Школьная политика Александра I (1801 – 1825)
1802– создание Министерства народного просвещения
(1-ый министр – П.В. Завадовский (1739-1812))
1803 –принятие Предварительных правил народного просвещения
1804– принятие Устава учебных заведений, подведомственных университетам
Основные направления и содержание реформ:
Þ реорганизация управления системой образования: страна разбита на шесть образовательных округов во главе с попечителями и университетским центром; Главное управление училищ – высший орган управления системой образования.
Þ школьная реформа.
В основу школьной реформы были положены принципы:
§ бессословность образования;
§ бесплатное образование на ранних ступенях;
§ преемственность программ обучения.
Образование было разбито на 4 ступени:
Ступень образования | Тип учебного заведения | Программа обучения |
1-ая ступень низшая (1 год обучения) | приходские школы | Закон Божий, чтение, арифметика, письмо |
2-ая ступень (2 года обучения) | уездные училища | Грамматика русского (родного) языка, география, история, арифметика, геометрия, физика, естествознание, рисование, основы технологии др. = 15 предметов. |
3-ья ступень (4 года обучения) | губернские гимназии | Латинский, немецкий, французский язык, география, история, статистика, логика, русская словесность, теория поэзии, эстетика, математический цикл, естественно – научный цикл, основы коммерции, технология, рисование. |
4-ая ступень высшая | университет |
Þуниверситетская реформа(реформа высшей школы)
Университетам предоставлялась широкая автономия:
§ выборность ректора и профессуры;
§ собственный университетский суд;
§ невмешательство государственной администрации в дела университета;
§ право назначать преподавателей в училища своего округа.
Открывались новые университеты: Харьковский, Казанский, Петербургский.
Þ создание специальных высших школ – Московское коммерческое училище, Институт путей сообщений и др.
Þпоявляются частные учебные заведения – подмосковный пансион В.В. Измайлова, Лазаревский Институт восточных языков, школа А.А. Ширинского-Шихматова для крестьянских детей в Смоленской губернии и др.
Þоткрытие лицеев– государственных закрытых учебных заведений для дворянства: 1811 – Царскосельский (Александровский) лицей, 1817 – Ришельевский лицей в Одессе, 1803 – Демидовский лицей в Ярославле, 1820 – лицей высших наук князя Безбородко в Нежине Черниговской губернии.
В 1804г. – издан «Устав о цензуре». Это был самый мягкий цензурный устав за всю историю России, вплоть до настоящего времени. В нем указывалось, что цензура вводится «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оного».
В 30-50-х годах XIX столетия в сфере образования и педагогической мысли определились две основные тенденции развития. Одна отражала демократические устремления общества. Другая была проявлением официальной политики, пронизанной идеями авторитарности, национализма, клерикализма. С.С. Уваров, ставший министром народного просвещения в 1838 г., сформулировал основные положения своей образовательной концепции как «православие, самодержавие и народность».
Реформы образования Александра II (1855 – 1881)
Þ 1863 – утверждение нового университетского устава
Основные положения:
· восстановлена автономия;
· сокращены полномочия университетских инспекторов, попечителей учебных округов;
· управление передано в руки совета университета, который имел право: избирать ректора; назначать преподавателей; присуждать ученые степени; назначать стипендию студентам;
· увеличено число студентов;
· женщины в университет не допускаются.
Þ 1864 – утверждение нового устава гимназий
Основной принцип – бессословность, но высокая плата за обучение
Þ открытие учреждений нового типа– прогимназий
Þ 1864 - принятие устава по начальному образованию
§ введение земских и воскресных училищ, в целях «распространения первоначальных полезных знаний»
Основная задача начальных народных училищ: «утверждение в народе религиозности и нравственных понятий».
Þ появление средних и высших учебных заведений для женщин
1862 – открытие женских гимназий, целью которых было – дать образование, необходимое для «будущей матери семейства»
1872 – открытие женских высших курсов проф. В.И. Герье в Москве
1878 – открытие женскихкурсов проф. К.Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге
Þ 1871 – принятие нового устава гимназий:
§ реальные гимназии преобразовывались в реальные училища
Структура образования:
Университет |
Высшая
Ступень
Гимназия | |||
классическая | реальная или современная | ||
Средняя
Ступень
Начальная школа | |||
государственная | земская | церковно-приходская | воскресная |
Низшая
Ступень
Цель: дать образование, «приспособленное к практическим потребностям и к занятиям различными отраслями промышленности и торговли».
