Тема 7. Правовая регламентация учебного процесса

Тема 8. Субъекты учебной и научной деятельности в системе образования

Тема 9. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования

Тема 10. Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации

Тема 11. Международная и внешнеэкономическая деятельность в сфере в образования.

Тема 12. Ответственность в сфере образования

Введение

Данный практикум позволит студентам закрепить основные положения теории и практики, будет способствовать усвоению действующего законодательства и развитию навыков юридического мышления, а также окажет помощь в самостоятельной работе по освоению образовательного права.

В настоящем практикуме материалы представлены по всем темам, предусмотренным рабочей учебной программой дисциплины «Образовательное право». Перечень нормативно-правовых актов, а также дополнительной юридической литературы, которые могут оказать значительную помощь в выполнении представленных заданий содержится в рабочей учебной программе, являющейся составной частью учебно-методического комплекса по дисциплине.

В практикуме представлены задачи, тесты, практические задания, варианты контрольных работ. С целью осуществления самоконтроля и независимой оценки знаний могут использоваться приведенные тесты:

Тест-глоссарий

Предлагается по всем темам учебного курса и направлен на широкое изучение правовых категорий и понятийного аппарата. В тесте необходимо выбрать один правильный и достаточно полный ответ из предложенных на каждый вопрос.

Тест под названием «Исключите пункты, не имеющие отношения к данному заданию».

С помощью этого теста устанавливается принадлежность понятий определенной теме. Методом исключения необходимо указать на те выражения, которые не имеют отношения к данной теме.

Тема 1. ПРАВО НА ОРАЗОВАНИЕ

Задание 1

Проведите сравнительный анализ законодательно закрепленных прав граждан на образование в РФ и в зарубежных странах?

Задание 2

Проанализируйте механизмы защиты прав граждан на образование в Российской Федерации. Ответ представьте в виде таблицы.

Задание 3

Охарактеризуйте государственные гарантии прав граждан на образование?

Тема 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Задание 1

Проанализируйте этапы и тенденции образовательного права как комплексной отрасли права. Раскройте причины и условия многообразия подходов в правопонимании образовательного права. Аргументируйте позицию.

Задание 2

Определите основные пути совершенствования механизма правового регулирования образовательных правоотношений в высшей школе.

Задание 3

Проведите анализ концепции развития образования и государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.

Задание 4

Исключите пункты (1-4), не имеющие отношения к данному заданию:

Источники образовательного права:

А) ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Б) Конституция Российской Федерации

В) Постановление Верховного Суда

Г) Приказ Министерства образования и науки РФ

Д) Постановление Высшего арбитражного суда РФ

Е) Устав вуза; Ж) Положение о закупках в вузе; З) Федеральный Закон «Об образовании в РФ»

Задание 5

Расположите в порядке иерархии по юридической силе следующие нормативные акты. Ответ представьте в виде схемы.

1) Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 26 декабря 2013 года 2) Конституция РФ 3) Закон Калининградской области об образовании; 4) Приказ Министерства образования и науки РФ; 5) Распоряжение Правительства; 6) Указ Президента РФ

Задание 6

Решите тестовые задания:

1. Источниками образовательного права являются:

А) локальное законодательство, регулирующее отношения в сфере образования; Б) федеральное законодательство, регулирующее отношения в сфере образования; Г) муниципальное законодательство, регулирующее отношения в сфере образования; Д) региональное законодательство; Е) все вышеназванное

2. Предмет образовательного права- это

А) педагогические отношения; Б) управленческие отношения в сфере образования; В) трудовые отношения в сфере образования; Г) финансовые отношения в сфере образования; Д) все вышеперечисленное

3.Образовательное право – это:

А) Основная отрасль российского права ;Б) Кодекс; В) подотрасль права; Г) комплексная отрасль российского права

4.К источникам образовательного права относятся:

А) Постановления Верховного суда Российской Федерации;Б) Положения педагогической науки ;В) Законы субъектов Российской Федерации

5.Система образовательного права:

А) Определенная совокупность правил поведения, регулирующих правоотношения возникающие в сфере образования; Б) Совокупность нормативно-правовых актов являющихся источниками образовательного права РФ; В) Совокупность норм установленных и санкционированных органами государственной власти, направленных на регулирование образовательных правоотношений; Г) Совокупность взаимосвязанных подотраслей, институтов и норм, имеющих отраслевое и структурное единство на основании предмета правового регулирования.

6.Не является принципом образовательного права:

А) общедоступность образования; Б) обязательность основного общего образования; В) бесплатность на конкурсной основе среднего профессионального образования; Г) светский характер образования

7.Метод правового регулирования образовательного права:

А) императивный; Б) императивно-диспозитивный; В) диспозитивный

8.К внутригосударственному уровню источников не относится:

А) Конституция РФ; Б) Декларация прав человека; В) ФЗ «Об образовании»

Г)ФЦП «Развитие образования на 2006-2011гг», утвержденная Правительством РФ

9. Система внутригосударственных источников образовательного законодательства не представлена следующим уровнем:

А) федеральный; Б) международный; В) субъектов РФ; Г) муниципальный

10. Какой из источников образовательного права разграничивает компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов гос. Власти, органов гос. Власти субъектов РФ и органов местного самоуправления:

А) Конвенция о защите прав человека и основных свобод; Б) ФЗ «Об образовании в РФ»; В) Конституция РФ; Г) ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

11. В случае коллизии норм международного права и федерального закона «Об образовании» приоритет имеют:

А) нормы федерального законодательства; Б) нормы международного права

В) нормы, заложенные в источнике, утвержденные в более поздние даты

12. Законы и иные акты субъектов РФ в области образования:

А) могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством РФ в области образования; Б) не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством РФ в области образования; В) могут ограничивать, но лишь отдельные права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством РФ в области образования

13. Согласно Конституции РФ общие вопросы образования отнесены:

А) к ведению РФ; Б) к совместному ведению РФ и субъектов; В) к ведению субъектов РФ; Г) к совместному ведению РФ, субъектов РФ и муниципалитетов.

