Администрации городского округа города уфа

Администрации городского округа города Уфа

Республики Башкортостан

Образовательный форум Республики Башкортостан

XV специализированная выставка

«Образование. Наука. Карьера»

Материалы городской

Научно-практической конференции

«Современный образовательный процесс: опыт, проблемы, перспективы»

(сборник тезисов)

Часть II

Уфа-2015

Материалы городской научно-практической конференции «Современный образовательный процесс: опыт, проблемы, перспективы» (сборник тезисов), часть II. – Уфа: МБОУ ДО «НИМЦ» ГО г. Уфа РБ, 2015 г. – 88 с.

Составители:

Фаррахова М.В., директор МБОУ ДО «НИМЦ» ГО г. Уфа РБ;

Мустаева Т.З., заместитель директора МБОУ ДО «НИМЦ» ГО г. Уфа РБ;

Кашапова А.М., к.ф.н., заведующий отделом МБОУ ДО «НИМЦ» ГО г. Уфа РБ.

В сборник вошли тезисы докладов работников образовательных учреждений г. Уфы, которые были представлены на научно-практических конференциях, состоявшихся в феврале 2015 года в рамках Образовательного форума Республики Башкортостан «Образование. Наука. Карьера».

Данное издание состоит из 2-х частей. В первой части представлены материалы научно-практических конференций по темам «Управление образовательной организацией: опыт, проблемы, перспективы», «Применение электронно-образовательных ресурсов в образовательном процессе», «Содержание, формы и методы организации учебной деятельности одаренных учащихся в условиях внедрения новых образовательных стандартов». Во второй части изложены материалы конференций «Переход на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования: актуальные задачи, пути их решения», «Современные тенденции развития дополнительного образования детей», «Современный урок в свете федеральных государственных образовательных стандартов: проблемы, подходы, решения».

Сборник представляет интерес для педагогов, воспитателей, методистов, библиотекарей, руководителей образовательных учреждений.

Материалы публикуются в авторской редакции.

Техническая редакция: Шамуратов А.В., Галиуллин В.Б.

© МБОУ ДО «Научно-информационно-методический центр»

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

РАЗДЕЛ I

Переход на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования: актуальные задачи, пути их решения

Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении – образовательная деятельность новых стандартов

Астафьева О.И.,

старший воспитатель МАДОУ Детский сад №107

Калининского района ГО г. Уфа РБ

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе новых интегрированных технологий. Перед педагогами стоит задача научить дошкольников ориентироваться в объёмном потоке поступающей информации.

В настоящее время педагогический коллектив МАДОУ Детский сад №107 практикует в своей работе здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные технологии; проектную, исследовательскую деятельность. Для этого во всех группах организована предметно – пространственная среда. В течение двух последних лет в детском саду были реализованы следующие проекты: «Организация опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста», «Знакомство старших дошкольников с историей своей страны», «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы», «Ознакомление детей с творчеством А.С. Пушкина», «Ознакомление младших дошкольников с ближайшим окружением», «Азбука маленького пешехода», «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством огии».

В процессе реализации определённого проекта дети получают осязаемые результаты, познают различные стороны жизни, развивают свои способности, личные и нравственные качества, формируют характер и пути взаимодействия с другими людьми. Всё это в дальнейшем позволит дошкольникам успешно адаптироваться не только в школе, но и во многих жизненных ситуациях.

Дошкольники по своему психофизиологическому развитию ещё не способны самостоятельно от начала и до конца создать свой собственный проект. Педагог – организатор этого процесса, наставник, внимательно и заботливо сопровождающий ребят в их проектной деятельности. Используя проект как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги ДОУ организуют образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно. Природа и ближайшее окружение являются основными элементами среды исследования. Темы проектов определяются по инициативе детей: что они хотят узнать, что их интересует; или по инициативе руководителя: что воспитатель считает важным для развития детей.

В процессе проектной деятельности с детьми очень важно взаимодействие с родителями, которые становятся не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы, но и непосредственными участниками образовательного процесса.

