Работа в тетради Дети рисуют домики.

Занятие 15. Звук [н]

Цели: уметь выделять звук [н] среди других согласны звуков, определять место звука в слове; образовывать суще ствительные с помощью суффиксов: -ата, -ята, -онок, -енок развивать графические умения и навыки.

Организационный момент

• Игра с мячом «Назови правильно» (овощ — помидор цветок — роза, птица — грач...).

Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуком Логопед произносит:

— Звук [н] (так погоняем лошадку) — согласный, звон­кий. Произносим этот звук в нос, коротко, его нельзя петь.1

• «Поймай звук».

Дети хлопают в ладоши, услышав звук [н] в ряду звуков: П'Н-З'К'Н-д...

• «Чисто говорки». Дети повторяют:

но-но - - открыли мы окно

на-на — в небе луна

ну-ну — смотрим на луну

Дети называют картинки со звуком [н].

• «Веселый поезд».

Дети должны найти место звука [н] в слове и поставить

картинку (нож, носки, апельсин, телефон, диван, зонтик, ли­мон...) в вагончик (в начале, в середине, в конце слова).

• «Доскажи словечко» (по картинкам).

— Маша надела теплые ... носки.

— Дима съел сладкий ... апельсин.

— Бабушка в чай положила ... лимон.

— У Наташи новый ... зонтик.

• «Слушай внимательно».

Дети поднимают руку, услышав звук [н] в стихотворении:

Наступает ночка,

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора.

Т. Воронько

4. Физкультминутка «Медведь, заяц, цапля»

Дети двигаются по кругу под удары бубна: под быстрые удары - скачут, как зайчик. Под редкие - идут, как мед­ведь, бубен замолкает — стоят на одной ноге, как цапля.

5. Игра с пазлами «Чей малыш?»

Дети должны назвать взрослых животных, найти их дете­нышей и проверить ответ при помощи пазла.

• «Что ты знаешь о животных?».

Дети отвечают на вопросы: Где живет? Как выглядит? Чем питается? Как зовут детенышей?

• «Кто с кем гуляет?».

Дети называют детенышей животных: у зайца - - зайча­та, у лисы — лисята, у белки — ...

6. Работа в тетради

Дети рисуют грибочки для белочки.

Занятие 16. Звуки [н], [н']

Цели: уметь различать на слух звуки [н], [н'], определять наличие или отсутствие этих звуков в словах; уметь правильно употреблять притяжательные прилагательные; научить детей воспроизведению выразительного диалога с учетом ха­рактерных особенностей животных; уметь вносить элемент драматизации в сказке «Теремок».

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Один — много».

Дети должны правильно назвать животных во множествен» ном числе: заяц — много зайцев; ежик — много ...

Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуками Логопед произносит:

— Звуки [н], [н']. Дадим сравнительную характеристику! звук [н] — согласный, твердый; звук [н*] — согласный, мягкий.

• «Подушка — камень»,

У каждого ребенка символы: «подушка» (зеленым две-* том) и «камень» (синим цветом). Дети должны показать «пой душку», если услышали [н'], и «камень», если услышалщ [н]: н-нь-на-ни-но-не-ну-ни...

• «Да — нет».

Логопед выставляет на доску картинки (носки, нитки, апельсин, слон, кино, ножницы, телефон, окно, лимон...). Дети называют их и определяют наличие или отсутствие в слове звуков [н], [н']. Лишние картинки убирают.

• Дидактическая игра «Кто больше?».

Дети должны вспомнить имена девочек и мальчиков со звуками [н], [н'] (Надя, Алина, Настя, Нина, Никита, Андрей, Наташа, Антон, Лена...).

• Дидактическая игра «Спрашиваю — отвечай».

Дети работают с картинками. Они должны ответить на I • вопрос логопеда полным предложением:

— Кого Наташа видела в зоопарке? (Наташа в зоопарки видела слона.)

— Что Никита положил в чай? (Никита в чай положил лимон.)

• «На лесной полянке».

Дети рассматривают сюжетную картинку. Логопед пред­лагает им найти как можно больше слов со звуками [н], [н'].| Спрашивает:

— Как зовут детей? (Настя, Антон.)

— Как они пришли в лес? (По тропинке.)

— Что у них в руках? (Корзинки.)

— Что они собирали в лесу? (Малину, землянику.)

— Куда присели отдохнуть? (На пенек.)

— Под каким деревом сидят? (Под сосной.)

Физкультминутка

«Этот пальчик...» (см. занятие 4).

5. Дидактическая игра «Чье это?»

Логопед предлагает детям узнать животных, которые при­шли к ним в гости. Он стоит за ширмой, показывает игруш­ки и спрашивает:

— Чья голова? (Волчья.)

— Чьи уши? (Заячьи.)

— Чей хвост? (Лисий.) и т.д.

