют груши. Дети лепят снеговика. У Гриши в корзине много грибов.

4. Физкультминутка

«Самолет»

Пролетает самолет, Показывают пальчиком над головой

Мы собрались с ним в полет.

Правое крыло,левое крыло, Отводят в сторону правую руку, левую руку.

Я мотор завожу и внимательно гляжу. Вращают руками перед собой.

Поднимаюсь вверх, лечу,

Возвращаться не хочу! Поднимаются на носочках.

Профессии»

Дети рассматривают иллюстрации с изображением людей разных профессий, запоминают их названия.

• Дидактическая игра «Кто что делает?».

Учитель учит детей; повар готовит обед; врач лечит па­циентов и т.д.

Наши рекомендации