Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV – XVII вв.)

В XIV-XVI вв. на Руси государственно-экономическое развитие не оказы­вало существенного влияния на систему образования. Подготовка ребенка к жизни осуществлялась вне школы. Основу такой подготовки составляло овладение трудовы­ми навыками. Поэтому в каждом сословии продолжали су­ществовать свои традиции профессионального обучения. Чаще всего ремесло передавалось от отца к сыну, но иногда детей отдавали на выучку к мастеру-профессионалу, который при­надлежал к тому же сословию. Обучение грамоте, чтению, счету могло происходить в семье, у грамотного род­ственника либо на дому у «мастера грамоты». Такого рода обучение было частным, платным, как говорили тогда, «за мзду». Учителями становились светские лица – мелкие слу­жители канцелярий, приказных изб и т.д., а также предста­вители низшего духовенства – певчие, чтецы, диаконы.

В конце XVI в. на Руси появились первые печатные учеб­ники – азбуки. Основоположником отечественного книго­печатания считается Иван Федоров (ок. 1510 -1583 гг.). В 1574 г, во Львове и в 1580 - 1581 гг. в Остроге он издал знаменитые буквари, питавшие опыт учительской работы мастеров гра­моты предшествующих веков.

За религиозное воспитание детей отвечала церковь. В обя­занности священников входило обучение основным догма­там христианского вероучения, воспитание уважения к цер­ковным и светским властям.

Связь между образованием и церковью укреп­лялась. Грамота изучалась ради возможности читать одобренные церковью книги. Церковно-религиозный характер шко­л соот­ветствовал жизненному укла­ду того времени. Физические наказания использовались постоянно, обучение было трудным, однообразным не соответствова­ло особенностям и возможностям детского возраста. Главное внимание уделялось усвоению детьми не научных знаний, а житейских правил (учение о спасе­нии души, наука о гражданском общежитии и усвоение пра­вил ведения домашнего хозяйства). Все это и составляло со­держание общего образования в Древней Руси.

Обучение ребенка начиналось с 7 лет. Однако повседневная жизнь не требовала больших знаний. Повышенный уровень образования был нужен только государственным служащим и церковнослужителям.

Самым образованным сословием было духовенство. Среди всех монастырей того времени выдающимися образова­тельными и книгописными центрами были Чудов, Спасо-Андрониковский, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский и др.

В XVIв., в период правления Ивана Грозного, террор, кресть­янские и городские волнения, разруха приостановили культурно-образовательное развитие страны. Московское государство, возрожда­ясь после потрясений Смутного вре­мени, постепенно стало менять свою политику. Начавшиеся позитивные социально-экономические процессы стимулировали развитие просвещения. Нужда государства в большем количестве лю­дей, обладающих различными специ­альными знаниями, могла быть удовлетворена через овладение западной культурой и наукой.

В XVIIв. в начальном обучении не произошло каких-либо значительных перемен. Обучение грамоте тради­ционно осуществлялось в семье, у домашнего учителя в учи­лище или индивидуально у «мастера грамоты», при монас­тырях и церквях.

Между тем, у высших сословий со второй половины XVII в. наметилось стремление давать своим детям повышенное об­разование, обучать их иностранным языкам. Особое внимание уделялось изучению латинского языка – языка международной дипломатии и на­уки. В это время появились учителя - иностранцы. Московское государство открывается для проникновения элементов западной культуры.

В XVII в. возникла необходи­мость в создании школ, дающих хорошее образование. В 1615 г. в Киеве Петр Могила основал школу, которую впоследствии преобразовал в Киево-Могилянский коллегиум, а затем в академию. Много внимания здесь уделялось изучению философии, богословия, юриди­ческих наук. Выпускники Киево-Могилянской академии (Арсений Сатановский, Епифаний Славинецкий, Дамаскин Птицкий) приняли участие в создании в Русском государстве новых учебных заведений.

В 1687 г. в Москве было открыто первое собственно выс­шее учебное заведение – Эллино-греческая, впоследствии Славяно-греко-латинская академия. Инициатором ее созда­ния был Симеон Полоцкий. В этом учебном заведении особенным в преподавании было то, что все светские науки подчинялись богословию. Весь учебный ма­териал трактовался с позиций православия. К преподаванию в академии допускались только русские учителя или православные греки.

Московская академия долгое время являлась единственным высшим учебным заведением, и лишь к концу XVIII в. она стала постепенно превращаться в исключительно духовное учрежде­ние – духовную семинарию. Многие из выпускников академии стали выдающимися деятелями просвещения (Л. Магницкий M.В. Ломоносов и др.).

Таким образом, в России в XVII в. появились образовательные учреждения, при организации которых учитывался опыт западноевропейских средневековых школ. Россия начала приобщаться к миру европейской культуры, усилилось ее внимание к светскому образованию.

Наши рекомендации