Школа и педагогика в россии xviii в.

Серьезные изменения в общественно-политической и культурной жизни России в XVIII в. привели к созданию первых светских школ. Их открытие связано с именем Петра I.

Принципы организации школ:

§ государственность;

§ профессионализм и энциклопедичность;

§ принудительность, строгая дисциплина.

В1701 открывается в Москве школа математических и навигацких наук в Сухаревой башне, директором которой определен английский профессор Г. Фарварсон.

Содержание учебной программы: арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, география =>практическая направленность.

До того как приступить к изучению этой программы, учащиеся могли пройти два начальных класса («русская школа» и «цифирная школа»), где учились читать, писать (на основе гражданского алфавита) и считать. Возраст учащихся – от 12 до 20 лет. Выпускали из школы по мере завершения подготовки или по запросам ведомств. Готовили моряков, инженеров, артиллеристов, служивых людей. Ученики получали кормовые деньги, жили при школе или в наемных квартирах, которые снимали. За прогулы учащимся грозил немалый штраф. За побег из школы полагалась смертная казнь.

1701– создание в Москве школы навигацких наук, директор – Леонтий Филиппович Магницкий, русский просветитель, автор первого учебника по математике.

Школы ставили своей задачей подготовку офицерских и инженерных кадров.

1705– для специальной подготовки специалистов по иностраннымязыкам в Москве учреждено особое учебное заведение, которым руководил пастор Эрнст Глюк. Здесь обучали греческому, латинскому, итальянскому, французскому, немецкому и шведскому языкам, а также изучали философию, историю, арифметику, географию.

В1707при военном госпитале в Москве была создана хирургическая школа, рассчитанная на 50 учащихся.

В1712учреждены инженерная и артиллерийская школы.

Указами 1714 г. была введена обязательная учебная повинность для дворянских детей, дьяков и подьячих. Были организованы светские элементарные школы с математическим уклоном – цифирные школы, церковные архиерейские школы для детей духовенства при домах архиреев, семинариумы – 8-летние средние духовные учебные заведения. Дети солдат обучались в гарнизонных школах.

В учебных заведениях, созданных в начале XVIII века, обучали на русском языке. Была усовершенствована русская азбука. Использовались пособия зарубежных и отечественных авторов («Букварь» Федора Поликарпова, «Юности честное зерцало» и «Первое поучение отрокам» Ф. Проколовича, «Арифметика» Л.Ф. Магницкого).

В1715в Петербурге организована Морская Академия –военно-учебное заведение, где готовили к морской службе.

С 1721при сибирских заводах стали создавать горные училища.

В 1721 проведена реформа архиерейских школ по «Духовному регламенту» Феофана Прокоповича».

Важной вехой в истории российского образования стало открытие в 1725 г. Академии наук – важного научно-просветительского центра.

В ее состав входили университет и гимназия.

Программа гимназии включала такие предметы, как: русский язык, латинский язык, иностранный язык, словесность, математика, история.

GВозникновение в Петровскую эпоху новых типов школ было важным этапом в организации национальной системы образования. В этот период был заложен фундамент для построения школьного дела на новых началах.

Во второй четверти XVIII в. реформирование образования замедлилось. Пришли в упадок цифирные школы, морская академия, инженерные и артиллерийские училища. Но! расширилась сеть семинариумов.

Представители дворянства тяготились введенной Петром Алексеевичем учебной повинностью. Поэтому едва ли не единственной заботой государства после его смерти явилась организация обучения для дворян. В1737новыми указами дети дворян были освобождены от учебной повинности, им также предоставлялось право на домашнее обучение.

Появились учебные заведения нового типа.

В 1731в Петербурге было учреждено первое учебное заведение закрытого типа для знати – Корпус кадет. В нем готовили не только офицеров, но и гражданских чиновников.

1759 – открытие Пажескиго корпуса в Петербурге.

Основная черта всех открывшихся учебных заведений – сословный характер.

В 1755 г. в Москве благодаря усилиям M.В. Ломоносова был открыт университет с двумя гимназиями – дворянской и разночинской. Университет имел светский и бессословный характер. Первые студенты были набраны из духовных семинарий. Вначале в нем было три факультета – юридический, философский и медицинский. Номинально университет был открыт всем сословиям, но фактически предназначался для детей дворян. Хотя дворяне в первое время побаивались посылать своих отпрысков в бессословный университет.

Периодом наивысшего расцвета школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762 – 1796).

Первые попытки создания государственной системы образования были сделаны И.И. Бецким (1704 – 1795), одним из образованнейших людей того времени, которого императрица назначила главным советником по вопросам образования (1762 г.).