В ходе тематических проверок интеллектуального развития, состояния здоровья и безопасности детей были отмечены такие положительные результаты: дети стали активнее в общении, в познавательно – исследовательской деятельности, в участии в районных, региональных, всероссийских конкурсах.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Рекомендации

РАЗДЕЛ II

Современные тенденции развития дополнительного образования детей

Оказание платных образовательных услуг

Ахметова Э.Т.,

старший воспитатель МАДОУ Детский сад № 284

Ленинского района ГО г.Уфа РБ

Специфические условия дополнительного образования детей заключаются, прежде всего, в высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может выбирать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы.

Сфера дополнительного образования по своей природе обладает уникальным мотивационным потенциалом, обеспечивающим высокий познавательный интерес и высокую степень личностной заинтересованности детей. Именно творческая среда дополнительного образования, в отличие от традиционной среды общего образования, способна обеспечить детям широкий спектр условий и возможностей для реализации всего комплекса личностных потребностей, что, в свою очередь, стимулирует их активную свободную деятельность как полноценных субъектов образовательного процесса.

На современном этапе содержание дополнительных общеобразовательных программ ориентировано на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и физическом развитии;

Для успешной реализации платных образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях нами ежегодно во всех возрастных группах проводится подготовительная работа по изучению спроса родителей (законных представителей) на разные виды дополнительных услуг. Грамотно проведенный мониторинг позволяет нам выявить потенциальных потребителей образовательных услуг, компетентно довести до родителей информацию о содержании и качестве предлагаемых услуг.

Для оказания дополнительных услуг в детском саду созданы следующие условия: для организации музыкальной деятельности – музыкальный зал; для физической активности и коррекционной деятельности – физкультурный зал; для коррекции развития речи – кабинеты учителей-логопедов; для компьютерных игр – игровой компьютерный центр; для занятий изобразительным искусством – изостудия.

В детском саду функционируют следующие виды платных образовательных услуг:

- проведение дня рождения детей;

- изодеятельность (рисование, лепка, бумаготворчество);

- общефизическая подготовка для ослабленных детей;

- оказание коррекционной помощи по физической культуре;

- ритмика для детей младшего и старшего дошкольного возраста;

- вокальные объединения (обучение пению);

- оказание коррекционной и консультативной помощи учителя-логопеда;

- обучение английскому языку.

Второй год в детском саду ведется педагогическая деятельность по включению и сопровождению ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не получающему образовательные услуги по специальным общеобразовательным программам дошкольного образования. Для такого ребенка разработан специальный образовательный маршрут, определяющий условия необходимые для успешной адаптации и развития.

Ежегодно на утренниках наши воспитанники выступают со своими показательными номерами: вокальные исполнения, танцевальные номера, выставочные работы детских работ.

Рекомендации

При обучении химии

Алпарова Э.Ф.,

учитель химии МБОУ гимназия №121

Калининского района ГО г.Уфа РБ

Сформированность компетенций – новый подход к результатам освоения обучающимися общеобразовательной программы. Система образования в настоящее время переживает этап реформирования, связанный с изменением содержания, поиском оптимальных способов и технологий обучения, способных удовлетворить возрастающие требования личности и государства. Назрела потребность в разработке новой модели выпускника школы, акцентирующей внимание на приобретении опыта самостоятельной деятельности, формировании готовности к дальнейшему обучению и социальной адаптации.

Компетентностно-ориентированное задание – это деятельностное задание, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию, строится на актуальном для обучающегося материале. Компетентностно-ориентированные задания способствуют созданию положительной мотивации у обучающихся к решению глобальных проблем человечества – продовольственной, энергетической, экологической.

Приведем пример. Тема "Растворы. Электролитическая диссоциация".

В сточных водах животноводческого комплекса практически всегда присутствуют в больших концентрациях ионы аммония, водорода, цинка, сульфат-ионы. Предложите способы обнаружения этих ионов и способы очистки от них сточных вод. Где можно использовать полученные вещества?

