Тема 8. Психологические особенности деятельности руководителя
План
Психологическая характеристика процесса организации деятельности подчиненных
Постановка целей и распределение работы среди сотрудников
Основные мотивационные проблемы организации деятельности
Социально-психологические условия эффективности совместной деятельности сотрудников
Особенности деятельности руководителя в системе профессионального образования
В ходе многих психологических исследований установлено, что в управленческой деятельности руководителей разных рангов есть совпадающие характеристики, позволяющие смоделировать основные качества руководителя. Часто встречается модель, в которой на одном из первых мест оказывается интеллект. Он должен быть выше среднего, хотя и не на уровне гениальности. Существенной является способность к решению сложных и абстрактных проблем. Далее входят: инициатива и деловая активность, уверенность в себе, способность подниматься над частностями и воспринимать ситуацию более широко, чем окружающие.
В профессиограмме руководителя, предложенной В.М. Шепелем, три блока качеств руководителя. К общим качества относятся: -незаурядный интеллект, -фундаментальные знания, -достаточный опыт.
Второй блок включает следующие качества: научно-профессиональные (в том числе знания, опыт, теоретический и практический уровень компетентности); организационные и психофизические качества. К третьему блоку отнесены специфические личностно-деловые качества.
Р.Л. Кричевский особенно выделяет среди качеств современного руководителя способность к творческому решению задач, стремление к достижениям. Здесь мы прямо выходим на проблемы интеллекта руководителя. Как известно, у человека существуют две разновидности интеллекта: теоретический и практический. Для руководителя большое значение имеет именно практический интеллект, т.е. способность творчески решать ежедневные проблемы управленческой деятельности. Представляет интерес проблема зависимости интеллекта руководителя и эффективности его деятельности.
Исследования Ф. Фидлера и А. Лейстера, проведенные в воинских подразделениях армии США, привели к следующим выводам. На эту зависимость влияют четыре промежуточных переменных (фактора): -мотивация руководителя, -опыт руководителя,
-отношения с вышестоящим командованием,
-отношения с подчиненными.
Закономерность Фидлера – Лейстера звучит так. Высокая мотивация, значительный опыт руководителя, основательная поддержка со стороны подчиненных и благоприятные деловые отношения с вышестоящим руководством ведут к повышению влияния интеллекта руководителя на эффективность его деятельности. И наоборот, недостаточные мотивация и опыт руководителя, слабая поддержка со стороны подчиненных, напряженные отношения с вышестоящим руководством ведут к снижению влияния интеллекта руководителя на эффективность его деятельности.
Основное содержание деятельности вузовского преподавателя включает выполнение нескольких функций - обучающей, воспитательской, организаторской и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими. Наиболее специфично для преподавателя вуза сочетание педагогической и научной работы
Профессионализм преподавателя вуза в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее описать все многообразие ситуаций, решаемых педагогом е ходе работы со студентами, невозможно. Принимать решения приходится каждый раз в новой ситуации, своеобразной и быстро меняющейся. Поэтому одной из важнейших характеристик педагогической деятельности является ее творческий характер.
Психологические характеристики деятельности учащихся возможно объединить в следующие группы.
индивидуально-психологические особенности обучающихся. К таким особенностям относятся интеллект (способность усваивать новые знания), креативность (способность самостоятельно вырабатывать новые знания), высокая самооценка и др.
По характеру учебной деятельности и соответствующим ей моделям поведения выделяют три типа студентов.
У первого типа познавательные интересы выходят за пределы знаний, очерченных учебным планом и программами дисциплин. Студенты проявляют активность во всех сферах жизни вуза и ориентированы на широкую специализацию и разностороннюю профессиональную подготовку.
Для студентов, отнесенных к второму типу, характерна четкая ориентация на узкую специализацию. Здесь тоже познавательная деятельность выходит за пределы учебных программ, но скорее не вширь, а вглубь. Вся система активности ограничена рамками «околопрофессиональных интересов».
Наконец, у студентов третьего типа познавательная активность строго направлена на усвоение знаний и навыков только в рамках учебной программы. Этот тип демонстрирует минимальный уровень активности и творчества.
Установки студентов
Первая группа — это студенты, ориентированные на образование как на профессию. В этой группе наибольшее число студентов, для которых интерес к будущей работе, желание реализовать себя в ней — самое главное. Лишь у них отмечается склонность продолжать свое образование. Все остальные факторы для них менее значимы. Вторую группу составляют бизнес-ориентированные студенты. Отношение к образованию у них совсем иное: образование выступает в качестве инструмента (или возможной стартовой ступени) для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться торговлей и др. Они понимают, что со временем и эта сфера потребует образования, но к своей профессии относятся менее заинтересовано, чем представители первой группы. Третья группа — студенты, которых, с одной стороны, можно назвать «неопределившимися», а с другой — придавленными разными проблемами личного, бытового плана. На первый план у них выходят бытовые, личные, жилищные, семейные проблемы. Можно было бы сказать, что это — группа тех, кто «плывет по течению». Они не могут выбрать своего пути, для них образование и профессия не представляют того интереса, который характеризует другие группы. Возможно, самоопределение студентов данной группы произойдет позже, но пока можно предположить, что в эту группу попали люди, для которых процесс самоопределения, выбора пути, целенаправленности нехарактерен.
Мотивы учебной деятельности
· В процессе обучения существуют три группы мотивов, в зависимости от того, что лежит в основе мотивации, – побуждение или потребность познания. Эти мотивы связаны с традиционными и активными методами обучения:
· 1) непосредственно побуждающие мотивы. Они могут возникать у студентов за счет педагогического мастерства преподавателя, формируя интерес к данному предмету;
· 2) перспективно побуждающие мотивы. Познавательная активность является лишь средством достижения цели, находящейся вне самой учебной деятельности. Например, у студентов формируется мотив к обучению, поскольку им необходимо сдать сессию на «отлично»;
3) позновательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска знаний, истины. Они появляются при применении активных методов обучения и, возникнув, превращаются в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения
Совместная деятельность
три модели совместной деятельности:
1. совместно-индивидуальная (каждый участник делает свою часть общего дела независимо от других);
2. совместно-последовательная (общая задача выполняется последовательно каждым);
3. совместно взаимосвязанная (имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми другими).
Основные признаки совместной деятельности:
· наличие общих целей для участников взаимодействия (совместная деятельность, как и другая форма кооперации, порождается необходимостью достижения таких целей, которые недоступны отдельному человеку или достижимые частично);
· совместная деятельность целесообразна в том случае, когда заранее ставятся осознанные цели;
· участники совместной деятельности, кроме индивидуальных мотивов, должны иметь стимул работать вместе, то есть следует сформировать общую мотивацию для достижения цели;
· необходимое разделение единого процесса достижения коллективной цели на определенные составляющие, то есть на отдельные, но функционально связанные совокупностью действий, операций и их распределением между участниками взаимодействия;
· объединение (или совмещение) индивидуальных дальностей, которое понимается как образование целостности совместной деятельности и содействия возникновению взаимосвязей и взаимозависимостей между участниками этой деятельности;
· согласованные, координированные выполнения распределенных и объединенных индивидуальных дальностей всех участников;
· необходимость в управлении (включая самоуправление) - потребность, внутренне присуща совместной деятельности;
· наличие единого заключительного результата, общего для участников совместной деятельности;
· единое пространственно-временное функционирование участников взаимодействия.
В организации коллективной деятельности имеются следующие основные аспекты, которые характеризуют взаимодействие как процесс: действующие индивиды, совместные действия, информационные связи, взаимовлияния, взаимоотношения, взаимопонимание