Использование методики учебных исследований А.И. Савенкова в детском саду

Ишмухаметова З.Г.,

старший воспитатель МАДОУ ЦРР – Детский сад № 212

Советского района ГО г. Уфа РБ

Дошкольное детство – это самоценный и самый важный этап жизни. Стандарты дошкольного образования ориентированы на личностное развитие ребёнка, оценку их достижений, на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству.

Ребенок познает мир через деятельность. В ФГОС ДО отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Таким образом, педагог перестает выполнять информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей. Исследовательский метод не труден: он просто не привычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Как доказывают исследования ученых, познавательно-исследовательская деятельность для детей является не только естественной деятельностью, но и средством их личностного развития. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поощряется инициатива, самостоятельность дошкольника. Педагогу в нашем ДОУ определили другую функцию. Он предоставляет инициативу ребёнку, поощряет активность и любознательность. В связи с этим организовываем жизнь в детском саду для воспитанника так, чтобы он и не заметил, что его чему-то учат, а это он сам является открывателем и исследователем. Для этого в своей работе используем «методику проведения учебных исследований в детском саду», разработанную А.Савенковым. Его папка – исследователя это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности. Адаптировали данную методику к реализации комплексно-тематического планирования ДОУ.

В начале недели мы объявляем детям тему нашего исследования. Карточку с изображением, обозначающим выбранную тему, вставляем в кармашек папки исследователя. Объясняем нашим исследователям, что их задача – подготовить сообщение, доклад. Предлагаем им собрать всю доступную информацию по соответствующей теме и обработать ее. Кроме темы недели каждый ребенок может также собирать материал на интересующего его тему, для этого он получает отдельную «папку исследователя» и листочки для сбора информации. План у него изложен и зафиксирован на кармашках папки. Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок (либо пара, группа детей) начинает действовать самостоятельно. Задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить собственный доклад. По итогам защиты поощряем не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал вопросы.

Хочется отметить, что деятельность, организованная с помощью папки исследователя, помогает нашим детям нестандартно мыслить, сравнивать и обобщать, делать выводы. Их рассказы становятся богаче и разнообразней, расширяется кругозор ребенка, открывается простор для развития критического мышления и речи.

Проектная деятельность педагога в дошкольном образовательном учреждении

Козлова А.Н.,

старший воспитатель МАДОУ ЦРР Детский сад №233

Октябрьского района ГО г. Уфа РБ

Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.

Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Проектная деятельность в ДОУ – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Проектная деятельность создает то, чего еще нет; она требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

В соответствии с ФГОС ДО от 17 октября 2013 г. № 1155 «нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму». После дошкольной жизни должно появиться желание учиться. Проектная деятельность, как педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новым путем самоорганизации и самообразования детей.

В основе Стандарта заложены основные принципы дошкольного образования:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьёй;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.


Наши рекомендации