§ увеличен срок обучения в классических гимназиях до 8 лет;
§ упразднено преподавание естествознания;
§ увеличено количество часов по древним языкам;
§ введена строгая регламентация программ и методов преподавания;
§ введение института классных наставников и их помощников – надзирателей;
§ издание правил поведения учащихся в гимназии и вне её;
§ разработан специальный кодекс наказаний.
Þ издание «Положения о начальных народных училищах»,по которомузначительно усилился правительственный надзор за земской школой и учительством со стороны инспекторов Министерства просвещения.
|
Реформы образования Александра III (1881 – 1894)
Þ1884 – издание нового университетского устава
§ ликвидирована автономия;
§ управление университетами передано Министерству просвещения;
§ введен строгий отбор ректора, деканов, профессоров;
§ усилен надзор за студентами, введена форма для студентов,
§ приняты «Правила для студентов»;
§ значительно повышена плата за обучение;
§ снижено финансирование университетов.
Þ 1884– утверждение Положения о церковноприходских школах
Þ 1887 – издание «Циркуляра о кухаркиных детях»
§ значительно повышена плата за обучение в гимназиях и прогимназиях;
§ ограничен доступ в гимназии представителей низов.
GРезультаты образовательной политики правительства в XIX в.:
Общий уровень грамотности населения вырос за вторую половину 19в. более чем в 3 раза, хотя и составил к 1897г. всего 21,1% (1860 -6%), т. е. всего лишь около четверти населения России было грамотно. В Сибири, где не было земств, грамотность населения составляла чуть больше 12%.
Политические партии и педагогические организации предлагали ввести всеобщее внесословное, бесплатное и обязательное начальное образование.
Во второй половине 19в. обрели собственную письменность некоторые народы Поволжья (марийцы, мордва, чуваши и др.), открылись национальные начальные школы, появилась местная интеллигенция.
Основой среднего образования стала классическая гимназия. В конце 19в. на территории центральных губерний действовала 81 мужская гимназия и 64 женских гимназий.
Продолжался рост высшей школы, к концу века насчитывалось 63 высших учебных заведений. Если к началу 60-х годов в 14 университетах страны обучалось около 3 тыс. студентов, то в середине 90-х годов их численность составляла 17 тыс. человек.
Большую роль в образовании и самообразовании играли многочисленные публичные библиотеки. Их число увеличилось с 280 в начале 60-х годов до 862 в 1894 году. В стране существовало свыше 80 музеев, образовательных, просветительских обществ, занимавшихся организацией школ и курсов. Издаются педагогические журналы «Русская школа», «Вестник воспитания», «Образование» и др. Печатается значительное число новой литературы по вопросам педагогики. Был поставлен вопрос о переходе от традиционной школы обучения к школе труда, которая должна была готовить не только дисциплинированного исполнителя, но и самостоятельную образованную личность.
В 1901 году в Петербурге появилась первая лаборатория экспериментальной педагогики. Создаются частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения и просветительские общества: «Дом свободного ребенка» (К.Н. Вентцель), «Сетлемент» (А.У. Зеленко, С.Т. Шацкий), «Детский труд и отдых» (С.Т. Шацкий) и др. В 1905 г. основана профессионально-политическая организация Всероссийский учительский союз (ВУС).
Прогрессивные деятели педагогики XIX в.:В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Н.А. Корф, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, Н.Ф. Бунаков, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и другие.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА
И ШКОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В XX в.
Социально-политические изменения, произошедшие в стране после октябрьских событий 1917 г., не могли не отразится на характере российского образования.
Большевики намеревались управлять страной, использовав школу и учительство как инструменты своего влияния. «Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советской власти», – говорилось в документах коммунистической партии (1918 г.).
Во главе школьного дела были поставлены видные деятели РКП: Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский.
Уже в первые годы советской власти была фактически ликвидирована дореволюционная система образования, школа отделена от церкви.
В 1918 г. были приняты первые советские документы о школе – «Положение о Единой трудовой школе» и «Принципы Единой трудовой школы». Они стали законодательной основой школьной реформы.
· Все школы становились доступными, едиными, трудовыми, бесплатными, девочки обучались совместно с мальчиками.
· Вводилась единая трудовая школа двух ступеней:
1 ступень (от 8 до 13 лет) – 5 лет обучения;
2 ступень (от 13 до 17 лет) – 4 года обучения.
