Школьная политика Александра I (1801 – 1825)

1802– создание Министерства народного просвещения

(1-ый министр – П.В. Завадовский (1739-1812))

1803 –принятие Предварительных правил народного просвещения

1804– принятие Устава учебных заведений, подведомственных университетам

Основные направления и содержание реформ:

Þ реорганизация управления системой образования: страна разбита на шесть образовательных округов во главе с попечителями и университетским центром; Главное управление училищ – высший орган управления системой образования.

Þ школьная реформа.

В основу школьной реформы были положены принципы:

§ бессословность образования;

§ бесплатное образование на ранних ступенях;

§ преемственность программ обучения.

Образование было разбито на 4 ступени:

Ступень образования Тип учебного заведения Программа обучения
  1-ая ступень низшая (1 год обучения) приходские школы   Закон Божий, чтение, арифметика, письмо
  2-ая ступень (2 года обучения)   уездные училища Грамматика русского (родного) языка, география, история, арифметика, геометрия, физика, естествознание, рисование, основы технологии др. = 15 предметов.
    3-ья ступень (4 года обучения) губернские гимназии Латинский, немецкий, французский язык, география, история, статистика, логика, русская словесность, теория поэзии, эстетика, математический цикл, естественно – научный цикл, основы коммерции, технология, рисование.
4-ая ступень высшая университет  

Þуниверситетская реформа(реформа высшей школы)

Университетам предоставлялась широкая автономия:

§ выборность ректора и профессуры;

§ собственный университетский суд;

§ невмешательство государственной администрации в дела университета;

§ право назначать преподавателей в училища своего округа.

Открывались новые университеты: Харьковский, Казанский, Петербургский.

Þ создание специальных высших школ – Московское коммерческое училище, Институт путей сообщений и др.

Þпоявляются частные учебные заведения – подмосковный пансион В.В. Измайлова, Лазаревский Институт восточных языков, школа А.А. Ширинского-Шихматова для крестьянских детей в Смоленской губернии и др.

Þоткрытие лицеев– государственных закрытых учебных заведений для дворянства: 1811 – Царскосельский (Александровский) лицей, 1817 – Ришельевский лицей в Одессе, 1803 – Демидовский лицей в Ярославле, 1820 – лицей высших наук князя Безбородко в Нежине Черниговской губернии.

В 1804г. – издан «Устав о цензуре». Это был самый мягкий цензурный устав за всю историю России, вплоть до настоящего времени. В нем указывалось, что цензура вводится «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оного».

В 30-50-х годах XIX столетия в сфере образования и педагогической мысли определились две основные тенденции развития. Одна отражала демократические устремления общества. Другая была проявлением официальной политики, пронизанной идеями авторитарности, национализма, клерикализма. С.С. Уваров, ставший министром народного просвещения в 1838 г., сформулировал основные положения своей образовательной концепции как «православие, самодержавие и народность».

Реформы образования Александра II (1855 – 1881)

Þ 1863 – утверждение нового университетского устава

Основные положения:

· восстановлена автономия;

· сокращены полномочия университетских инспекторов, попечителей учебных округов;

· управление передано в руки совета университета, который имел право: избирать ректора; назначать преподавателей; присуждать ученые степени; назначать стипендию студентам;

· увеличено число студентов;

· женщины в университет не допускаются.

Þ 1864 – утверждение нового устава гимназий

Основной принцип – бессословность, но высокая плата за обучение

Þ открытие учреждений нового типа– прогимназий

Þ 1864 - принятие устава по начальному образованию

§ введение земских и воскресных училищ, в целях «распространения первоначальных полезных знаний»

Основная задача начальных народных училищ: «утверждение в народе религиозности и нравственных понятий».

Þ появление средних и высших учебных заведений для женщин

1862 – открытие женских гимназий, целью которых было – дать образование, необходимое для «будущей матери семейства»

1872 – открытие женских высших курсов проф. В.И. Герье в Москве

1878 – открытие женскихкурсов проф. К.Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге

Þ 1871 – принятие нового устава гимназий:

§ реальные гимназии преобразовывались в реальные училища

Структура образования:

Университет

Школьная политика Александра I (1801 – 1825) - student2.ru Высшая

Ступень

  Гимназия  
классическая реальная или современная
       

Средняя

Ступень

Начальная школа
государственная земская церковно-приходская воскресная

Низшая

Ступень

Цель: дать образование, «приспособленное к практическим потребностям и к занятиям различными отраслями промышленности и торговли».