Когда дети увидели все игрушки, то догадались: все они

персонажи сказки «Теремок».

6. Драматизация русской народной сказки «Теремок» При распределении ролей логопед проверяет знания детей

о характерных особенностях героев сказки: как двигается

тот или иной зверь, какие у него повадки.

Занятие 17. Звук [б]

Цели: учить выделять звук [б] среди других согласных; определять позицию звука [б] в слове (в начале, в середине); усвоить окончания глаголов единственного и множественно­го числа настоящего и прошедшего времени; развивать зри­тельный гнозис и глазомер.

Организационный момент

• Игра с мячом «Кто у них мама?» (у бельчонка — белка, у зайчонка — зайчиха, у ежика — ежиха и т.д.).

2. Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

— Звук [б] (так болбочет индюк) — согласный, звонкий. Звук [б] произносим губами, коротко, его нельзя петь.

• «Слушай внимательно».

Дети поднимают руку, услышав звук [б] в ряду звуков: мр-д-б-к~бн-б...

• «Чистоговорки». Дети повторяют: бу-бу — вижу трубу ба-ба — на крыше труба бы-бы — дым идет из трубы

• «Загадки и отгадки».

Дети отгадывают загадки и логопед выставляет на доску картинку со звуком [б]:

Над цветком Цветок летает,

И порхает, и порхает. (Бабочка.)

Этот желтый плод растет

Там, где лето круглый год. (Банан.)

Раньше всех проснется он —

И раздастся в доме звон. (Будильник.)

У овечки брат грозен и рогат. (Баран.) В. Степанов

• «Звуковая птичка».

Дети находят место звука [б] в словах: башня, собака, рыбсй бочка, бусы, шуба, бант...

• «Составь предложение».

Дети составляют предложения по опорным словам:

— грибы, под, елка, расти (Под елкой растут грибы. дШ

— рыба, в, плавать, речка (В речке плавает рыба.);

— бусы, у, стеклянные, мамы (У мамы стеклянные бусы.);

— барабан, новый, у, Димы (У Димы новый барабан.). }

Физкультминутка

«Медведь, заяц, цапля» (см. занятие 15).

Дикие животные»

Дети рассматривают иллюстрации с изображением диких животных, вспоминают, как животные готовятся к зиме, со­ставляют предложения в настоящем и прошедшем времени:

— Белка собирает грибы (Белки собирали грибы.);

— Ежик делает норку (Ежи сделали норки.);

— Медведь спит в берлоге (Медведи спали в берлоге.).

6. Работа в тетради

Дети заштриховывают белочку в дупле, чтобы спрятать ее от куницы.

Занятие 18. Звуки [6], [б'1

Цели: уметь различать твердые и мягкие звуки [б], [б']; про­водить звуковой анализ слогов аб-би; согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах; читать и пересказывать сказку Г. Скребицкого «Всяк по-своему».

Организационный момент

• Игра с мячом «Доскажи словечко» (рыжая — лиса, трус­ливый — заяц, злой — ...).

Артикуляционная гимнастика

Знакомство со звуками

Логопед дает сравнительную характеристику:

— Звук [б] — согласный, твердый; звук [б*] — согласный,

мягкий.

• «Слушай внимательно».

Дети показывают синий кружок, услышав звук [б], и зе­леный кружок, услышав звук [б']: ба-бу-би-бе-бо-бу-би...

• «Закончи слово».

Дети должны добавить слог и назвать целое слово: тру-ба, гри-бы, голу-би, шу-ба, гу-бы, прору-би...

• «Домики».

Дети должны разложить картинки со словами, где [б] твер­дый — около синего, и где [б'] мягкий — около зеленого домика. Собака, ботинки, булка, бусы, шуба Кубики, береза, белка, бинокль

• Звуковой анализ слогов.

Логопед проводит звуковой анализ слога аб. Спрашивает:

— Сколько звуков услышали? (Два.)

— Назовите первый, второй.

— Положите перед собой красный кружок (звук [а]), по­ложите синий кружок (звук [б]). Что получилось? (аб.)

Звуковой анализ слога би (так сигналит Мишина). У каж­дого ребенка карточка: Логопед спрашивает:

— Сколько вы услышали звуков в слоге би? (Два.) Просит:

— Назовите первый звук ([б'] — согласный, мягкий). Предлагает:

— Нарисуйте в первом окошке зеленый кружок. Назовите второй звук ([и] — гласный). Нарисуйте во втором окошке красный кружок. Какое слово получилось? (би.)

• «Подушка — камень».

Дети слушают стихотворение и показывают «подушку* (звук [б*]) или «камень» (звук [б]):

Белочка

Где, ты, белочка, гуляла?

Я орешки собирала,

А еще грибы и шишки —

Любят их мои детишки.

М. Дружинина

Наши рекомендации