· были отменены оценки, экзамены и учебники;
· в учебный процесс была введена трудовая деятельность;
· уроки часто заменялись бригадно-лабораторным методом, экскурсиями и походами;
· введенные в 1923 г. комплексные программы ГУСа требовали строить весь материал вокруг главных понятий: человек, природа, общество.
В первые годы после гражданской войны была объявлена кампания по ликвидации неграмотности. В 1920 г. создается ВЧК по ликвидации неграмотности во главе с Н.К. Крупской.
Во второй половине 20-х г.г. школьное образование постепенно стало выходить из глубокого кризиса. В 1930 г. в стране введено как обязательное начальное (четырехклассное) образование.
В чрезвычайно сложном положении оказалась школа в годы Великой Отечественной войны. Многие дети (≈25%) были лишены возможности учиться. Тем не менее, в военные годы был принят ряд правительственных решений, касавшихся школьного образования:
· об обучении детей с 7-летнего возраста (1943),
· об учреждении школ рабочей молодежи (1943),
· об открытии вечерних школ в сельской местности (1944),
· о введении 5-балльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся (1944),
· об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, 7-летней и средней школы (1944),
· о награждении золотыми и серебряными медалями (1944) и др.
Корректировались учебные планы и программы. Они были частично сокращены. Вводились военно-обронительные темы и военно-физическая подготовка.
Приоритетом школьной политики в 1945 – 1950 гг. стало всеобщее начальное и семилетнее обучение. В целом к концу 50-х гг. школа России перешла на всеобщее семилетнее обучение.
К концу 50-х годов определилась система учебных заведений среднего образования:
- 3-летние общеобразовательные школы;
- 3-летние вечерние школы;
- техникумы и другие учебные заведения.
В 1958 г. вышел «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», который определил переход на всеобщее восьмилетнее обучение. Это потребовало рационализации школьной системы, в частности, создания в сельской местности школ-интернатов, подготовки дополнительных преподавательских кадров, преодоления второгодничества.
С середины 60-х гг. в центр школьной политики был поставлен переход к всеобщему среднему образованию. К 1970 г. было завершено осуществление обязательного восьмилетнего обучения.
К началу 80-х гг. созидательный потенциал сложившейся школьной системы был в основном исчерпан. Бюрократизация, тотальная идеологизация, линия на уравнительность превращали школу в закрытое, оторванное от жизни учреждение. Интересы отдельного ребенка, инициатива учителей все более игнорировались. Все болезненнее становились недостаток в научно-педагогическом обосновании учебного процесса, отсутствие необходимых финансовых и кадровых ресурсов, фактический низкий уровень подготовки массы учащихся, рост непосещаемости школ.
Неудачной попыткой выхода из кризиса была школьная реформа 1984 г. Предусмотренные реформой планы слияния общего и профессионального образования оказались надуманными.
В ходе распада СССР во второй половине 80-х – начале 90-х гг. школа приходила во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями.
Новый подход к современной школе был зафиксирован в Законе РФ «Об образовании» 1992 г., с внесением в него дополнений и изменений в 1996 г.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Тест 1.
1. Характер воспитания у восточных славян:
1) равный и всеобщий;
2) родоплеменной;
3) семейно-сословный.
2. Сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит:
1) «Златоуст»;
2) «Поучение Владимира Мономаха детям»
3) «Русская Правда».
3. Какой возрастной период определялся словом «чадо»:
1) 3 – 6 лет;
2) 7 – 12 лет;
3) 12 – 15 лет?
4. Дома, в которых дети дружинников учились ратному искусству:
1) гридница;
2) княжеский дворец;
3) кремль.
5. Воспитание в Древней Руси строилось на основе:
1) библейских заповедей;
2) традиций и обычаев;
3) греко-византийского педагогического опыта.
6. Первая школа, где преподавание велось на славянском языке, была открыта:
1) Кириллом и Мефодием;
2) К.Туровским;
3) Ярославом Мудрым.
7. Появление первых школ было вызвано:
1) низкой грамотностью народа;
2) потребностями культуры;
3) потребностями духовенства.
8. Начальное обучение в Древней Руси осуществляли:
1) мастера грамоты;
2) монахи;
3) учителя-греки.
