Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV – XVII вв.)
В XIV-XVI вв. на Руси государственно-экономическое развитие не оказывало существенного влияния на систему образования. Подготовка ребенка к жизни осуществлялась вне школы. Основу такой подготовки составляло овладение трудовыми навыками. Поэтому в каждом сословии продолжали существовать свои традиции профессионального обучения. Чаще всего ремесло передавалось от отца к сыну, но иногда детей отдавали на выучку к мастеру-профессионалу, который принадлежал к тому же сословию. Обучение грамоте, чтению, счету могло происходить в семье, у грамотного родственника либо на дому у «мастера грамоты». Такого рода обучение было частным, платным, как говорили тогда, «за мзду». Учителями становились светские лица – мелкие служители канцелярий, приказных изб и т.д., а также представители низшего духовенства – певчие, чтецы, диаконы.
В конце XVI в. на Руси появились первые печатные учебники – азбуки. Основоположником отечественного книгопечатания считается Иван Федоров (ок. 1510 -1583 гг.). В 1574 г, во Львове и в 1580 - 1581 гг. в Остроге он издал знаменитые буквари, питавшие опыт учительской работы мастеров грамоты предшествующих веков.
За религиозное воспитание детей отвечала церковь. В обязанности священников входило обучение основным догматам христианского вероучения, воспитание уважения к церковным и светским властям.
Связь между образованием и церковью укреплялась. Грамота изучалась ради возможности читать одобренные церковью книги. Церковно-религиозный характер школ соответствовал жизненному укладу того времени. Физические наказания использовались постоянно, обучение было трудным, однообразным не соответствовало особенностям и возможностям детского возраста. Главное внимание уделялось усвоению детьми не научных знаний, а житейских правил (учение о спасении души, наука о гражданском общежитии и усвоение правил ведения домашнего хозяйства). Все это и составляло содержание общего образования в Древней Руси.
Обучение ребенка начиналось с 7 лет. Однако повседневная жизнь не требовала больших знаний. Повышенный уровень образования был нужен только государственным служащим и церковнослужителям.
Самым образованным сословием было духовенство. Среди всех монастырей того времени выдающимися образовательными и книгописными центрами были Чудов, Спасо-Андрониковский, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский и др.
В XVIв., в период правления Ивана Грозного, террор, крестьянские и городские волнения, разруха приостановили культурно-образовательное развитие страны. Московское государство, возрождаясь после потрясений Смутного времени, постепенно стало менять свою политику. Начавшиеся позитивные социально-экономические процессы стимулировали развитие просвещения. Нужда государства в большем количестве людей, обладающих различными специальными знаниями, могла быть удовлетворена через овладение западной культурой и наукой.
В XVIIв. в начальном обучении не произошло каких-либо значительных перемен. Обучение грамоте традиционно осуществлялось в семье, у домашнего учителя в училище или индивидуально у «мастера грамоты», при монастырях и церквях.
Между тем, у высших сословий со второй половины XVII в. наметилось стремление давать своим детям повышенное образование, обучать их иностранным языкам. Особое внимание уделялось изучению латинского языка – языка международной дипломатии и науки. В это время появились учителя - иностранцы. Московское государство открывается для проникновения элементов западной культуры.
В XVII в. возникла необходимость в создании школ, дающих хорошее образование. В 1615 г. в Киеве Петр Могила основал школу, которую впоследствии преобразовал в Киево-Могилянский коллегиум, а затем в академию. Много внимания здесь уделялось изучению философии, богословия, юридических наук. Выпускники Киево-Могилянской академии (Арсений Сатановский, Епифаний Славинецкий, Дамаскин Птицкий) приняли участие в создании в Русском государстве новых учебных заведений.
В 1687 г. в Москве было открыто первое собственно высшее учебное заведение – Эллино-греческая, впоследствии Славяно-греко-латинская академия. Инициатором ее создания был Симеон Полоцкий. В этом учебном заведении особенным в преподавании было то, что все светские науки подчинялись богословию. Весь учебный материал трактовался с позиций православия. К преподаванию в академии допускались только русские учителя или православные греки.
Московская академия долгое время являлась единственным высшим учебным заведением, и лишь к концу XVIII в. она стала постепенно превращаться в исключительно духовное учреждение – духовную семинарию. Многие из выпускников академии стали выдающимися деятелями просвещения (Л. Магницкий M.В. Ломоносов и др.).
Таким образом, в России в XVII в. появились образовательные учреждения, при организации которых учитывался опыт западноевропейских средневековых школ. Россия начала приобщаться к миру европейской культуры, усилилось ее внимание к светскому образованию.