Деятельность Магницкого Л.Ф. и развитие школ
Выдающимся деятелем просвещения в петровскую эпоху был математик, преподаватель школы математических и навигацких наук в Москве Леонтий ФилипповичМагницкий (1669-1739 гг.). Он внес огромный вклад в методику светского школьного обучения и в дело развития профессионального образования. Он автор учебника – «Арифметика сиречь наука числительная (1703 г.). Его «Арифметика» являлась своеобразной математической энциклопедией. Этот учебник не только не уступал западноевропейским образцам, но и был составлен в русле русской традиции, для русских учеников. Эта учебная книга являлась основной учебной книгой по математике до середины XVIII в.
Л.Ф. Магницкий осуществлял руководство всей учебной работой навигацкой школы. Все учебные предметы изучались в навигацкой школе последовательно, переводных и выпускных экзаменов не было, ученики переводились из класса в класс по мере выучки. Понятие «класс» означало содержание обучения: класс навигации, класс геометрии и т.п. Л.Ф. Магницкий ввел в практику выделение из числа лучших учеников «десятских», которые в своей десятке следили за поведением. Выпускали из школы по мере готовности ученика к государственной деятельности или по требованию ведомств, нуждавшихся в образованных специалистах.
В 1701 г. по образцу навигацкой школы в Москве была открыта артиллерийская (пушкарская) школа, которая должна была готовить специалистов для армии и флота. Учащихся в нее набирали в возрасте от 7 до 25 лет, обучали грамоте, счету и готовили к профессии инженера.
Помимо государственных школ, ставивших задачу начального образования и профессиональной подготовки, в петровскую эпоху открывались частные школы (школы Н. Швиммера, Э. Глюка и др.).
12.4. Татищев В.Н. и начало профессионального образования в России
Василий Никитин Татищев (1686- 1750 гг.) автор был ряда педагогических сочинений, таких как «Записка об учащихся и расходах на просвещение в России», «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ», «Духовная моему сыну», «Учреждение, коим порядкам русским школам имати поступать», «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» и др.
В 1721 г. по его инициативе была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть подобных училищ. В г. Екатеринбурге была организована центральная горнозаводская школа, явившаяся своеобразным административным и методическим центром для всех подобных школ. Уральские профессиональные школы, видоизменяясь, но, сохраняя первоначальное назначение, существовали до конца XIX в.
В педагогических воззрениях В.Н. Татищева отразилась идея практицизма и профессионализма. В сочинении «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» (1733 г.) он одним из первых поставил перед образованием сугубо светские, утилитарные цели. Школы, по его мнению, должны были формировать у учащихся светское сознание, воспитывать для жизненного благополучия, формируя «разумного эгоиста» (осознание человеком самого себя, своего внутреннего мира, понимания, что ему во вред, а что на пользу).
В «Разговоре о пользе наук и училищ» В.Н. Татищев высказывал убеждение в необходимости для каждого просвещенного человека познания самого себя («чтоб человек мог себя познать»), а это познание возможно только с помощью науки. Незнание только вредят обществу, личности; от них, по мнению В.Н. Татищева, случаются все бедствия в государстве.
Сама сущность науки состоит в ее практической полезности. В.Н. Татищев создал классификацию наук с утилитарной точки зрения: 1) нужные (домоводство, врачевание, Закон Божий, умение владеть оружием, логика, богословие); 2) полезные (письмо, грамматика, красноречие, иностранные языки, история, генеалогия, география, ботаника, анатомия, физика, химия); 3) «щегольские» (стихотворство или поэзия, живопись, музыка, танцы, верховая езда); 4) любопытные (астрология, физиогномика, хиромантия, алхимия); 5) вредные (гадания и волшебства разного рода).
Общее образование, по мнению Василия Никитича, должно было предшествовать профессиональному. Главная задача обучения на этом этапе состояла в освоении школьниками «нужных, полезных» наук. Они дополнялись науками «щегольскими».
В.Н. Татищев считал, что уже с 10 лет ребенка необходимо обучать ремеслу, что должно быть основной задачей второго этапа обучения – собственно профессионального. В инструкции «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» (1736 г.) содержались методические рекомендации учителям. С точки зрения В.Н. Татищева, учитель – не только преподаватель общеобразовательных и специальных дисциплин, но и воспитатель молодежи, готовивший ее к жизни в обществе. Он должен подходить к ученикам с учетом их индивидуальных способностей, уделяя внимание наукам, к которым ученик проявляет склонность.
В.Н. Татищев рекомендовал широко использовать метод обучения старшими учениками младших. В содержание профессионального обучения входили такие предметы, как геология, механика, архитектура, рисование и др., по мере практической надобности.
Проблемам школьного обучения и нравственного воспитания детей дворянского сословия посвящено произведение В.Н. Татищева «Духовная моему сыну» (1734 г.). В содержание образования дворянских детей он помимо письма и знания законов вводил широкий круг точных и прикладных наук. После школьного этапа образования дворяне с 18 до 30 лет должны были совершенствовать свои познания, умения и навыки, находясь на государственной службе, и лишь после 30 лет думать о женитьбе.
Качества личности, которые следовало воспитывать у дворянских детей, В.Н. Татищев ставил в зависимость от будущего рода деятельности: у будущих военных следовало воспитывать храбрость, послушание начальству, рассудительность. Для гражданской службы у дворянина воспитывались такие нравственные качества, как справедливость, отсутствие корыстолюбия, прилежание, терпеливость, самостоятельность и т.п. Программу воспитания дворянина, таким образом, В.Н. Татищев строил в духе идей гуманизма.
После смерти Петра I открылась Санкт-Петербургская академия наук (1725 г.). Из-за границы в Академию наук были приглашены 16 известных европейских ученых. Опыт деятельности Академии наук послужил основанием для создания (в 1955 г.) первого в России светского высшего учебного заведения и научного центра – Московского университета.
В эпоху петровских преобразований на государственном уровне стали вырабатываться строгие требования к домашнему воспитанию детей, что и получило отражение на страницах книги Феофана Прокоповича «Юности честное зерцало». В ней говорилось, что задача родителей в деле воспитания детей должна решаться не на основе православной народной традиции, а на правилах придворного этикета. К числу требований относились следующие: говорить с детьми дома на иностранных языках, обучать их светским манерам и т.д.
В итоге петровские просветительские преобразования стали давать ощутимые результаты. Подготовка профессионалов по различным специальностям способствовала интенсивному социально-экономическому развитию страны.