9. Письменный памятник, свидетельствующий о быте и воспитании в средневековой Руси:
1) «Задонщина»;
2) «Домострой»;
3) «Советы отца сыну».
10. Первый печатный учебник, появившиеся в XVI в.:
1) Азбука;
2) Букварь;
3) Псалтырь.
11. Основоположник отечественного книгопечатания:
1) Иван Фёдоров;
2) Фёдор Климов;
3) Григорий Котошихин.
12. Первая государственная школа повышенного образования:
1) Типографское училище;
2) Андреевское училище;
3) Греко-латинская школа.
13. Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687г., создана на основе школы:
1) Симеона Полоцкого;
2) братьев Иоанникия и Софрония Лихудов;
3) Феофан Прокопович.
14. Автором первого «Букваря» был:
1) М. Смотрицкий;
2) Л. Магницкий;
3) В. Бурцев.
15. Московское государство рассматривало западноевропейский педагогический опыт как:
1) угрозу православию;
2) эффективную систему;
3) считало приемлемыми лишь некоторые принципы и методы обучения и воспитания.
16. В Славяно-греко-латинской академии обучался:
1) Петр Первый;
2) М. Ломоносов;
3) Ф.М. Ртищев.
17. Первое светское учебное заведение созданное при Петре I:
1) школа математических и навигацких наук;
2) Морская Академия;
3) горнозаводская школа.
18. Учебное заведение Эрнста Глюка специализировалось на:
1) изучении математики и физики;
2) изучении иностранных языков;
3) воспитании царских детей.
19. Академия наук открыта в:
1) 1725г.;
2) 1689г.;
3) 1755г.
20. В первой четверти 18в. в школы зачислялись добровольно и принудительно дети представителей всех сословий кроме:
1) дворян;
2) крепостных крестьян;
3) духовенства.
21. Первые государственные общеобразовательные школы назывались:
1) начальные архиерейские;
2) элементарные;
3) цифирные.
22.Характер программы архиерейских школ:
1) светско - религиозный;
2) светский;
3) религиозный.
23. Составителем «Духовного Регламента» для архиерейских школ был:
1) Ф. Поликарпов;
2) Феофан Прокопович;
3) Л. Магницкий.
24. Первое среднее учебное заведение закрытого типа для дворян:
1) Кадетский корпус;
2) Александровский лицей;
3) Учительская семинария.
25. Кто из школьных реформаторов 18в. делил науки и знания на « нужные, полезные, щегольские, любопытные и вредные»?
1) Ф. Салтыков;
2) В. Татищев;
3) М. Ломоносов.
26. Основная направленность школьной реформы Г. В. Лейбница:
1) физико-математическая;
2) гуманитарная;
3) духовная.
27. Учёный-энциклопедист, инициатор демократизации состава учащихся гимназии при Академии наук:
1) М. Ломоносов;
2) Г. Лейбниц;
3) И. Шувалов.
28. Екатерина II интересовалась педагогическими трудами и деятельностью (исключить лишнее):
1) И.Б. Базедова;
2) Дж. Локка;
3) И.Г. Песталоцци;
4) Д. Дидро;
29. Русский просветитель-педагог, известный писатель и журналист 18в., определивший в воспитании три главных направления: телесное (физическое), нравственное и умственное:
1) Н. И. Новиков;
2) А. Н. Радищев;
3) И.И. Бецкой.
30. А.Н. Радищев особое значение придавал:
1) эстетическому воспитанию;
2) нравственному воспитанию;
3) гражданскому воспитанию.
31. Бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви:
1) народные училища;
2) малые школы;
3) приходские школы.
32. В главных народных училищах преподавание вели:
1) священники;
2) иностранцы;
3) гражданские педагоги.
33. Классно-урочная система обучения в России введена:
1) «Законом об обучении»;
2) «Уставом народным училищам Российской империи»;
3) «Генеральным учреждением о воспитании».
34. Активный реформатор образования в России в конце 18в., последователь идей Я.А. Коменского:
1) Н.И. Новиков;
2) Ф.И. Янкович;
3) П.Ф. Каптерев.
35. Сколько университетов было в России в начале 19в.?
1) 3;
2) 7;
3) 20.
36. В лицеях преимущественно готовили:
1) офицеров-штабников;
2) придворных;
3) высших государственных чиновников.
37. Дворянские девушки в начале 19в. получали образование:
1) в женских гимназиях;
2) в институтах благородных девиц;
3) дома с гувернерами.