Учебное пособие (краткий конспект лекций)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Тема 1. Право на образование
Тема 2. Правовое регулирование отношений в области образования
Тема 3. Правовые аспекты государственной политики в области образования
Тема 4. Правовое регулирование управленческих отношений в сфере образования
Тема 5. Правовой статус образовательной организации
Тема 6. Государственный контроль в сфере образования
Тема 7. Правовая регламентация учебного процесса
Тема 8. Субъекты учебной и научной деятельности в системе образования
Тема 9. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования
Тема 10. Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации
Тема 11. Международная и внешнеэкономическая деятельность в сфере в образования.
Тема 12. Ответственность в сфере образования
ВВЕДЕНИЕ
Сфера образования многими государствами мира выделяется в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономического развития, ведь успех проводимых преобразований в значительной степени определяется уровнем образования граждан, степенью их готовности к изменяющимся социально-экономическим условиям. Причем одной из характерных тенденций, наблюдаемых в последнее время, является то, что именно высокообразованные граждане составляют социальную базу преобразований, так как легче адаптируются к новым условиям. Развитие законодательства в сфере образования является одним из важнейших факторов, предопределяющих уровень социального и экономического развития общества.Образовательная отрасль законодательства сегодня одна из самых динамичных, что обусловлено проведением реформы образования, а также тем, что эта реформа сопровождается крупномасштабными преобразованиями административного, налогового, бюджетного законодательства, реформой местного самоуправления и т.д. Сегодня нормативная база образования - это сотни нормативных актов и документов, которые изрядно усложняют правоприменительную практику, а также работу законодателя по правовой регламентации сферы образования.
Данное учебное пособие основано на анализе действующего законодательства Российской Федерации и призвано оказать помощь обучающимся в усвоение необходимого объема знаний о законодательстве, действующем в образовательной сфере и регулирующем деятельность субъектов образовательной деятельности высшей школы; в выработке новых навыков применения образовательного законодательства в условиях динамичного развития образовательной отрасли, обусловленной, прежде всего, интеграцией в мировое образовательное пространство; оказании юридической помощи субъектам образовательного процесса в сфере высшего профессионального образования.
Тема 1. ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
1.1. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации.
1.1.Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
Анализ современных политических условий развития мирового сообщества показывает, что в вопросе содействия уважению прав и свобод человека, взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами значительная роль отводится образованию. Кроме того, сфера образования многими государствами мира выделяется в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономического развития, ведь успех проводимых преобразований в значительной степени определяется уровнем образования граждан, степенью их готовности к изменяющимся социально-экономическим условиям.
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование включено в число естественных прав и свобод человека и гражданина, возникает с рождением, прекращается в момент смерти человека и может быть ограничено только в целях, установленных Конституцией в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, законности и правопорядка.
Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В Российской Федерации гарантируются на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.
Контрольные вопросы по теме:
1. Каково место и роль прав на образование в системе конституционных прав граждан?
2. Каковы основные гарантии прав каждого человека на образование?
3. Какова роль федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления а механизме реализации права каждого человека на образование?
4. Перечислите и охарактеризуйте механизмы и инструменты защиты прав граждан на образование в РФ?
5. Каковы основные права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве Российской Федерации?
Тема 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Образовательное законодательство и образовательное право.
2.2.Система нормативных актов, регулирующих сферу образования.
2.3. Проблемы развития и направления совершенствования законодательства об образовании.
2.1.Образовательное законодательство и образовательное право.
Развитие законодательства в сфере образования является одним из важнейших факторов, предопределяющих уровень социального и экономического развития общества.
Целиправового регулирования отношений в сфере образовании:
1)установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования,
2)создание условий развития системы образования,
3) защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:
1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;
5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;
6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Система правового регулирования образования сегодня включает в себя значительное число нормативных актов различного уровня и направленности. Несмотря на значительное число нормативных актов, регулирующих образование, важность образовательной сферы как элемента социализации личности, отраслевая принадлежность образовательного законодательства до сих пор остается не определенной, но можно вести речь о том, что законодательство об образовании постепенно оформляется в самостоятельный правовой блок, в котором содержание административно-правовых норм отражает специфику образования как одной из сфер публичных (государственных) интересов.