§ увеличен срок обучения в классических гимназиях до 8 лет;

§ упразднено преподавание естествознания;

§ увеличено количество часов по древним языкам;

§ введена строгая регламентация программ и методов преподавания;

§ введение института классных наставников и их помощников – надзирателей;

§ издание правил поведения учащихся в гимназии и вне её;

§ разработан специальный кодекс наказаний.

Þ издание «Положения о начальных народных училищах»,по которомузначительно усилился правительственный надзор за земской школой и учительством со стороны инспекторов Министерства просвещения.

Статистика: в конце 60-х гг. доля неграмотных в Петербурге составила 44%; в Москве по переписи 1871г. - 55%; в губернских городах - 60-70%; в уездных — 70-80%; в деревне грамотность была редким явлением.

Реформы образования Александра III (1881 – 1894)

Þ1884 – издание нового университетского устава

§ ликвидирована автономия;

§ управление университетами передано Министерству просвещения;

§ введен строгий отбор ректора, деканов, профессоров;

§ усилен надзор за студентами, введена форма для студентов,

§ приняты «Правила для студентов»;

§ значительно повышена плата за обучение;

§ снижено финансирование университетов.

Þ 1884– утверждение Положения о церковноприходских школах

Þ 1887 – издание «Циркуляра о кухаркиных детях»

§ значительно повышена плата за обучение в гимназиях и прогимназиях;

§ ограничен доступ в гимназии представителей низов.

GРезультаты образовательной политики правительства в XIX в.:

Общий уровень грамотности населения вырос за вторую половину 19в. более чем в 3 раза, хотя и составил к 1897г. всего 21,1% (1860 -6%), т. е. всего лишь около четверти населения России было грамотно. В Сибири, где не было земств, грамотность населения составляла чуть больше 12%.

Политические партии и педагогические организации предлагали ввести всеобщее внесословное, бесплатное и обязательное начальное образование.

Во второй половине 19в. обрели собственную письменность некоторые народы Поволжья (марийцы, мордва, чуваши и др.), открылись национальные начальные школы, появилась местная интеллигенция.

Основой среднего образования стала классическая гимназия. В конце 19в. на территории центральных губерний действовала 81 мужская гимназия и 64 женских гимназий.

Продолжался рост высшей школы, к концу века насчитывалось 63 высших учебных заведений. Если к началу 60-х годов в 14 университетах страны обучалось около 3 тыс. студентов, то в середине 90-х годов их численность составляла 17 тыс. человек.

Большую роль в образовании и самообразовании играли многочисленные публичные библиотеки. Их число увеличилось с 280 в начале 60-х годов до 862 в 1894 году. В стране существовало свыше 80 музеев, образовательных, просветительских обществ, занимавшихся организацией школ и курсов. Издаются педагогические журналы «Русская школа», «Вестник воспитания», «Образование» и др. Печатается значительное число новой литературы по вопросам педагогики. Был поставлен вопрос о переходе от традиционной школы обучения к школе труда, которая должна была готовить не только дисциплинированного исполнителя, но и самостоятельную образованную личность.

В 1901 году в Петербурге появилась первая лаборатория экспериментальной педагогики. Создаются частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения и просветительские общества: «Дом свободного ребенка» (К.Н. Вентцель), «Сетлемент» (А.У. Зеленко, С.Т. Шацкий), «Детский труд и отдых» (С.Т. Шацкий) и др. В 1905 г. основана профессионально-политическая организация Всероссийский учительский союз (ВУС).

Прогрессивные деятели педагогики XIX в.:В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Н.А. Корф, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, Н.Ф. Бунаков, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и другие.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА

И ШКОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В XX в.

Социально-политические изменения, произошедшие в стране после октябрьских событий 1917 г., не могли не отразится на характере российского образования.

Большевики намеревались управлять страной, использовав школу и учительство как инструменты своего влияния. «Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советской власти», – говорилось в документах коммунистической партии (1918 г.).

Во главе школьного дела были поставлены видные деятели РКП: Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский.

Уже в первые годы советской власти была фактически ликвидирована дореволюционная система образования, школа отделена от церкви.

В 1918 г. были приняты первые советские документы о школе – «Положение о Единой трудовой школе» и «Принципы Единой трудовой школы». Они стали законодательной основой школьной реформы.

· Все школы становились доступными, едиными, трудовыми, бесплатными, девочки обучались совместно с мальчиками.

