В московском и русском государстве (xiv-xvii вв.)
B истории обучения и воспитания в Русском государстве средневековой эпохи прослеживаются два этапа: XIV-XVI вв. и XVII столетие. Между этими этапами существует тесная связь.
Воспитание русского средневекового человека происходило, прежде всего, в семье и при общении с наставниками (приходские священники, книжники-монахи). Вплоть до конца XVI в. регулярная школа была необязательной. Грамотность рассматривалась как некий элемент профессиональной подготовки наряду, например, с различными рукоделиями и промыслами. Начальные знания, позволявшие включаться в общественную жизнь, приобретали также у приходских священников и мастеров грамоты – мирских людей различных профессий, владевших грамотой: книжные писцы, иконописцы, государственные и площадные подьячие и пр.
G Общий уровень образованности в Московском государстве XV-XVI вв. оставался весьма низким. Система специального повышенного образования до XVII столетия практически отсутствовала.
Между тем в XVI в. Московское государство включается политическую и экономическую жизнь Европы => возрастает объективная потребность в освоении мировой и европейской культуры и образования.
Первая школа с западноевропейской программой, где обучали и латыни, открылась в Москве в конце XVI в. при лютеранской церкви немецкой слободы. Во второй половине XVI в. обозначился положительный поворот в организации обучения. Стоглавый собор (1551) постановил «учинити училища» в домах священников, дьяконов и дьячков. В Москве и других исконно русских городах, а также во вновь завоеванных землях (Казань, Астрахань) при монастырях открывались школы грамоты.
В школах учились только мальчики. Дети сначала усваивали азбуку, заучивали слоги; затем читали по букварю отдельные слова и фразы; после этого приступали к чтению Часослова и Псалтыри – главных учебных книг.
Обычно учились по рукописным книгам. Например, использовался богато иллюстрированная Псалтырь Федора Климова(XV в.). В ней было множество рисунков, отражавших реальную жизнь. По манере исполнения рисунки напоминали детский лубок.
Во второй половине XVI в. появляются печатные учебники – азбуки. Основоположником отечественного книгопечатания стал выдающийся просветитель Иван Федоров(1510-1583). По «Азбукам» Федорова могли заниматься дети и взрослые.
Со второй половины XVII в. западное влияние в школьном деле становится все глубже. Появляются учебные заведения повышенного образования. Их эволюция происходила в условиях столкновения греческой (византийской) и латинской (западноевропейской) педагогических традиций.
В 1649 г.при Чудовом монастыре в Москве по инициативе Арсения Грека открывается первая греко-латинская школа.
Содержание обучения в греко-латинских школах включало:
§ славянскую грамматику,
§ предметы тривиума,
§ латинский и греческий языки,
§ риторику,
§ философию.
1649 г. – основание Ф.М. Ртищевым (окольничий, воспитатель царя Алексея (1626 – 1673)) училища при Андреевском монастыре (руководитель училища – Епифаний Славинецкий).
В 60-х гг. XVII в. Симеон Полоцкий основал школу Спасского монастыря. После его смерти в 1686 г. школой руководил Сильвестр Медведев. Здесь обучали грамматике, риторике, логике, физике, богословию, латинскому языку будущих чиновников.
В 1681 г. открывается Типографское училище –первая государственная школа повышенного образования, основана в Москве поинициативе царя Федора Алексеевича.
В 1684 г. в школе насчитывался 191 ученик, из которых 28 – занимались греческим языком. В 1685 г. эти цифры выросли соответственно до 233 и 67. Греческий язык изучали в старшем классе: осваивали умения читать и понимать тексты, усердно прорабатывали грамматику. В дальнейшем Типографское училище слилось со Славяно-греко-латинской академией.
1685 г. – открытие школы в Богоявленском монастыре братьями Иоанникием и Софронием Лихудами (греческие монахи, выходцы Падуанского университета (Италия).
В 1687 г. основано учебное заведение нового типа – Славяно-греко-латинская академия.
Преподавание в Славяно-греко-латинской академии сначала велось на славянском, греческом и отчасти латинском языках. Программа напоминала программу латинской городской школы. «Привилегиями» (уставом) Академии предусматривалось преподавание гражданских и духовных наук: грамматики, риторики, логики и физики, диалектики, философии, богословия, юриспруденции, латыни, греческого языка и др. светских наук.
В Академии было 8 основных классов и один подготовительный. В академии обучалось от 250 до 600 учащихся самого различного происхождения. Учение отдельных школяров растягивалось на 20 лет. Исключали из Академии крайне редко. Братья Лихуды ввели преподавание латинского языка, схоластический метод, преподавание риторики, логики и физики по Аристотелю. Ими были составлены учебные пособия на греческоми латинском языке по грамматике, пиитике, риторике, психологии, физике.
Деятельность братьев в Академии длилась семь лет. Они подготовили учеников, продолживших их дело: Ф.Ф. Поликарпова, Н. Головина, П. Рогова. В результате интриг противников латино-греческого образования Лихуды в 1694 г. были отправлены в отставку, а в 1698 г. заточены в Новоспасский монастырь.
В Академии получили образование А. Кантемир, К. Истомин, Л. Магницкий, М. Ломоносов и др.
Академия сыграла важную положительную роль в развитии отечественного просвещения.
GВ целом на рубеже XVII – XVIII вв. в русском обществе обозначилась программа создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ по иноземным образцам и при помощи иноземных учителей. В прошлое уходила традиция самообразования в стенах монастырей и обучения у частных учителей.
Намечался путь к созданию системы регулярных учебных заведений. Вместе с тем подавляющая часть населения пребывала в невежестве.