Работа учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Мухаметянова А.Р.,
учитель-логопед МБДОУ Детский сад №74
Демского района ГО г. Уфа РБ
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Одна из важных задач дошкольного воспитания – подготовить ребёнка к успешному учению в школе. При этом ребёнок должен не только пассивно воспринимать, получать знания в готовом виде. Более ценными будут те знания, которые ребёнок усвоил методом «своих собственных умозаключений, маленьких открытий».
Дошкольное образование является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка. Педагоги детского сада призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментами саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, способным обучатся в условиях массовой школы.
Задача подготовки успешного ученика усложняется, если этот ребёнок имеет какие-либо нарушения в физическом, психическом развитии. Например, офтальмологический диагноз.
И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка – создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.
В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий.
Содержание коррекционной работы – это фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и, получив равные стартовые возможности успешно войти в общеобразовательный процесс.
Интерактивные технологии в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
Панина В.В.,
старший воспитатель МБДОУ Детский сад № 4
Кировского района ГО г. Уфа РБ
Модернизация системы дошкольного образования, в соответствии с принятым ФГОС, подразумевает обновление инструментов развития образования, одним из которых являются информационно – коммуникационные технологии.
Становление новой системы образования, основанной на информатизации образовательного процесса, характеризуется обучением, воспитанием и развитием в интерактивной образовательной среде с помощью контента со всего мира (мирового образовательного пространства), находящегося в свободном доступе (Smart education). При этом важно, что применение ИКТ в ДОО позволяет осуществить новый подход к созданию условий для становления и развития личности ребёнка, основанный на «Идеологии развития детства, идеологии понимания образования как социального и индивидуального развития, а не обучения» [Асмолов], подход, обеспечивающий формирование элементарной информационно – коммуникационной культуры дошкольника и способствующий гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
К средствам ИКТ, применяемым в ДОУ, относятся следующие технические средства и устройства: компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, интерактивная панель, интерактивная приставка, электронный микроскоп, документ-камера, видеомагнитофон, телевизор и т.д.
Организация образовательного процесса в ДОО, особенностью которого является использование средств ИКТ, способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому развитию дошкольника и в первую очередь – развитию когнитивной сферы. Эффективность развития восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения, речи достигается наличием игрового аспекта, возможностью иллюстрирования и анимирования учебного материала, что отвечает особенности детей дошкольного возраста – наличию наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, а также возможностью выполнить какие-либо практические действия.
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к познанию. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.