Гендерное воспитание дошкольников
Скарлыгина А.А,
воспитатель МБДОУ Детский сад № 54
Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ
В настоящее время в системе дошкольного образования существуют проблемы по вопросам гендерного воспитания и необходимость данного подхода назрела давно.
Под «гендерным воспитанием» понимается социальный пол человека, формирующийся в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол ребенка как важный фактор при воспитании и обучении. Предпринимаемые в дошкольных образовательных организациях практические попытки полового воспитания мальчиков и девочек оказываются недостаточно эффективными, т.к. не учитываются реалии жизни, детям не даются представления о вариативности полоролевого поведения, не формируются навыки овладения мужскими и женскими ролями, способами полоролевой саморегуляции.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.
Гендерная составляющая – один из основных структурных компонентов личности.Поэтому нарушение в осознании себя мальчиком или девочкой может внести дисбаланс в общее развитие ребёнка. Однако проблема гендерной идентификации дошкольников недостаточно исследована, что затрудняет создание педагогической системы, направленной на формирование у детей понимания своей гендерной принадлежности.
Ориентиром в изучении данного вопроса служит Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 (ФГОС ДО). Основной целью гендерного воспитания в ДОУ является создание благоприятных условий для формирования личностного развития современных мальчиков и девочек.
Для внедрения гендерного подхода в воспитании дошкольников необходимо использование следующих методов: теоретических, практических, эмпирических и математических.
Основными задачами гендерного воспитания являются: 1. Формирование у воспитанников культуры поведения в сфере взаимоотношений полов, определенной модели поведения, правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе; 2. Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания с позиции гендерного подхода; 3.Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольника;
Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между ними, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности и взаимопонимании.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители (законные представители) должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольной образовательной организации
Степанова С.Ю.,
заведующий МАДОУ Детский сад № 53
Кировского района ГО г. Уфа РБ
В настоящее время система дошкольного образования претерпевает существенные изменения, что обусловлено новыми стратегическими ориентирами стандартизации и реализации новой нормативно-правовой базы. В условиях поиска и обеспечения такого качества образования, которое отвечало бы современным требованиям, огромная роль принадлежит созданию информационного пространства.
Основная задача использования ИКТ в дошкольной образовательной организации – это создание единого информационного пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие участников образовательных отношений.
Преимущества применения ИКТ в том, что они позволяют совершенствовать и оптимизировать управленческую деятельность, осуществлять методическое сопровождение деятельности педагогов, способствовать повышению их ИКТ-компетенции в освоении новых методов работы с информационными ресурсами.
Информатизация деятельности МАДОУ Детский сад № 53 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – МАДОУ) ориентирована на:
- оптимизацию и повышение эффективности процесса обучения и воспитания детей;
- создание организационных условий информатизации управления и методической деятельности в МАДОУ;
- повышение уровня оперативности и качества принятия управленческих решений, исполнительской дисциплины сотрудников;
- формирование ИКТ-компетентности участников образовательных отношений, повышение уровня их информационной культуры;
- распространение практики предоставления родителям воспитанников, населению, а также организациям доступа к открытой информации о деятельности МАДОУ.
Возможность реализации качественного социального заказа, уровень потенциала педагогической системы зависит от того, насколько в ДОО развита система информационного обеспечения. Владение информационно-коммуникационными технологиями помогает с легкостью адаптироваться к современным условиям модернизации дошкольного образования, а дошкольной образовательной организации – перейти на новую ступень качества и обеспечить его оптимальное функционирование и дальнейшее устойчивое развитие.