Перечень профессиональных компетенций

В результате изучения дисциплины «Образовательное право» обучающийся должен овладеть следующими компетенциями:

Общекультурные компетенции:

ОК-1 способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень

Профессиональные компетенции:

ПК-10 готов изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;

ПК-11 готов исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы

ПК-12 готов организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы

ПК-13 готов использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт

ПКУ- 24 способен квалифицированно применять нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и ведение образовательного процесса; реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

Преподавание дисциплины «Образовательно право» осуществляется с использованием компьютерной техники, мультимедийного оборудования. Кроме того, используются справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант плюс», ресурсы сети «Интернет».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Образовательное право»

№ п/п Наименование раздела (темы) Количество часов
Аудиторных Самостоятельная работа
Всего ауд. Лекции Семинары
Тема 1. Право на образование
Тема 2. Правовое регулирование отношений в области образования  
Тема 3 Правовые аспекты государственной политики в области образования
Тема 4. Правовое регулирование управленческих отношений в сфере образования  
Тема 5 Правовой статус образовательной организации
Тема 6. Государственный контроль в сфере образования
Тема 7. Правовая регламентация учебного процесса  
Тема 8. Субъекты учебной и научной деятельности в системе образования  
Тема 9.Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования  
Тема 10. Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации
Тема 11. Международная и внешнеэкономическая деятельность в сфере образования
Тема 12. Ответственность в сфере образования  
           
    ВСЕГО: 288 часов (8 ЗЕ)  

Включая КСР – 4 часа; экзамен - 36 часов.




СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание основных тем курса

ТЕМА 1

Право на образование

Роль и задачи образования в современном обществе. Право на образование. Место права на образование в системе конституционных прав и свобод граждан. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации и их Право на образование в конституционном и международном праве. Защита прав на образование. Механизмы и инструменты защиты. Основные права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве Российской Федерации. Основные положения Конвенции о правах ребенка.

ТЕМА 2

Правовое регулирование отношений в области образования

Образовательное законодательство. История развития правового регулирования образования в России. Предмет правового регулирования образовательного права. Особенности метода правового регулирования образовательного права. Структура образовательного права. Общая и особенная части. Комплексные институты образовательного права. Понятие и виды источников образовательного права. Федеральное законодательство как основа образовательного права. Конституция Российской Федерации. Федеральный Закон «Об образовании в РФ».

Законодательство субъектов Российской Федерации об образовании. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам образования. Локальные нормативные правовые акты. Международное законодательство об образовании. Проблемы развития и направления совершенствования законодательства об образовании.

ТЕМА 3

Правовые аспекты государственной политики в области образования

Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования.
Понятие и виды государственных политик.
Способы выработки и закрепления государственной политики.
Государственные гарантии приоритетности образования. Общие и специальные принципы государственной политики в области образования. Анализ и практика законодательного закрепления принципов государственной политики в сфере образования. Образовательная доктрина Российской Федерации. Модернизация образования. Федеральная программа развития образования.

ТЕМА 4

Правовое регулирование управленческих отношений в сфере образования   Понятие, цели и принципы управления системой образования. Управление системой образования на федеральном уровне. Компетенция Российской Федерации в сфере образования. Государственные органы управления образованием на федеральном уровне. Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Федеральное агентство по образованию. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление ведомственными образовательными учреждениями. Компетенция федеральных органов управления образованием. Органы управления образованием субъекта Федерации и их компетенция. Муниципальные органы управления образованием и их компетенция. Совершенствование правового обеспечения управления системой образования.

ТЕМА 5:

Правовой статус образовательной организации

Понятие образовательной организации. Виды и организационно-правовые формы образовательных организаций и критерии их типизации. Образовательные организации высшего образования с особым правовым статусом. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций. Принципы и особенности управления образовательной организацией. Единоначалие. Самоуправление. Общее собрание (конференция) коллектива образовательного учреждения. Попечительский совет. Ученый совет. Порядок формирования и компетенция органов самоуправления образовательного учреждения. Права, обязанности и ответственность образовательного учреждения (организации). Структура вуза. Филиалы и представительства. Академические свободы. Информационная открытость образовательной организации.