Направление поиска. Для обнаружения загрязняющих веществ необходимо провести качественные реакции на перечисленные ионы. Попробуйте найти в литературных источниках сведения о методах очистки сточных вод и утилизации выделенных загрязняющих веществ.

Ответ: Учащиеся перечисляют способы обнаружения ионов аммония, ионов цинка, сульфат-ионов, записывают качественные реакции на обнаружение данных ионов.

Тема "Неметаллы". В настоящее время многие ученые: химики, инженеры-технологи – активно занимаются поиском путей утилизации углекислого газа. Попробуйте предложить варианты решения этой проблемы. Направление поиска: вспомните свойства углекислого газа, обратитесь к специальной литературе и найдите информацию о специфических свойствах углекислого газа в сверхкритическом состоянии.

Сегодня учитель имеет уникальную возможность, используя «интернет-общение» с коллегами, создавать методическую копилку компетентностно-ориентированных заданий и широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Из опыта введения федеральных государственных образовательных стандартов

основного общего образования

Байтимирова Г.Н.,

заместитель директора МБОУ гимназия №3

Кировского района ГО г. Уфа РБ

Опыт гимназии по внедрению ФГОС второго поколения в основной школе показал, что концептуальные идеи и прописанные пути реализации новых стандартов актуальны и востребованы современной образовательной системой.

Федеральные государственные стандарты второго поколения в основной школе нацелены на формирование нового ученика. Требования к результатам образования выдвигают главную проблему: урок должен быть модернизирован. Успех проведенного урока зависит от умения, желания школьников учиться и уровня подготовки, профессионализма учителя.

В процессе введения ФГОС выявились серьезные проблемы. Внедрение новых форм и технологий проведения урока тормозится сложившейся в предыдущие годы устойчивой традиционной методикой. В новых условиях учитель должен быть готов отказаться от привычной, традиционной схемы стандартного урока, владеть педагогическими технологиями, в совершенстве ориентироваться в новой для него структуре урока, грамотно организовывать свою деятельность и деятельность учащихся.

Для решения этой задачи в гимназии была проведена необходимая подготовительная работа с учителями: научно-методическая, информационно-технологическая, дидактическая.

Подготовка учащихся к обучению в формате нового урока так же проводилась поэтапно и систематически. Уже на первом этапе введения ФГОС общего образования были поставлены следующие задачи:

- создание устойчивого мотивационного фона у учащихся;

- формирование универсальных учебных действий;

- обучение учащихся объективному оцениванию своей учебной деятельности.

В процессе внедрения ФГОС в основной школе мы убедились, что особого внимания требуют проблемы, решение которых невозможно без участия муниципальных и республиканских методических служб, педагогических вузов. Назрела острая необходимость в курсовой подготовке по организации проектной и внеурочной деятельности учащихся, по оценке освоения метапредметных действий, по анализу уровня сформированности различных групп УУД у школьников.

Введение ФГОС предполагает тесную взаимосвязь педагогического коллектива с родительским сообществом и его поддержку инновационного процесса. Важнейшая в ситуации реализации ФГОС работа с портфолио как формой оценивания успешности учащихся будет эффективной только при плодотворном сотрудничестве с родителями.

Учителя и ученика

Перекупко Е.А.,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №128

Ленинского района ГО г. Уфа РБ

Урок – главная составляющая часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того, чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовке к современному уроку, чтобы реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта?

По нашему мнению, наиболее удачным сценарием современного урока является технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.

Первая встреча учителей с технологической картой в виде некой таблицы вызвала больше отрицательных эмоций. Нужно ли загонять в форму технологической карты каждое учебное занятие? Ведь процесс подготовки к учебному занятию индивидуален, каждый преподаватель подходит к нему творчески: кто-то обязательно пишет весь текст урока, кто-то представляет материал графически, кто-то отдельно указывает критерии оценивания выполнения заданий обучающимися, кто-то считает, что главное – указать этапы занятия.

