От живого созецания к обстрактному мышлению и от него к практике.

Опираясь на методологическую основу процесса познания, дидактика определяет полный и завершенный акт усвоения знаний, что характеризует логику и структуру процесса усвоения знаний:

восприятие

осмысление

закрепление

применение

Представим этапы педагогического процесса:

подготовительный

основной

заключительный

На подготовительном этапе ставится цель, диагностика условий, прогнозирование достижений. Выясняются условия и обстоятельства, в которых будет протекать педагогический процесс.

Но невозможно правильно поставить цель без диагностики существующих условий. Следовательно, идет процедура, направленная на выяснение условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Собирается необходимая информация о возможностях педагогов, учеников, об уровне их развития, предшествующей подготовке. За диагностикой следует прогнозирование хода и результата педагогического процесса (что-то надо взвесить, учесть, рассчитать). Этот этап завершает проект организации процесса – план работы. Это итоговый документ подготовительного процесса.

Второй этап осуществления педагогического процесса – это основной этап. Это взаимодействие педагогов и учеников, использование форм, методов, средств взаимной связи, создания условий для эффективного взаимодействия, стимулирование процесса воспитания.

Третий этап завершает цикл педагогического процесса посредством анализа достигнутых результатов. Чтобы не повторять ошибок и использовать все ценное, что достигнуто в деятельности учащихся.

Внутренней движущей силой педагогического процесса является:

А) противоречие между выдвигаемыми требованиями со стороны общества и реальными возможностями воспитуемого по их выполнению;

Б) многообразие жизненных взаимодействий ребенка и невозможность охвата этого взаимодействия педагогическим влиянием со стороны школы.

5.Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин).

В основе теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, 50-60 г. ХХ века) лежит психологическое учение об интериоризации. Это процесс преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю, психическую деятельность, формирование внутренних интеллектуальных структур психики посредством усвоения внешней, социальной действительности. Из этого следует, что обучение и воспитание можно рассматривать как процесс интериоризации. Проблема в том, как оптимально управлять этим процессом. Теория П.Я.Гальперина дает один из путей решения этой задачи: указывает условия, обеспечивающие формирование умственных действий с заранее намеченными свойствами.
Формирование умственных действий проходит по следующим этапам.
Первый – этап предварительного ознакомления с целью обучения, создание мотивации обучаемого.
Второй – составление схемы ориентировочной основы действия (ООД).
Третий – выполнение действий в материальном или материализованном виде. Действие выполняется как внешнее, практическое, с реальными предметами (это – материальное: например, при счете перекладывание каких-либо предметов). Действие выполняется с помощью моделей: схем, чертежей (это – материализованное).
Четвертый – формирование действия как внешнеречевого (в устной речи или письменном виде) без опоры на материальные средства. Операции выполняются словесно: считают вслух.
Пятый– формирование действия во внешней речи про себя. Действие сопровождается проговариванием про себя, постепенно сокращаясь, автоматизируется.
Шестой – этап выполнения действия в умственном плане.
Поэтапное формирование умственных действий обеспечивает интериоризацию.

Литература

Основная

1. Подласый, И. П. Педагогика : учеб. для бакалавров: [по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов вузов, обучающихся по непед. спец.] / И. П. Подласый. - 2-е издание., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. - 574 с. - (Бакалавр). Библиогр. в конце гл.

2. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. для студ. учереждний высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – 10-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011. - 608 с. - (Сер. Бакалавриат).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 52 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 43с.

Дополнительная

1. Баранников, А.В. Новые подходы к организации образовательной деятельности учащихся // Педагогика. – № 2. – 2015. – С.27-36

Лекция 2.

Наши рекомендации