Формирование речевой деятельности учащихсяв процессе обучения башкирскому языку
В русской школе на основе методики обучения иностранным языкам
Хамитова Р.С.,
учитель башкирского языка и литературы МБОУ СОШ №118
Калининского района ГО г.Уфа РБ
В настоящее время лингвокультурологический аспект изучения языка является одним из наиболее перспективных, так как познание языка невозможно рассматривать в отрыве от культуры и истории, носителя языка, психологии и образа жизни народа. В образовательной сфере активно разрабатывается идея поликультурного образования, весьма актуальная для Республики Башкортостан, где проживает более ста национальностей, обучение ведется на национальном и русском языках. Обучение языкам, в том числе и башкирскому, как государственному языку республики, требует разработки новых подходов. Поэтому проблема формирования коммуникативных компетенций на основе развития речевой культуры учащихся на уроках башкирского языка приобретает в настоящее время исключительную актуальность.
Второй проблемой является такое обстоятельство, что башкирский язык относится к агглютинативным языкам. Это представляет трудность в его изучении даже для учащихся башкирских школ. Третья проблема заключается в том, что устаревшие традиционные методики сегодня не отвечают требованиям ФГОС. Они должны быть направлены на формирование лингвокультурологической коммуникативной компетентности учащихся.
Развитие речи учащихся в процессе обучения башкирскому языку в русской школе будет эффективным, если внедрить экспериментальную систему педагогических мер в практику. Лингвокультурологическое направление, в основе которого лежит идея взаимосвязанного изучения языка и культуры, является одним из перспективных направлений модернизации школьного курса башкирского языка как государственного и родного. Языковое образование нацелено на приобщение учащихся к национальной культуре через обучение родному языку, который играет важную роль не только в формировании сознания растущего человека, но и его вживания в культуру. Обучение языку через культуру сегодня представляется составной частью предмета «Башкирский язык», цель преподавания которого – научить школьников пользоваться башкирским языком как средством общения, средством познания мира и себя в этом мире.
Проблемы и перспективы реализации компетентностно-ориентированных заданий
В практике учителя
Хисматуллина И.Г.,
учитель экономики МАОУ гимназия № 47
Октябрьского района ГО г. Уфа РБ
Новые федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) должны быть введены в основной школе в 2015-2016 учебном году. Уже сейчас педагоги гимназии на курсах и семинарах изучают, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения, как и какие новые подходы необходимо использовать в работе. Одна из основных проблем современной системы школьного образования – разобщенность предметных методик, которая проявляется в нестыковке содержания, в отсутствии единого понимания сути деятельностных методов обучения, что препятствует достижению новых целей, обозначенных в стандартах второго поколения.
Педагог может проектировать свои рабочие программы в соответствии с требованием ФГОС ООО, участвовать в разработке и реализации программы воспитания и социализации обучающихся, конструировать урок на основе системно-деятельностного подхода с использованием шаблонов технологических карт современного урока, но если в его деятельности не увеличится количество эффективно выполняемых заданий, имеющих личностные и метапредметные результаты – новый стандарт реализовать достаточно будет трудно. Достаточно большая работа предстоит методистам и педагогам в разработке психологического сопровождения педагогического взаимодействия всех участников образовательного процесса. Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается не только в обновлении его содержания и методов обучения, но и в разработке компетентностно-ориентированных заданий для достижении на их основе нового качества результатов.
Достаточно большая работа предстоит и в области разработки контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках отдельных предметов и образовательных областей. Например, большое количество тем по географии невозможно изучать по новым стандартам, не выходя из учебного кабинета. Вероятно, эту проблему можно будет решить при введении в образовательный процесс внеурочной деятельности. Достаточно проблем может возникнуть и при реализации оценки выполнения компетентностно-ориентированных заданий, так как опыт деятельности, ценностные ориентиры и личностные качества у обучающихся одного класса могут достаточно сильно отличаться, а личностно-ориентированный подход, как один из основополагающих в развивающем обучении, нельзя не принимать во внимание.
Создание компетентностно-ориентированных заданий и КИМов по ним – это достаточно ответственный и трудоёмкий процесс. Именно здесь должна проявиться и профессиональная компетентность педагога и его творческая инициатива.
Уроки литературы в свете федеральных государственных образовательных стандартов
Худайбердина З.М.,
учитель русского языка и литературы МБОУ БГ № 122
Калининского района ГО г. Уфа РБ
«Время есть величайший из новаторов», – говорил английский философ Ф. Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, заставляя с иных позиций оценивать его эффективность. Каким же должен быть современный урок русского языка и литературы в свете требований ФГОС?
Одной из основных целей уроков литературы всегда было нравственное воспитание, воспитание души подрастающего поколения. Поэтому учителя-филологи оказываются в более выигрышном положении, так как по ФГОС приоритетным является духовно–нравственное воспитание. Именно на уроках литературы закладывается основа для будущего.
Наличие компьютерных технологий, дистанционного образования не преуменьшают роль учителя и на уроке, и во всем образовательном процессе. В то же время урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок – он и совершенно новый, но и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Учитель – режиссер урока, и насколько интересным будет урок и для самого учителя, и для ученика, зависит от «режиссерских» находок учителя. Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения. При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет – ресурсы, материалы коллег.
На заключительном этапе изучения творчества писателя можно использовать проектную технологию. Она закрепляет материал, заставляет ученика еще раз переосмыслить изученное. Проектная технология выигрышна тем, что ученики при создании проекта сравнивают разные трактовки произведения, творчества писателя, больше узнают об авторе в контексте его эпохи и о самой эпохе, в которую жил автор. При подборе эпиграфа к своему проекту, они еще раз прорабатывают большое количество материала. Данная работа будет иметь результат независимо от того, была она выполнена самостоятельно или в группе.
Таким образом, используя современные технологии, работая с проектной технологией, учитель формирует у ученика умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения. У школьников развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Также проектная технология выигрышна и в вопросах рефлексии, что является обязательным элементом ФГОС. После презентаций и защиты своих проектов ученики оценивают свою деятельность: с какими трудностями они столкнулись, что было самым сложным, видят как недостатки, так и достоинства своего проекта.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса – учитель и ученик. Между ними всегда возникают противоречия. И это – нормально. Ведь именно из этих противоречий и вырастает думающий, развивающийся и растущий ученик.