Образовательное законодательство -система различных по уровню в иерархии нормативных актов и документов различных органов государственной власти, так или иначе соприкасающихся с образованием.
Факторы динамичности образовательного законодательства.
1. Реформа системы образования, обусловленная переходом Российской Федерации в соответствии с Болонским соглашением к двухуровневой системе высшего образования.
2. Неоднородный предмет регулирования законодательства в сфере образования, обусловленный спецификой образовательных отношений. 3. Исторические традиции становления рассматриваемой отрасли.
В настоящее время получила признание концепция образовательного права как особой комплексной отрасли российского права, заложенная в трудах В.И. Шкатулла, В.М. Сырых, и др.
Образовательное право – это совокупность правил поведения, установленных государством или от имени государства для урегулирования образовательных отношений.
Принципы образовательного права:
1)общедоступность образования
2)обязательность основного общего образования
3) бесплатность общего, НПО и на конкурсной основе СПО и ВПО
4) государственная социальная помощь обучающимся
5)свобода и плюрализм в образовании
6)светский характер образования
Формы существования образовательного права:
1) Совокупность НПА, регулирующих отношения в сфере образования (образовательное законодательство)
2) Совокупность норм права, правил поведения, содержащихся в этих нормативно-правовых актах.
3) Система правоотношений в сфере образования
4) Правосознание или представление людей об образовательном законодательстве
5) Состояние свободы человека в системе образования
6) Субъективное право человека на образование, естественное и неотчуждаемое.
Классифицирующие признаки отрасли образовательного права:
Предмет – система правоотношений в сфере образования
Метод: императивно-диспозитивный.
Источники: писанные акты компетентных органов.
2.2.Система нормативных актов, регулирующих сферу образования.
Предусмотрено два уровня источников образовательного законодательства:
- международный;
- внутригосударственный.
Международный уровень источников:
Основополагающие принципы соотношения общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ и российской правовой системы заложены в ст. 15 Конституции РФ. Так, в случае коллизии норм международного права и, например, федерального закона приоритет имеют нормы международного права.
В настоящее время имеется значительный блок правовых актов, принятых по вопросам образования и являющихся источниками международного права.
1) Устав Организацией Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.);
2) Всеобщая декларация прав человека (Нью-Йорк, 10 декабря 1948 г.)
3) Декларация прав ребенка (Нью-йорк, 20 ноября 1959 г.);
4) Декларация о праве на развитие (Нью-йорк, 4 декабря 1986 г.);
5) Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (Нью-йорк, 18 декабря 1992 г.).
1) Устав ООН по вопросам образования, науки и культуры (Лондон, 16 ноября 1945 г.);
2) Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования (Париж, 14 декабря 1960 г.);
3) Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята 14 декабря 1960 г. на 11-ой сессии, вступила в силу 22 мая 1962 г.);
4) Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.), предусматривающих механизмы защиты прав человека, в том числе в сфере образования, посредством обращения в специально созданные международные организации (Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека) (ст. 19 Конвенции, ст. 2 Протокола N 1 к Конвенции)*(5).
5) двухсторонние международные договора в сфере образования и др.
Система внутригосударственных источников образовательного законодательства представлена 3 уровнями:
- федеральный;
- субъектов РФ;
- муниципальный.
федеральные законы в области образования:
1) разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
2) регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами РФ;
3) вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.
Федеральный уровень источников правого регулирования отношений в сфере высшего и послевузовского образования представлен следующими правовыми актами:
1) Конституция РФ (Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого на образование; ст. 72 (п. 1) общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; в ст. 114 устанавливается, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования)
2) специальные федеральные законы:
На сегодняшний день основополагающим актов является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования
- Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" и др.
3) иные федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы высшего образования:
- Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-I "О языках народов Российской Федерации";
- Гражданский кодекс РФ;
- Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и др.
