Педагогические идеи и практическая деятельность Ф.А. В. Дистервега

Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега (1790-1866 гг.) по праву можно считать основоположником педагогического образования в Германии. Ему присвоено звание «учителя немецких учителей». Его со­чинения (наиболее известный труд «Руководство к образованию немецких учителей» (1835 г.)) были адресованы учителям, как и педагогические журналы, выходившие под его редакцией («Педагогический ежегодник», «Рейнские листки для воспитания с особым вниманием к народной школе»).

Ф.А.В. Дистервег выделял две стороны общечеловеческого воспитания: общая, с одной стороны, состоит в том, что школьное образование на первой его
ступени не должно зависеть от социальной принадлежности ребенка, все без исключения должны воспитываться «в широком, высоком и воодушевляющем смысле слова»; с другой стороны, нижние ступени любых учебных заведений должны сообщать единые знания и нравственные установки, закладывая тем самым основы общего образования человека в широком смысле слова, что может быть достигнуто на следующей ступени обучения. Так, по мысли Ф.А.В. Дистервега, можно обеспечить не только природосообразность школьного воспитания в соответствии с сущностью самого человека, но и единство, равноправие, связь каждого со всеми индивидами и обществом в целом.

В задачу народной школы включалось воспитание национального самосознания в духе добра, справедливости, гуманности, религиозной терпимости, солидарности, человечности.

Теория воспитания определялась педагогом как «теория возбуждения» («Воспитывать – значит побуждать»). Свободное раз­витие требует от воспитателя не применять никакого наси­лия над ребенком, и, наоборот, вся­чески содействовать возбуждению деятельности заложенных в нем сил.

Исходя из этого, Ф.А.В. Дистервег видел суть воспитания в возбуждении и напряжении природных сил ребенка в служении истине, красоте и добру и поэто­му считал, что педагогика предполагает знание законов есте­ственного развития человека, связанное с практическим на­выком применения этих законов.

Признавая свободное разви­тие общечеловеческих и индивидуальных задатков неотъем­лемым правом каждой личности, Ф.А.В. Дистервег возлагал на общество ответственность за создание благоприятных ус­ловий, необходимых для реализации этих прав всеми члена­ми общества. В этом он усматривал движение к разумности и нравственной гармонии общественных форм и потребнос­тей людей. Отсюда у него вытекал и - как бы дополняющий принцип природосообразности – принцип культуросообразности воспитания.

Ребенок не просто «натура» – часть природы, которую вос­питатель призван развивать, но и выражение определенных социально-исторических условий жизни и соответствующей человеческой культуры. Рассматри­вая воспитание как историческое явление, Ф.А.В. Дистервег сделал вывод о том, что состояние культуры каждого народа, т.е. среды, в которой формируется каждый человек, следует также рассматривать в ее естественноисторическом движении. Принцип культуросообразности, таким образом, исходит из того, что в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или в которых ему предстоит жить, одним словом, всю современную культуру в широком смысле слова, в особенности культуру стра­ны, являющейся родиной ученика. По существу, идея культу­росообразности воспитания включала мысль о том, что воспи­тание – часть культуры – часть того общества, в котором оно осуществляется.

Рассматривая вопрос о соотношении принципов природосообразности и культуросообразности, Ф.А.В. Дистервег полагал, что первый из них является как бы устанавливающим общую норму, в свете которой можно оценивать достоинства и недостатки любой воспитательской деятельности. Эта общая норма состоит в требовании к вос­питателю ни при каких условиях не поступать наперекор природе. Каждый учитель должен стремиться к гармонично­му сочетанию культуры с природой, к достижению равновесия между природной средой и природной сущностью чело­века, с одной стороны, и человеческим сообществом – с другой.

К всеобщим воспитательно-образовательным принципам Ф.А.В. Дистервег относил также побуждение самодеятельно­сти, что соответствует самой природе человека: естествен­ной потребностью ребенка является стремление к познанию, он хочет жить, воспринимать, ощущать, действовать, уп­ражнять свои силы.

Исходя из принципа самодеятельности, Ф.А.В. Дистервег рассматривал образование с двух сторон: как нечто находя­щееся вне человека и составляющее для него цель, стремле­ние и то, что возникает, постепенно образуется в процессе развития самого человека. В таком понимании самодеятель­ность представлялась ему и целью, и непременным условием образования, поскольку ни образование в целом, ни знания не могут быть сообщены: их человек приобретает только сам, в процессе собственной разнообразной деятельности, актив­ности. Поэтому и назначение учителя состоит в развитии самодеятельности воспитанников.

Соблюдение принципа самодеятельности должно обеспе­чивать воспитывающий характер обучения, в процессе кото­рого укрепляется характер учеников, развиваются их позна­вательные и нравственные силы, вырабатываются убежде­ния, способность напрягать все свои усилия на достижение избранной цели.

Общепедагогические идеи Ф.А.В. Дистервега стали основой разработанной им дидактики развивающего обучения, изложенной в «Руководстве к образованию немецких учите­лей», где были сформулированы 33 правила обучения, кото­рые должны были служить реализации раз­вивающих задач школьного образования.

Дидактические правила Ф.А.В. Дистервега проникнуты духом гуманизма. Ни в ком и ни в чем нельзя видеть только цель, и учебные предметы являются не целью, а средством. Ученик существует не ради их, а они служат ему. Все обучение происходит ради развития ученика («набивать ли молодого человека готовыми истинами сверху вниз и снаружи внутрь или дать им свободно расти снизу вверх и развиваться изнутри наружу»).

В трудах Ф.А.В. Дистервега была впервые осмыслена соци­ально-историческая обусловленность воспитания; был пред­принят поиск путей взаимодействия школьного образования и общества; было показано, что воспитание состав­ляет часть культуры – и общечеловеческой, и национальной.

Ф.А.В. Дистервег обратил внимание на решающую роль личности учителя в реализации развива­ющих задач образования, зависимость методов обучения от специфики учебного предмета и применяющего их учителя («…плохой учитель приносит вред не только своим ученикам, но и всему обществу»; учитель «до тех пор способен содействовать образованию других, пока работает над собственным образованием»).

Наши рекомендации