Познакомившись с концептуальным подходом введения технологических карт, я поняла, что в данной карте можно четко структурировать субъект-субъектные формы взаимодействия участников образовательного процесса. А это очень важно на современном уроке. В технологической карте хорошо прослеживаются все этапы деятельности учащегося, формируемые УУД. По технологической карте учитель легко делает самоанализ урока, защитит любую форму и любое средство обучения, выбранные им, так как на каждом этапе сформулированы четко УУД. Несмотря на то, что процесс составления ТК занимает достаточно много времени, он способствует приобретению бесценного педагогического опыта.

Требования к современному уроку в начальной школе

Подобная О. В.,

заместитель директора МБОУ СОШ № 7

Советского района ГО г. Уфа РБ

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу обучающегося и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель нацеливается на сотрудничество с обучающимися и умеет направлять их на сотрудничество с учителем и одноклассниками. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся. При этом изучаемый материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы), осваивает характерные для предмета способы действия, т. е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение обучающихся самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении – заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Любой урок имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для обучающихся, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок всегда актуален, имеет непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека.

«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель лишь направляет детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Образовательный процесс в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов

Полищук Н.А.,

заместитель директора МБОУ СОШ № 100

Советского района ГО г. Уфа РБ

Введение ФГОС заставило педагогов по-новому взглянуть на образовательный процесс, пересмотреть свои позиции в обучении.

Сегодня совершенствование системы образования – это требование времени, на который влияет целый ряд факторов: введение в школьную практику федерального стандарта второго поколения; внедрение информационных технологий; появление обновленных программ и учебников. Все это требует совершенствования главной формы обучения – урока.

Основное направление работы – повышение профессионального мастерства в области теории и практики современного урока, его анализа и самоанализа, освоение и внедрение современных технологий.

Первый этап работы – изучение нормативных документов и современной научно-методической литературы. Произошли принципиальные изменения в разделе «Результаты образовательной деятельности», которые включают не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Основными методическими принципами современного урока являются: субъективация, метапредметность, деятельностный подход, рефлексивность, импровизационность. Любой современный урок должен включать шесть основных этапов: мобилизация, целеполагание, осознание недостаточности имеющихся знаний, коммуникация, взаимопроверка и взаимоконтроль, рефлексия.

Второй этап работы – этап овладения умением планировать уроки, направленные на получение метапредметных и личностных результатов, освоение и внедрение современных образовательных технологий.

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Сущностьданного подхода–формирование деятельностных способностей, которыми должен овладеть выпускник.

Современной формой планирования взаимодействия учителя и обучающихся на уроке является технологическая карта. К наиболее актуальным педагогическим технологиям, которыми учитель должен овладеть в процессе введения ФГОС, следует отнести технологию проектной деятельности, проблемно-диалогическую, технологию продуктивного чтения, информационно-коммуникационные технологии, технологию оценивания учебных успехов, технологию, основанную на уровневой дифференциации обучения.

Изменения, связанные с введением ФГОС, касаются не только деятельности педагога на уроке, но и его самоанализа. В самоанализе современного урока необходимо сочетать традиционные и принципиально новые аспекты: формулировка цели; формулировка учебных задач; позиции учителя и учеников; создание подготовленной информационно-образовательной среды; эффективность содержания; направленность используемых видов деятельности на формирование УУД.

Современный урок должен соответствовать новым требованиям, предусмотренным стандартом, и в то же время сохранять и ряд традиционных требований, обусловленных спецификой образовательного процесса и возрастными особенностями школьников.

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Трухова Л.Р.,

заместитель директора МБОУ СОШ №103

с углубленным изучением иностранного языка

Демского района ГО г.Уфа РБ

Основной дидактической единицей учебного процесса является урок. За последние годы многое изменилось в школе, но урок остался основой школьной классно-урочной системы.

Какие же требования к уроку предъявляются сегодня? Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, и урок, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса, обеспечивает развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества. Ведущим требованием становится выполнение государственного образовательного стандарта: урок должен соответствовать запросам государства, должен готовить ребенка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире; на уроке должны формироваться навыки самостоятельного и творческого мышления, умение работать с информацией, умение учиться, работать в коллективе. Урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования.

Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием «современный учитель». Руководитель проекта по разработке ФГОС А.М. Кондаков определил это так: «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения». В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю.

1) Это профессионал, который:

- демонстрирует универсальные и предметные способы действий,

- инициирует действия учащихся,

- консультирует и корректирует их действия,

- находит способы включения в работу каждого ученика,

- создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

2) Это учитель, применяющий развивающие технологии.

3) Современный учитель обладает информационной компетентностью.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функция ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Современный урок в рамках федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования

Уфимцева М.В.,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №87

Калининского района ГО г.Уфа РБ

Современный урок – это совокупность нескольких показателей: профессиональная и методическая подготовка учителя, целеполагание и мотивация учения, системно-деятельностный подход, современные средства обучения, выбор оптимальных средств обучения, создание условий для саморазвития, анализ каждого учебного занятия.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять суть этого подхода. В процессе учения осознать: «Для чего нужны знания?», «Почему не получилось?», «Каких знаний не хватает?». Не требовать от ученика прочитать, запомнить и рассказать, а помочь исследовать проблему, изучить ситуацию, принять решение, доказать своё мнение, проанализировать результат.

Создать условия для мотивации учебно-исследовательской самостоятельной деятельности ребёнка, в ходе которой активизируются личностные качества, воспитывается характер, формируется рефлексия, включается общение, рассуждающее мышление, осуществляется дифференциация «знание-незнание», поиск недостающей информации в решении проблемы. Формировать у обучающегося внутреннюю психологическую готовность работать с незнакомой информацией.

Вариативны и способы приобретения знания – каждый обучающийся действует оптимальным для себя способом: на репродуктивном, проблемном, творческом уровне; индивидуально, в паре, в группе, с классом, с учителем; письменно, устно; посредством слова, рисунка, схемы. Меняется роль учителя на уроке. Он организует продуктивную самостоятельную работу обучающихся, помогает овладеть способами познания.

Приведем пример из практики. По программе окружающего мира в первом классе есть тема «Вода и воздух». Тема рассматривает различные свойства воды и воздуха. Для того чтобы дети лучше усвоили материал было решено провести урок следующим образом: мы провели 20 минут на улице, самостоятельно изучая свойства воздуха при помощи воздушного шарика. После, уже в классе, ребята по группам составили таблицы, в которых отразили свои наблюдения. На следующем уроке, на этапе актуализации знаний, ребята показали, что материал прошлого урока они усвоили и могут применить знания в новой ситуации.

Сейчас у учителя в распоряжении есть готовые разработки уроков и огромное количество наглядного материала. Тем не менее, он ищет новый материал, подбирает новые наглядные пособия. Причиной тому является то, что современный урок не может быть успешным без желания учителя научить и научиться самому.

В практике учителя

Хисматуллина И.Г.,

учитель экономики МАОУ гимназия № 47

Октябрьского района ГО г. Уфа РБ

Новые федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) должны быть введены в основной школе в 2015-2016 учебном году. Уже сейчас педагоги гимназии на курсах и семинарах изучают, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения, как и какие новые подходы необходимо использовать в работе. Одна из основных проблем современной системы школьного образования – разобщенность предметных методик, которая проявляется в нестыковке содержания, в отсутствии единого понимания сути деятельностных методов обучения, что препятствует достижению новых целей, обозначенных в стандартах второго поколения.

Педагог может проектировать свои рабочие программы в соответствии с требованием ФГОС ООО, участвовать в разработке и реализации программы воспитания и социализации обучающихся, конструировать урок на основе системно-деятельностного подхода с использованием шаблонов технологических карт современного урока, но если в его деятельности не увеличится количество эффективно выполняемых заданий, имеющих личностные и метапредметные результаты – новый стандарт реализовать достаточно будет трудно. Достаточно большая работа предстоит методистам и педагогам в разработке психологического сопровождения педагогического взаимодействия всех участников образовательного процесса. Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается не только в обновлении его содержания и методов обучения, но и в разработке компетентностно-ориентированных заданий для достижении на их основе нового качества результатов.