14. Какой нормативный акт регламентирует систему высшего профессионального образования и управление ей:

А) Конституция РФ; Б) ФЗ «Об образовании в РФ»; В) ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Г) ФЗ «Об автономных учреждениях»

15.В иерархии нормативных актов меньшей юридической силой обладает:

А) Конституция РФ; Б) Федеральный закон «Об образовании в РФ»; В) Приказ Минобразования; Г) Закон Калининградской области «Об образовании»

Тема 3. Правовые аспекты государственной политики в области образования

Задание 1

Проанализируйте и раскройте содержание принципов государственной политики в области высшего образования. Ответ представьте в виде таблицы:

Принцип государственной политики Содержание принципа государственной политики
   

Задание 2. Перечислите и охарактеризуйте основные Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования.

Задание 3. Проанализируйте теорию и практику законодательного закрепления принципов государственной политики в сфере образования.

Задание 4. Решите тестовые задания:

1.Не относится к общим принципам государственной политики в области образования:

А) единство федерального культурного и образовательного пространства; Б) светский характер образования; В) государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований в области высшего профессионального образования; Г) адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся

Тема 4. Правовое регулирование управленческих отношений в сфере образования

Задание 1

Сравните и составьте таблицу полномочий следующих 4-х органов государственной власти в сфере образования: 1) Федерального Собрания РФ; 2) Правительства РФ; 3) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;4) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования.

Задание 2

На основе анализа норм Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, раскройте суть и содержание полномочий Минобрнауки России. Данные представьте в виде таблицы:

Группы полномочий   Содержание Пример
по нормативно-правовому регулированию отношений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования    
по реализации государственной политики в сфере высшего и послевузовского профессионального образования.      
Задание3 Исключите пункты (1-4), не имеющие отношения к данному заданию: Полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: А) государственный контроль (надзор) в области образования в отношении образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Б) лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации В) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях Г) установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций Д) подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях. Е) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Задание 4. Решите задачу К директору школы № 15 Терентьевой обратились родители обучающихся с просьбой включить их представителей в состав попечительского совета школы. Она разъяснила им, что формирование совета будет осуществлено на предстоящем общем собрании школы, назвав дату и место его проведения. В назначенный час представители родительского комитета явились в актовый зал школы, но там не было свободных мест, в связи с чем они не смогли принять участие в формировании попечительского совета и решили обратиться за консультацией по этому вопросу. Куда родители могут обратиться за консультацией? Каков статус попечительского совета и порядок его формирования? Задание 5 Решите тестовые задания: 1. Система и структура федеральных государственных органов управления образованием устанавливается: А) Федеральным собранием РФ; Б) Президентом РФ ; В) Правительством РФ; Г) Советом Федерации 2. В сфере образования единую систему исполнительной власти Российской Федерации образуют: А) Федеральные органы исполнительной власти; Б) Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ; В) Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления 3.Контрольные и надзорные функции в сфере образования осуществляет: А)Федеральное министерство; Б)Федеральная служба; В) Администрация Президента РФ 4.Оказание государственных образовательных услуг – функция: А) Федерального агентства;Б) Федеральной службы ;В) Правительства РФ 5. Правовое регулирование в сфере высшего образования осуществляет: А)Федеральная служба; Б) Федеральное министерство; В) Правительство 6. К полномочиям Федерального Собрания не относится: А) принятие федеральных законов в области высшего профессионального образовани; Б)ратификация международных договоров РФ, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования; В) установление уровней высшего и послевузовского профессионального образования; Г)установление порядка лицензирования деятельности вузов 8. К автономии высшего учебного заведения не относится: А) формирование студенческого контингента; Б) разработка и утверждение образовательных программ; В) установление надбавок и доплат к должностным окладам работников; Г) возможность получения лицензии на право ведения образовательной деятельности; Д) разработка и принятие устава 10. К государственному органу, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования относится? А) Рособрнадзор; В) Министерство образования и науки РФ; Г) Государственная дума 11. К формам непосредственного управления вузами нельзя отнести следующие акты органов исполнительной власти: А) о создании учреждения; Б) о назначении и освобождении от должности руководителя учреждения; В)о формировании основной образовательной программы; Г) о реорганизации и ликвидации учреждения; Д)об утверждении устава 12. К полномочиям Правительства РФ в сфере образования не относится: А) установление порядка лицензирования деятельности вузов; Б) установление порядка создания, ликвидации и реорганизации вузов; В) утверждение перечня направлений подготовки; Г) установление уровней образования 13. Какой орган наделен полномочиями принимать меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования: А) Министерство образования РФ;Б) Правительство РФ; В) Рособрнадзор; Г) Рособразование 14. Вправе ли Министерство образования и науки РФ в установленной сфере деятельности осуществлять функции по контролю и надзору: А) Да, это ее прямые обязанности; Б) Да, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации; В) Нет, это полномочия Федеральной службы в сфере образования и науки РФ.

Тема 5. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Задание 1

Решите задачу:

Представительство N-го государственного университета, расположенное в г. Череповцы, представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту, проводит агитационную работу по привлечению абитуриентов, изучает новый рынок образовательных услуг, находит деловых партнеров, занимается подготовкой заключения договоров и контроля над их исполнением, проводит консультации, осуществляет текущий контроль успеваемости студентов.

Каков правовой статус представительства? Легитимна ли деятельность данного представительства образовательного учреждения? Какие из выше перечисленных видов деятельности имеют право осуществлять представительства?

Задание 2

Наши рекомендации