Интеллектуальные карты как средство достижения личностных результатов на уроках географии
Крашенинникова Р.Т.,
учитель географии МБОУ Гимназия №86
Орджоникидзевского района ГО г.Уфа РБ
В условиях модернизации образования главным направлением развития основной школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет новые требования к результатам обучения. Основную цель и результат образования составляет целостное развитие личности обучающегося. Таким образом, задача современного образования не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Опираясь на системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС, изучив методическую литературу, мы считаем целесообразным применять метод интеллектуальных карт для достижения такого личностного результата, как формирование творческих и интеллектуальных способностей. Интеллектуальные карты в различных вариациях и с другими названиями существовали давно. Изучением данного метода в России занимается к.п.н., доцент кафедры развития образования АПК и ППРО Бершадская Елена Александровна. Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации.
Левое полушарие мозга отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность творческого мышления. Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции учащихся, развивают их мыслительные и творческие способности.
Так как данные умения и навыки являются метапредметными, развиваются и используются в разных областях, то на данном этапе мы успешно используем интегрированные уроки: география и литература, география и французский язык и т.д.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности удачно проходит во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования и с родителями учащихся. Так мы организуем совместные походы с детским центром туризма «Зенит» Орджоникидзевского района и с семьями учащихся. Метод интеллект-карт помогает нам правильно составить смету похода, выработать маршрут и организовать досуг. Данный метод эффективно применим при организации воспитательных мероприятий и классных часов.
Применение метода интеллектуальных карт приводит к большему проявлению интереса учащихся к урокам географии и к повышению качества обученности. Также замечен рост качества творческих способностей у данных учеников: по результатам выступлений на конкурсах, олимпиадах, в викторинах, акциях учащиеся превосходят своих сверстников.
Данная технология универсальна и характеризуется множеством достоинств. В перспективе мы планируем применять не только в основной школе, а также в старших классах, где объем информации из года в год увеличивается, усложняется, и создается необходимость в систематизации материала. А ИК этому успешно способствуют.
Преемственность в образовательном процессе обучающихся 4, 5-х классов
КудимоваЭ.М., Годовикова В.А., Фатихова А.Г.,
заместители директора МБОУ СОШ № 117
Советского района ГО г.Уфа РБ
Развитие личности в современной системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой учебного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование в начальной школе и развитие в основной школе личностных и метапредметных УУД. В связи с этим возникла необходимость организации работы по обеспечению преемственности образовательного процесса в 4 и 5 классах.
Цель: осветить направления работы по предупреждению рассогласованности учебно-воспитательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Задачи:
1) проанализировать причины, препятствующие успешности адаптационного периода в 5 классе (по опыту работы прошлых лет);
2) проанализировать результаты диагностики сформированности УУД учащихся 4 классов за 1 полугодие текущего учебного года;
3) показать взаимосвязь причин дезадаптации и уровня сформированности УУД;
4) спрогнозировать мероприятия, обеспечивающие преемственность на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Решение первых двух задач с учетом опыта работы прошлых лет подтвердило известную закономерность: чем ниже уровень сформированности УУД, тем выше риск дезадаптации учащегося при переходе в среднее звено обучения.
К мероприятиям, которые должны обеспечить преемственность при переходе из 4 в 5-й класс мы отнесли: 1) обучение предметников среднего звена формам и методам работы по ФГОС второго поколения (курсы, семинары, обобщение опыта работы учителей начальных классов на педагогических советах); 2) взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий учителями 4 и 5 классов; 3) проведение уроков в 5 классах учителями 4 классов и уроков в 4 классах учителями-предметниками среднего звена; 4) совместная разработка этими учителями содержания различных видов диагностик обучающихся 4 классов (прежде всего по русскому языку, математике, английскому языку); 5) работа творческой группы по развитию учебной мотивации учащихся начального и среднего звена (в рамках городской экспериментальной площадки).
Выводы. Вышеперечисленные мероприятия, проведенные в 1 полугодии текущего учебного года показали свою востребованность: выросла заинтересованность предметников среднего звена, которые на практике применяли требования ФГОС второго поколения, учителя начальной школы учитывали требования предметников к учебным достижениям своих воспитанников; вырос интерес обучающихся 4 классов к урокам, проводимым учителями-предметниками; проявился эффект «привыкания» учащихся начальной школы к работе с «не своими» учителями.