4) Указы и распоряжения Президента РФ в сфере образования:
4.1) регламентирующие общие вопросы отношений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования.
Пр: Указ Президента РФ от 2 апреля 2012 г. N 374 "О мерах государственной поддержки высшего профессионального образования в сфере искусства в 2012-2014 годах"// и др.
4.2) регламентирующие предоставление мер социальной поддержки:
Пр: Указ Президента РФ от 31 июля 2002 г. N 817 "О предоставлении права на получение отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан Российской Федерации" др.;
4.3) регламентирующие вопросы организации деятельности образовательных учреждений:
- Указ Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 716 "О федеральных университетах". И др.
5) Постановления и распоряжения Правительства РФ:
5.1) регламентирующие общие вопросы отношений в сфере высшего образования:
Пр: Постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 г. №466 «Об утверждении положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» и др.
5.2) регламентирующие проведение лицензирования и государственной аккредитации учреждений высшего и послевузовского профессионального образования:
Пр: Постановление Правительства РФ от 21 марта 2011 г. N 184
"Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций" и др.
5.3) предусматривающие реализацию целевых программ развития образования:
Пр.: Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы" и др.
5.4) регламентирующие предоставление социальной поддержки:
Пр.: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1133 "Об утверждении Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области образования" и др.
Правовые акты федеральных органов исполнительной власти,принятые по вопросам высшего образования:
1) Министерства образования и науки РФ:
2) акты иных федеральных органов исполнительной власти:
Общие вопросы образования и науки находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ (подп. "е" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Как правило, правовые акты субъектов РФ по вопросам образования направлены на регламентацию организации системы образования в соответствующем субъекте РФ.
В этой связи рядом субъектов РФ приняты законы об образовании, направленные на развитие общих положений Закона РФ "Об образовании". Например: Закон Калининградской области от 1 июля 2013 г. N 241
"Об образовании в Калининградской области".
На уровне субъектов РФ принимаются целевые программы поддержки образования. Законодательство об образовании субъектов РФ представлено также подзаконными правовыми актами.
Правовое регулирование отношений в области высшего и образования осуществляется также муниципальными правовыми актами, принимаемыми органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Необходимо отметить, что в сфере высшего образования на уровне муниципальных образований регламентация незначительна. Правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления, направлены в своем большинстве на предоставление различного рода социальных льгот субъектам образовательных отношений. Также на уровне муниципальных образований принимаются муниципальные правовые акты, направленные на реализацию различного рода целевых программ поддержки образования.
2.3. Проблемы развития и направления совершенствования законодательства об образовании.
Основные проблемы правового регулирования:
1)Большой удельный вес подзаконных и инструктивных актов.
2) Значительное количество ведомственных актов
3) Объемный удельный вес писем в практике регулирования деятельности образовательных учреждений
4) Постоянное внесение изменений в образовательные нормативные акты, неустойчивость норм федерального законодательства.
Основные направления совершенствования законодательства в сфере образования.
1. выстраивание правозащитного механизма, обеспечение совпадения интересов субъектов и развитие материальных и процессуальных гарантий прав участников образовательного процесса.
2. оценка правовых и в целом социальных последствий вводимых новаций в целях недопущения нанесения ущерба участникам образовательного процесса и образовательной системе в целом.
3. систематизация и модернизация образовательного законодательства исходя из приоритетных направлений развития образования и образовательных потребностей граждан и долгосрочной социально-экономической политики государства.
4. создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства.
5. комплексная модернизация законодательства об образовании, учитывающая запросы современного развития страны, потребностей общества и отдельной личности;
6. установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования;
7. повышение эффективности механизма правового регулирования за счет адекватных приемов юридической техники конструирования правовых норм, исключения возможности их дублирования, различного толкования, максимального сокращения подзаконной нормативной базы и одновременного обеспечения прямого регулятивного действия положений законодательного акта;
8. обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ за счет сохранения образовательных и правовых институтов, зарекомендовавших себя на практике.
Контрольные вопросы по теме:
- Охарактеризуйте образовательное право, как комплексный институт российского права. Перечислите основные институты образовательного права?
