Обучение работе с информацией: поиск, обработка, систематизация источников

Горбань К.Э.,

учитель русского языка и литературы МБОУ лицей №5

Кировского района ГО г.Уфа РБ

Современная жизнь, развивающаяся экономика, совершенствующееся общество предъявляют к человеку новые требования. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), и в связи с этим встаёт вопрос о том, как строить обучение русскому языку в новых условиях.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, однако урок остаётся главной формой организации учебного процесса.

Русский язык является основой развития мышления, воображения, логики, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества, поэтому важное место нужно отвести развитию образного мышления, чему помогают уроки подготовки к сочинениям: описание картин, подробное изложение, сравнительная характеристика нескольких произведений искусства, составление рассказа по нескольким картинкам и проч.

Однако проблемой на таких уроках является частое отсутствие способности говорить о предмете, не видя его перед собой. Мультимедийные презентации с крупными планами отдельных частей картин помогают ученику подробно описать то, что видит, однако дома, не имея перед собой зрительного образа, он имеет трудности в написании сочинения-описания. Помочь в такой ситуации может прием составления сложного плана и опорной схемы, самостоятельного отбора языковых средств.

Также одной из проблем является необходимость научить детей проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из разных источников. В современном мире в условиях переизбытка информации ребенок часто теряется, не может сориентироваться при поиске, в том числе в интернете. Отсюда конспекты с перечислением второстепенных факторов, в то время как главное остается «за кадром», неумение работать с текстом большого объема. В средних классах частое явление – доклады по однофамильцам тех ученых, писателей или общественных деятелей, по биографии которых было дано задание. Открыв сайт с каким-либо источником, можно, минуя чтение всего текста, внимательно пролистать «по диагонали» и оказаться в конце страницы. Внешнее сходство толкает ребенка к предоставлению доклада или сообщения, на самом деле не имеющего никакой ценности.

Существует необходимость научить работе с текстом, умению делить на части, соотносить, вычленять главное, составлению тезисов, поиску цитат по конкретному проблемному вопросу. Дифференцирование главной и второстепенной, известной и неизвестной информации является важной частью работы на уроках русского языка и литературы.

Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельное открытие для себя новых знаний. Необходимо нацеливать детей на самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт постановки и достижения целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Преемственность и инновационность ФГОС начального общего образования

Гулюмова З.Р.,

заместитель директора МБОУ БГ №102

Демского района ГО г. Уфа РБ

Федеральные государственные образовательные стандарты–один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. В основе стандарталежит новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Стандарт – средство обеспечения стабильности планируемого уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития.

Основные функции стандарта:функция обеспечения права на полноценное образование, сохранения единства образовательного пространства страны, обеспечения преемственности, гуманизации образования и обеспечения равенства возможностей для развития каждой личности.

Актуализация деятельностного подходапри разработке стандарта общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.

Обучение в начальной школе ведется по двум программам. В 1 классе – по программе «Перспектива», во 2-4 классах – по программе «Планета знаний».

В соответствии с требованиями ФГОС меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Особое место в новой системе оценивания уделяется Портфолио.

Отличие новых стандартов образования от «старых» – появление второй половины дня, регламентированной Министерством образования и науки РФ. Количество часов остаются прежними, изменяется подход к проведению внеурочной деятельности.

Учитель должен стать примером для подражания. Он должен быть не транслятором знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. В компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания школьников, использование современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий обучения, способность эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы, постоянно развиваться в профессиональном отношении.

Наши рекомендации