Лекция 1. Педагогическая деятельность

Предисловие

В настоящее время, когда образование воспринимается большинством людей как одна из высших ценностей жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогический труд. Данный курс лекций направлен на осознанное понимание перспектив профессионального роста. Будущий педагог должен ознакомитесь с глубинными историческими корнями этой деятельности, перспективами профессионального роста, ознакомитесь со всеми тонкостями и сложностями этой гуманитарной деятельности, связанной с образованием, - созиданием человека.

При подготовке пособия автор использовал многочисленные исследования зарубежных и отечественных ученых. Форма пособия не требует строгого цитирования, но тем не менее все труды, на которые мы опирались, указаны в списках использованной литературы в приложении к каждому разделу.

Лекция 1. Педагогическая деятельность

Вопросы:

1. Сущность педагогической деятельности

2. Происхождение педагогической деятельности

3. Непрофессиональная педагогика (народная педагогика)

4. Педагогическая деятельность как профессия

Второй вопрос: Функции педагога

Педагогическая деятельность включает в себя большой круг функций, выполнение которых требует специальных склонностей и способностей, особых качеств личности и техники взаимодействия с людьми, мастерства и творчества.

Педагогическая деятельностькак система представляет собойпроцесси включает следующие компоненты:

· цели и задачи (стратегические, тактические общие, индивидуальные);

· средства достижения целей и задач (формы деятельности, содержание, методы и приемы, условия места и времени осуществления);

· результаты образования.

Педагогическая деятельность как цикл осуществленияэто:

· организация деятельности на основе выбора оптимальных решений и средств;

· взаимодействие участников;

· анализ результатов достижений целей и задач.

Функции педагога отражают его социальное назначение, квалификационно-профессиональные обязанности и исполняемые роли:

ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ

Лекция 1. Педагогическая деятельность - student2.ru Лекция 1. Педагогическая деятельность - student2.ru Лекция 1. Педагогическая деятельность - student2.ru Лекция 1. Педагогическая деятельность - student2.ru Лекция 1. Педагогическая деятельность - student2.ru Лекция 1. Педагогическая деятельность - student2.ru Лекция 1. Педагогическая деятельность - student2.ru Лекция 1. Педагогическая деятельность - student2.ru Лекция 1. Педагогическая деятельность - student2.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАТОРСКАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ
Социальная   Развивающая

Лекция 1. Педагогическая деятельность - student2.ru Лекция 1. Педагогическая деятельность - student2.ru Лекция 1. Педагогическая деятельность - student2.ru Лекция 1. Педагогическая деятельность - student2.ru Лекция 1. Педагогическая деятельность - student2.ru Лекция 1. Педагогическая деятельность - student2.ru Лекция 1. Педагогическая деятельность - student2.ru Лекция 1. Педагогическая деятельность - student2.ru Лекция 1. Педагогическая деятельность - student2.ru Лекция 1. Педагогическая деятельность - student2.ru Лекция 1. Педагогическая деятельность - student2.ru Лекция 1. Педагогическая деятельность - student2.ru

связь поколений и времен передача лучших традиций и опыта содействие сохранению культуры содействие прогрессу общества защита прав детства мышление чувства сознание волю способности потребности Стремления ребенка



Источники

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб, 2000.- Гл.4, 5.

2. Введение в педагогическую деятельность: /А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. М., 2000.

3. Введение в педагогическую профессию: Курс лекций. Волгоград, 1998.

4. Древний Восток. Книга для чтения /Под ред. В.В.Струве. М., 1951.

5. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.

6. Кузьмина Н.В, Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб,1993.

7. Российская педагогичская энциклопедия. М., 1999.- Т.2.

8. Станкин М.И. Профессиональные способности учителя /Под ред. Равкина; Сост. К.А.Иванов., 1983.

Источники

1. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: Междисципли­нарный словарь терминологии. — СПб.; Воронеж, 1995.

2. Психологические характеристики профессии / Сост. Ф. И. Иващенко,
В. А. Карпич. — Минск, 1979.

3. Методические рекомендации и материалы к профессиограмме ­ современного учителя / Под ред. Г. А. Бордовского. — Л., 1987.

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. —
М., 2000.

5. Болдырев Н. И. Классный руководитель. — М., 1978.

Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Спецкурс для студентов педагогических институтов. — М., 1984.

6.Макаренко А. С. Собр. соч.: В 7 т. - М., 1957. — Т. 4.

7.Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1988.

8.Крутецкий В. А. Психология. — М., 1986.

9.Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. — М., 1982.

10. Педагогика / В. А. Сластенин и др. — М., 1997.

11. Мижериков В. А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую про­фессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заве­дений. — М., 1999


Лекция 4. Общение как основа педагогической деятельности

Вопросы:

1. Сущность педагогического общения

2. Функции и средства общения

3. Стили общения и стили педагогического руководства

4. Педагогический такт

5. Общение: наука и искусство

Источники

1. Атватёр И. Я Вас слушаю. — М., 1988.

2. Ильин Е. Н. Минувших дней итоги... — Л., 1991.

3. Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990

4. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.

2. Леей В. Исповедь гипнотизера. — Кн. 2. — М., 1994.

3 Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. - М., 1992.

3. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М.; Нальчик, 1996.

4 Самоушна Н. В. Игры, в которые играют... - Дубна, 1996.
5. Радионова Н. Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. -

5 Российская Педагогическая Энциклопедия. - М., 1999. — Т. 2. 1989.

Вопросы к зачету

1. История зарождения и развития педагогической профессии.

2. Сущность педагогической деятельности.

3. Педагогическая деятельность как профессия.

4. Понятие «профессия» и «специальность»

5. Особенности педагогической профессии на современном этапе развития России.

6. Ценностные характеристики педагогической деятельности.

7. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.

8. Этика и эстетика педагогического труда.

9. Назовите основные функции педагога.

10. Профессионально-значимые качества личности.

11. Профессиональная компетентность и мастерство учителя.

12. Структура качеств личности. Профессиональная компетентность.

13. Раскройте отличительные черты профессиональной педагогической деятельности от непрофессиональной.

14. Классификация профессий. Стили общения и стили педагогического руководства.

15. Работа учителя над своим педагогическим мастерством.

16. Функции и средства общения.

17. Что понимается под педагогическим тактом?

18. Педагогическое творчество и мастерство.

19. Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры.

Предисловие

В настоящее время, когда образование воспринимается большинством людей как одна из высших ценностей жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогический труд. Данный курс лекций направлен на осознанное понимание перспектив профессионального роста. Будущий педагог должен ознакомитесь с глубинными историческими корнями этой деятельности, перспективами профессионального роста, ознакомитесь со всеми тонкостями и сложностями этой гуманитарной деятельности, связанной с образованием, - созиданием человека.

При подготовке пособия автор использовал многочисленные исследования зарубежных и отечественных ученых. Форма пособия не требует строгого цитирования, но тем не менее все труды, на которые мы опирались, указаны в списках использованной литературы в приложении к каждому разделу.

Лекция 1. Педагогическая деятельность

Вопросы:

1. Сущность педагогической деятельности

2. Происхождение педагогической деятельности

3. Непрофессиональная педагогика (народная педагогика)

4. Педагогическая деятельность как профессия

Наши рекомендации