- Что представляет собой система правоотношений в сфере образования?
- Каковы особенности международных источников образовательного права, приведите примеры?
- Какова иерархия и соподчиненность российских нормативных актов, регулирующих образовательные отношения?
- Каковы конституционные основы правового регулирования образовательных отношений?
Тема 3
Правовые аспекты государственной политики в области образования
3.1. Государственная политика в области образования. Принципы государственной политики в области образования.
Государственная политика в области образования - целенаправленная деятельность государства по развитию высшего прежде всего через нормативно-правовое регулирование соответствующей сферы профессионального образования.
Российская Федерация провозглашает область образования одним из приоритетов государственной политики что непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).
Основные задачи государства в сфере образования:
1) реализация конституционного права и равные возможности на получение бесплатного образования высокого качества;
2) сохранение и развитие единого образовательного пространства России;
3) участие органов государственной власти в обеспечении деятельности муниципальных образовательных учреждений;
4) формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;
5) расширение участия общества в управлении образованием;
6) создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования;
7) стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления установленных законодательством налоговых и иных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;
8) привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;
9) развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;
10) интеграция образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;
11) создание условий для профессиональной подготовки и переподготовки работающего населения, высвобождаемых работников и безработных граждан и др.
Организационной основой государственной политики РФ в области образования являются Федеральные программы развития образования.
Распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р "О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы".
Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования закреплены в ФЗ «Об образовании в РФ»
1) признание приоритетности образования
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе; (Данный принцип находит свое развитие и отражение в курсе Российского государства на интеграцию российского образования в мировую систему высшего образования, выразившемся в присоединении Российской Федерации к Болонскому процессу.
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Контрольные вопросы по теме:
- Какие нормативные акты закрепляют понятие и принципы государственной политики в области образования?
- Перечислите основные принципы государственной политики и дайте им краткую характеристику?
3. Каковы государственные гарантии прав граждан РФ в области образования
4. Перечислите способы выработки и закрепления государственной политики в области образования?
5. Перечислите основные направления Образовательной доктрины Российской Федерации?
Тема 4.
Система управления образованием
4.1. Управление системой образования 4.2. Федеральные органы государственной власти в сфере образования и их полномочия. 4.3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и их полномочия. 4.4.Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования и их полномочия. |
4.1.Управление системой образования
Принципы управления системой образования:
1) законность;
2) демократия;
3) автономия образовательных организаций
4) информационная открытость системы образования и учет общественного мнения
5) государственно-общественный характер.
Управление системой образования включает в себя:
1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;
3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;
4) проведение мониторинга в системе образования;
5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
6) государственную регламентацию образовательной деятельности; Государственная регламентация образовательной деятельности:
- лицензирование образовательной деятельности
- государственная аккредитация образовательной деятельности
- государственный контроль (надзор) в области образования
7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.
Система органов управления образованием включает три уровня: федеральный уровень, на котором создаются и действуют федеральные государственные органы управления образованием и федеральные ведомственные органы управления образованием; региональный уровень, на котором создаются и действуют государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации; муниципальный уровень, на котором создаются и действуют муниципальные органы управления образованием.
4.2.Федеральные органы государственной власти в сфере образования и их полномочия
Федеральную составляющую системы органов управления образованием в Российской Федерации формирует Президент Российской Федерации (назначает министра) и Правительство Российской Федерации.
Правительство РФ в соответствии со ст. 110 Конституции РФ осуществляет исполнительную власть в РФ. Согласно подп. "в" п. 1 ст. 114 Конституции РФ на Правительство РФ возложено обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования. Участие в разработке и реализация государственной политики в указанной области является одним из важнейших полномочий в сфере управления высшим профессиональным образованием.
Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования:
1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;
2) организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;
3) организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;
4) разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;
5) создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;
6) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;
7) лицензирование образовательной деятельности:
а) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
б) федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
в) российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
г) иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;
8) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность а также иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации;
9) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
10) формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
11) установление и присвоение государственных наград, почетных зв