· Вводилась единая трудовая школа двух ступеней:

1 ступень (от 8 до 13 лет) – 5 лет обучения;

2 ступень (от 13 до 17 лет) – 4 года обучения.

· были отменены оценки, экзамены и учебники;

· в учебный процесс была введена трудовая деятельность;

· уроки часто заменялись бригадно-лабораторным методом, экскурсиями и походами;

· введенные в 1923 г. комплексные программы ГУСа требовали строить весь материал вокруг главных понятий: человек, природа, общество.

В первые годы после гражданской войны была объявлена кампания по ликвидации неграмотности. В 1920 г. создается ВЧК по ликвидации неграмотности во главе с Н.К. Крупской.

Во второй половине 20-х г.г. школьное образование постепенно стало выходить из глубокого кризиса. В 1930 г. в стране введено как обязательное начальное (четырехклассное) образование.

В чрезвычайно сложном положении оказалась школа в годы Великой Отечественной войны. Многие дети (≈25%) были лишены возможности учиться. Тем не менее, в военные годы был принят ряд правительственных решений, касавшихся школьного образования:

· об обучении детей с 7-летнего возраста (1943),

· об учреждении школ рабочей молодежи (1943),

· об открытии вечерних школ в сельской местности (1944),

· о введении 5-балльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся (1944),

· об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, 7-летней и средней школы (1944),

· о награждении золотыми и серебряными медалями (1944) и др.

Корректировались учебные планы и программы. Они были частично сокращены. Вводились военно-обронительные темы и военно-физическая подготовка.

Приоритетом школьной политики в 1945 – 1950 гг. стало всеобщее начальное и семилетнее обучение. В целом к концу 50-х гг. школа России перешла на всеобщее семилетнее обучение.

К концу 50-х годов определилась система учебных заведений среднего образования:

- 3-летние общеобразовательные школы;

- 3-летние вечерние школы;

- техникумы и другие учебные заведения.

В 1958 г. вышел «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», который определил переход на всеобщее восьмилетнее обучение. Это потребовало рационализации школьной системы, в частности, создания в сельской местности школ-интернатов, подготовки дополнительных преподавательских кадров, преодоления второгодничества.

С середины 60-х гг. в центр школьной политики был поставлен переход к всеобщему среднему образованию. К 1970 г. было завершено осуществление обязательного восьмилетнего обучения.

К началу 80-х гг. созидательный потенциал сложившейся школьной системы был в основном исчерпан. Бюрократизация, тотальная идеологизация, линия на уравнительность превращали школу в закрытое, оторванное от жизни учреждение. Интересы отдельного ребенка, инициатива учителей все более игнорировались. Все болезненнее становились недостаток в научно-педагогическом обосновании учебного процесса, отсутствие необходимых финансовых и кадровых ресурсов, фактический низкий уровень подготовки массы учащихся, рост непосещаемости школ.

Неудачной попыткой выхода из кризиса была школьная реформа 1984 г. Предусмотренные реформой планы слияния общего и профессионального образования оказались надуманными.

В ходе распада СССР во второй половине 80-х – начале 90-х гг. школа приходила во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями.

Новый подход к современной школе был зафиксирован в Законе РФ «Об образовании» 1992 г., с внесением в него дополнений и изменений в 1996 г.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Тест 1.

1. Характер воспитания у восточных славян:

1) равный и всеобщий;

2) родоплеменной;

3) семейно-сословный.

2. Сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит:

1) «Златоуст»;

2) «Поучение Владимира Мономаха детям»

3) «Русская Правда».

3. Какой возрастной период определялся словом «чадо»:

1) 3 – 6 лет;

2) 7 – 12 лет;

3) 12 – 15 лет?

4. Дома, в которых дети дружинников учились ратному искусству:

1) гридница;

2) княжеский дворец;

3) кремль.

5. Воспитание в Древней Руси строилось на основе:

1) библейских заповедей;

2) традиций и обычаев;

3) греко-византийского педагогического опыта.

6. Первая школа, где преподавание велось на славянском языке, была открыта:

1) Кириллом и Мефодием;

2) К.Туровским;

3) Ярославом Мудрым.

7. Появление первых школ было вызвано:

1) низкой грамотностью народа;

2) потребностями культуры;

3) потребностями духовенства.

8. Начальное обучение в Древней Руси осуществляли:

1) мастера грамоты;

2) монахи;

3) учителя-греки.