Бецкой был хорошо знаком с педагогическими идеями Запада. Он составил доклады и Уставы, которые определили политику России в области образования – «Краткое наставление о воспитании детей»,«Генеральный план воспитательного дома» и др. Ему принадлежит проект о воспитании «особой породы людей» – идеальных дворян. По инициативе И.И Бецкого были открыты следующие учебно-воспитательные учреждения:

§ воспитательные училища при Академий художеств (1764 г.) и Академии наук (1765 г.);

§ Смольный институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (1764 г.).В институте существовала общая программа: русский язык, география, история, арифметика, иностранные языки, а также курсы домоводства для менее родовитых учениц и курсы политеса для девушек из знатных семей.

§ коммерческое училище в Москве (1772 г.).

Кроме этого Бецкой И.И. и другие государственные и общественные Деятели выдвинули проекты, направленные на совершенствования отечественного образования.

Ø Проекты И. Бецкого: об учреждении разных училищ (1764), об организации государственных гимназий (1767), комиссии об училищах (1768) и др.

Ø План Ф.Г. Дильтеяо создании учреждений системы начальных (тривиальных) гимназий, университетов и заведений для подготовки представителей крепостного сословия воспитателей для дворянскихдетей («рабские» или «дядские» школы).

Ø 1768 – проекты «Частной комиссии об училищах».

Планировалось в селах и больших деревнях повсеместно учреждать начальные школы – низшие деревенские училища; здания строить на средства прихожан; учителей набирать из местных священников; труд учителей оплачивать за счет родителей натурой и деньгам. Школы предназначались для мальчиков. По желанию родителей в школы могли принимать девочек и учить их бесплатно. Обязательными предметами должны были стать религия и чтение.

Низшие городские училища также устраивались на средства горожан. Школы предназначались для мальчиков и девочек. В программу входила религия, чтение и письмо.

Училища для иноверцев должно было посещать население восточных окраин. Программы планировались, аналогичные программам училищ двух первых типов.

GПроекты 1760-х гг. об общественной системе образования, об учреждении и государственной поддержке городских и сельских школ остались неосуществленными из-за отсутствия средств и сложившейся социально-политической обстановки в стране.

В 80-х гг. XVIII в. идея создания общеобразовательной школы для всех слоев населения была реализована «Уставом народных училищ в Российской империи», принятом в 1786 г. активное участие в разработке этого документа принял Федор Иванович Янкович де Мариево (1741 – 1814).

Согласно «Уставу...» в городах открывались малые и главные народные училища - бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви для средних слоев городского населения. Школы содержались на средства городских самоуправлений.

Малые училища (2 года) должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать людей, знающих основы православия и правила поведения. Содержание обучения: чтение, письмо, нумерация, история, основы граждановедения, арифметика, русская грамматика, чистописание и рисование.

Главные училища (5 лет) обязаны давать более широкую подготовку на многопредметной основе: к программе малого училища добавлялось евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура; для желающих – латинский и живые иностранные языки: татарский, персидский, китайский (преподавание западноевропейских языков не предусматривалось). В главных училищах можно было приобрести педагогическое образование. После окончания главного училища можно было поступать в университет.

Согласно «Уставу...» введена классно-урочная система; в школе появились расписание уроков, классная доска, мел, классный журнал успехов и посещаемости учеников; установлены определенные сроки начала и окончания занятий.

Число народных училищ быстро росло: к концу XVIII века из 500 городов училища имели 154. Их посещали 22 тыс. учащихся, в том числе 1800 девочек. Однако фактически этими школами не могли пользоваться дети крестьян.

Таким образом, к концу XVIII века в России был заложен фундамент развития централизованной государственной системы образования.

К концу XVIII в. относится деятельность Н.И. Новикова (1744 – 1818 гг.) – выдающего русского просветителя, книгоиздателя и писателя-публициста. Свои педагогические взгляды он изложил в трактате «О воспитании и наставлении детей», определяя цель воспитания как формирование активной добродетельной личности. В своей работе Н.И. Новиков руководствуется идеями народности воспитания, выступает против физических наказаний. Он явился организатором типографии в Московском университете, издавал множество книг, организовал первый в России детский журнал «Детское чтиво для сердца и разума».

Заметный вклад в развитие теории и практики обучения и воспитания внесли просветители XVIII в. – И.Т. Посошков, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Г.С. Сковорода.

Своеобразным манифестом русской педагогики XVIII века стал коллективный трактат профессоров Московского университета «Способ учения». В нем провозглашались важные дидактические идеи об активном и сознательном обучении.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В XIX в.

В XIX в. в развитии школы и педагогики России наступает важный этап. Формируется национальная секуляризированная система образования и педагогическая мысль, отражающая прогрессивные настроения общества и отвечающая новым экономическим и духовным запросам гражданского общества.

Во многом государственная политика в области просвещения отражала уровень образованности, культурного развития и систему общественных взглядов правителя и приближенных к ним государственных деятелей.

Наши рекомендации