Достаточно большая работа предстоит и в области разработки контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках отдельных предметов и образовательных областей. Например, большое количество тем по географии невозможно изучать по новым стандартам, не выходя из учебного кабинета. Вероятно, эту проблему можно будет решить при введении в образовательный процесс внеурочной деятельности. Достаточно проблем может возникнуть и при реализации оценки выполнения компетентностно-ориентированных заданий, так как опыт деятельности, ценностные ориентиры и личностные качества у обучающихся одного класса могут достаточно сильно отличаться, а личностно-ориентированный подход, как один из основополагающих в развивающем обучении, нельзя не принимать во внимание.

Создание компетентностно-ориентированных заданий и КИМов по ним – это достаточно ответственный и трудоёмкий процесс. Именно здесь должна проявиться и профессиональная компетентность педагога и его творческая инициатива.

Уроки литературы в свете федеральных государственных образовательных стандартов

Худайбердина З.М.,

учитель русского языка и литературы МБОУ БГ № 122

Калининского района ГО г. Уфа РБ

«Время есть величайший из новаторов», – говорил английский философ Ф. Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, заставляя с иных позиций оценивать его эффективность. Каким же должен быть современный урок русского языка и литературы в свете требований ФГОС?

Одной из основных целей уроков литературы всегда было нравственное воспитание, воспитание души подрастающего поколения. Поэтому учителя-филологи оказываются в более выигрышном положении, так как по ФГОС приоритетным является духовно–нравственное воспитание. Именно на уроках литературы закладывается основа для будущего.

Наличие компьютерных технологий, дистанционного образования не преуменьшают роль учителя и на уроке, и во всем образовательном процессе. В то же время урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок – он и совершенно новый, но и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Учитель – режиссер урока, и насколько интересным будет урок и для самого учителя, и для ученика, зависит от «режиссерских» находок учителя. Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения. При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет – ресурсы, материалы коллег.

На заключительном этапе изучения творчества писателя можно использовать проектную технологию. Она закрепляет материал, заставляет ученика еще раз переосмыслить изученное. Проектная технология выигрышна тем, что ученики при создании проекта сравнивают разные трактовки произведения, творчества писателя, больше узнают об авторе в контексте его эпохи и о самой эпохе, в которую жил автор. При подборе эпиграфа к своему проекту, они еще раз прорабатывают большое количество материала. Данная работа будет иметь результат независимо от того, была она выполнена самостоятельно или в группе.

Таким образом, используя современные технологии, работая с проектной технологией, учитель формирует у ученика умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения. У школьников развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Также проектная технология выигрышна и в вопросах рефлексии, что является обязательным элементом ФГОС. После презентаций и защиты своих проектов ученики оценивают свою деятельность: с какими трудностями они столкнулись, что было самым сложным, видят как недостатки, так и достоинства своего проекта.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса – учитель и ученик. Между ними всегда возникают противоречия. И это – нормально. Ведь именно из этих противоречий и вырастает думающий, развивающийся и растущий ученик.

Рекомендации научно-практической конференции «Современный урок

в свете федеральных государственных образовательных стандартов:

проблемы, подходы, решения»

Заслушав выступления, участники конференции обозначили, что в основу ФГОС положена не только новая идеология обучения и воспитания школьников, а ориентация на результаты. Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный подход в организации учебного процесса. Реализация деятельностного подхода заставляет учителя по-новому взглянуть на урок как основную форму реализации принципов ФГОС. Задача учителя организовать деятельность ученика так, чтобы он осмысленно решал значимые для себя вопросы: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Учителя в своих выступлениях подчеркнули, что ФГОС сконструированы, как система рамочных ограничений, внутри которых могут быть реализованы различные модели образования. При этом учителю предоставляется свобода в выборе путей, средств, способов достижения результатов, использов

Наши рекомендации