Основные подходы к обучению в основной школе в связи с переходом на ФГОС

Рыськова Н. В.,

заместитель директора МБОУ СОШ № 22

Кировского района ГО г.Уфа РБ

Современное развитие человеческой цивилизации ставит перед самим человеком задачу профессиональной компетенции специалиста любого уровня, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость своей деятельности, нести ответственность за ее результат. Постановка цели на сегодняшний день определит наше будущее. Сейчас мы обучаем и воспитываем тех, кто через 10-15 лет будет основой российского общества.

В настоящий момент практически каждый из нас обладает определенным набором знаний и умений. Только в рамках ФГОС основное внимание необходимо уделять развитию продуктивных видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Основными методами преподавания должны стать продуктивный, эвристический, исследовательский. В рамках ФГОС недопустимо использовать иллюстративно-информационный и репродуктивный методы обучения, они просто не сработают на планируемые результаты.

Урок, в соответствии с требованиями ФГОС должен отличаться следующими параметрами:

- цели урока;

- роль и функции учителя на уроке;

- изменение отношений между учителем и учащимися;

- логика построения процесса обучения;

- использование межпредметных связей;

- внедрение коллективной учебной деятельности.

Необходимо подбирать для уроков исследовательские и поисковые учебные задачи, решая которые, ученик становится равноправным участником учебного процесса. При таком обучении руководящая роль педагога не снижается, но она "скрыта" от учеников. Его руководство не сводится к предъявлению образца или инструкции, которые нужно запомнить и воспроизвести. Учитель предлагает новые формы взаимодействия: организовывает совместные размышления, поиск, наблюдения (за объектом природы, математическим объектом, языковой единицей и т.д.), самостоятельную деятельность школьников по построению алгоритмов, моделированию учебных ситуаций и т.п. Такое обучение вводит ребенка в ситуацию познания научных законов существования данной области знаний.

Таким образом, когда ребенок проводит свое собственное исследование, делает свое маленькое открытие, процесс учения становится личностно значимым для него и формирует у него, как говорил А.Н. Леонтьев, «реально действующие мотивы».

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Трухова Л.Р.,

заместитель директора МБОУ СОШ №103

с углубленным изучением иностранного языка

Демского района ГО г.Уфа РБ

Основной дидактической единицей учебного процесса является урок. За последние годы многое изменилось в школе, но урок остался основой школьной классно-урочной системы.

Какие же требования к уроку предъявляются сегодня? Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, и урок, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса, обеспечивает развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества. Ведущим требованием становится выполнение государственного образовательного стандарта: урок должен соответствовать запросам государства, должен готовить ребенка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире; на уроке должны формироваться навыки самостоятельного и творческого мышления, умение работать с информацией, умение учиться, работать в коллективе. Урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования.

Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием «современный учитель». Руководитель проекта по разработке ФГОС А.М. Кондаков определил это так: «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения». В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю.

1) Это профессионал, который:

- демонстрирует универсальные и предметные способы действий,

- инициирует действия учащихся,

- консультирует и корректирует их действия,

- находит способы включения в работу каждого ученика,

- создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

2) Это учитель, применяющий развивающие технологии.

3) Современный учитель обладает информационной компетентностью.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функция ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Современный урок в рамках федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования

Уфимцева М.В.,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №87

Калининского района ГО г.Уфа РБ

Современный урок – это совокупность нескольких показателей: профессиональная и методическая подготовка учителя, целеполагание и мотивация учения, системно-деятельностный подход, современные средства обучения, выбор оптимальных средств обучения, создание условий для саморазвития, анализ каждого учебного занятия.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять суть этого подхода. В процессе учения осознать: «Для чего нужны знания?», «Почему не получилось?», «Каких знаний не хватает?». Не требовать от ученика прочитать, запомнить и рассказать, а помочь исследовать проблему, изучить ситуацию, принять решение, доказать своё мнение, проанализировать результат.

Создать условия для мотивации учебно-исследовательской самостоятельной деятельности ребёнка, в ходе которой активизируются личностные качества, воспитывается характер, формируется рефлексия, включается общение, рассуждающее мышление, осуществляется дифференциация «знание-незнание», поиск недостающей информации в решении проблемы. Формировать у обучающегося внутреннюю психологическую готовность работать с незнакомой информацией.

Вариативны и способы приобретения знания – каждый обучающийся действует оптимальным для себя способом: на репродуктивном, проблемном, творческом уровне; индивидуально, в паре, в группе, с классом, с учителем; письменно, устно; посредством слова, рисунка, схемы. Меняется роль учителя на уроке. Он организует продуктивную самостоятельную работу обучающихся, помогает овладеть способами познания.

Приведем пример из практики. По программе окружающего мира в первом классе есть тема «Вода и воздух». Тема рассматривает различные свойства воды и воздуха. Для того чтобы дети лучше усвоили материал было решено провести урок следующим образом: мы провели 20 минут на улице, самостоятельно изучая свойства воздуха при помощи воздушного шарика. После, уже в классе, ребята по группам составили таблицы, в которых отразили свои наблюдения. На следующем уроке, на этапе актуализации знаний, ребята показали, что материал прошлого урока они усвоили и могут применить знания в новой ситуации.

Сейчас у учителя в распоряжении есть готовые разработки уроков и огромное количество наглядного материала. Тем не менее, он ищет новый материал, подбирает новые наглядные пособия. Причиной тому является то, что современный урок не может быть успешным без желания учителя научить и научиться самому.


Наши рекомендации