9. Письменный памятник, свидетельствующий о быте и воспитании в средневековой Руси:

1) «Задонщина»;

2) «Домострой»;

3) «Советы отца сыну».

10. Первый печатный учебник, появившиеся в XVI в.:

1) Азбука;

2) Букварь;

3) Псалтырь.

11. Основоположник отечественного книгопечатания:

1) Иван Фёдоров;

2) Фёдор Климов;

3) Григорий Котошихин.

12. Первая государственная школа повышенного образования:

1) Типографское училище;

2) Андреевское училище;

3) Греко-латинская школа.

13. Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687г., создана на основе школы:

1) Симеона Полоцкого;

2) братьев Иоанникия и Софрония Лихудов;

3) Феофан Прокопович.

14. Автором первого «Букваря» был:

1) М. Смотрицкий;

2) Л. Магницкий;

3) В. Бурцев.

15. Московское государство рассматривало западноевропейский педагогический опыт как:

1) угрозу православию;

2) эффективную систему;

3) считало приемлемыми лишь некоторые принципы и методы обучения и воспитания.

16. В Славяно-греко-латинской академии обучался:

1) Петр Первый;

2) М. Ломоносов;

3) Ф.М. Ртищев.

17. Первое светское учебное заведение созданное при Петре I:

1) школа математических и навигацких наук;

2) Морская Академия;

3) горнозаводская школа.

18. Учебное заведение Эрнста Глюка специализировалось на:

1) изучении математики и физики;

2) изучении иностранных языков;

3) воспитании царских детей.

19. Академия наук открыта в:

1) 1725г.;

2) 1689г.;

3) 1755г.

20. В первой четверти 18в. в школы зачислялись добровольно и принудительно дети представителей всех сословий кроме:

1) дворян;

2) крепостных крестьян;

3) духовенства.

21. Первые государственные общеобразовательные школы назывались:

1) начальные архиерейские;

2) элементарные;

3) цифирные.

22.Характер программы архиерейских школ:

1) светско - религиозный;

2) светский;

3) религиозный.

23. Составителем «Духовного Регламента» для архиерейских школ был:

1) Ф. Поликарпов;

2) Феофан Прокопович;

3) Л. Магницкий.

24. Первое среднее учебное заведение закрытого типа для дворян:

1) Кадетский корпус;

2) Александровский лицей;

3) Учительская семинария.

25. Кто из школьных реформаторов 18в. делил науки и знания на « нужные, полезные, щегольские, любопытные и вредные»?

1) Ф. Салтыков;

2) В. Татищев;

3) М. Ломоносов.

26. Основная направленность школьной реформы Г. В. Лейбница:

1) физико-математическая;

2) гуманитарная;

3) духовная.

27. Учёный-энциклопедист, инициатор демократизации состава учащихся гимназии при Академии наук:

1) М. Ломоносов;

2) Г. Лейбниц;

3) И. Шувалов.

28. Екатерина II интересовалась педагогическими трудами и деятельностью (исключить лишнее):

1) И.Б. Базедова;

2) Дж. Локка;

3) И.Г. Песталоцци;

4) Д. Дидро;

29. Русский просветитель-педагог, известный писатель и журналист 18в., определивший в воспитании три главных направления: телесное (физическое), нравственное и умственное:

1) Н. И. Новиков;

2) А. Н. Радищев;

3) И.И. Бецкой.

30. А.Н. Радищев особое значение придавал:

1) эстетическому воспитанию;

2) нравственному воспитанию;

3) гражданскому воспитанию.

31. Бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви:

1) народные училища;

2) малые школы;

3) приходские школы.

32. В главных народных училищах преподавание вели:

1) священники;

2) иностранцы;

3) гражданские педагоги.

33. Классно-урочная система обучения в России введена:

1) «Законом об обучении»;

2) «Уставом народным училищам Российской империи»;

3) «Генеральным учреждением о воспитании».

34. Активный реформатор образования в России в конце 18в., последователь идей Я.А. Коменского:

1) Н.И. Новиков;

2) Ф.И. Янкович;

3) П.Ф. Каптерев.

35. Сколько университетов было в России в начале 19в.?

1) 3;

2) 7;

3) 20.

36. В лицеях преимущественно готовили:

1) офицеров-штабников;

2) придворных;

3) высших государственных чиновников.

37. Дворянские девушки в начале 19в. получали образование:

1) в женских гимназиях;

2) в институтах благородных девиц;

3) дома с гувернерами.

Наши рекомендации