ТЕМА 6

Государственный и другие формы контроля в сфере образования

Государственная регламентация образовательной деятельности. Лицензирование образовательной деятельности. Государственная аккредитация образовательных организаций. Государственный контроль (надзор) в сфере образования. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Независимая оценка качества образования. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.

ТЕМА 7

Правовая регламентация образовательного процесса

Особенности образовательных отношений как вида общественных отношений. Объект образовательных отношений. Субъекты образовательных отношений. Содержание образовательных отношений. Отличие образовательных отношений от гражданско-правовых, трудовых, административно-правовых и иных правоотношений. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательного правоотношения. Уровни образования. Основные образовательные программы. Формы получения образования и формы обучения. Прием на обучение. Общие требования к организации образовательного процесса. Промежуточная и итоговая аттестация. Документы об образовании.

ТЕМА 8

Субъекты учебной и научной деятельности в системе образования

Понятие и виды обучающихся по законодательству Российской Федерации. Права и обязанности обучающихся образовательных учреждений общего образования. Меры их социальной защиты. Права и обязанности обучающихся образовательных учреждений профессионального образования. Меры их социальной защиты. Дополнительные меры социальной защиты детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья и некоторых других категорий обучающихся. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся.

Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. Обязанности и ответственность педагогических работников. Правовой статус научно-педагогических работников. Правовой статус руководителя образовательной организации. Иные работники образовательных организаций. Регулирование труда в высшем учебном заведении: трудовые отношения и трудовой договор, порядок приема на работу, рабочее время и время отдыха, дисциплина труда и основания увольнения.

ТЕМА 9

Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования

Профессиональные квалификационные группы работников образовательных учреждений. Условия допуска к занятию педагогической деятельности. Правила внутреннего распорядка – локальный нормативный акт. Коллективный договор. Структура и содержание. Понятие трудового договора. Сроки заключения трудового договора. Замещение должностей научно-педагогических работников в вузе. Конкурсный отбор на право замещения вакантных должностей в образовательных организациях. Время работы и время отдыха педагогических работников

Система оплаты работников образовательных организаций.

ТЕМА 10

Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления в сфере образования. Понятие и принципы финансирования образовательных учреждений. Бюджетное финансирование образовательных учреждений. Бюджет вуза и источники его формирования. Гарантии финансирования образовательного учреждения. Внебюджетное финансирование образовательного учреждения. Контрольные цифры приема на обучение. Платные образовательные услуги. Имущество образовательных организаций. Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств. Образовательное кредитование. Особенности налогообложения образовательных организаций высшего образования.

ТЕМА 11

Международная и внешнеэкономическая деятельность в сфере образования.

Международные договоры Российской Федерации и общепризнанные принципы и нормы международного права в системе источников образовательного права. Документы СНГ об образовании. Соглашения о сотрудничестве в области образования. Соглашение о сотрудничестве в области подготовки научных и научно-педагогических кадров и нострификации документов об их квалификации в рамках СНГ. Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых. Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Болонский процесс и формирование Европейского пространства высшего образования. Совместная декларация о гармонизации европейской системы образования (Сорбоннская декларация 1998 г.). Совместная декларация европейских министров образования «Европейское пространство высшего образования» (Болонская декларация 1999 г.). Определение целей Болонского процесса в Пражском коммюнике совещания европейских министров образования (2001). Берлинское коммюнике конференции министров образования (2003). Грацкая декларация 2003 г. о роли европейских университетов. Институционализация Болонского процесса. Организационно-правовые формы участия России в Болонском процессе. Болонский процесс и дальнейшее развитие законодательства Российской Федерации об образовании. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации. Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве. Реформа высшего образования в Европе: Болонский процесс. Особенности структуры высшей школы и правовое регулирование высшего образования в иностранных государствах.

ТЕМА 12

Ответственность в сфере образования

Особенности применения юридической ответственности в сфере образования. Административная ответственность за нарушения законодательства в области образования. Уголовная ответственность. Понятие и виды дисциплинарных проступков обучающихся. Понятие и виды дисциплинарных проступков педагогических работников. Основания и порядок привлечения обучающихся к дисциплинарной и материальной ответственности.

Основания и порядок привлечения педагогических работников к дисциплинарной и материальной ответственности. Судебная защита прав и свобод обучающихся и педагогических работников. Особенности привлечения государственных и муниципальных образовательных учреждений к материальной ответственности, причиненной некачественным образованием.

Наши рекомендации