Западноевропейская школа и педагогика в xix в.
В XIX столетии завершается формирование классической педагогики Нового времени. В поле ее зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Была осознана самоценность, неповторимость человеческой личности. В педагогике Запада происходило приумножение знаний за счет информации, заимствованной из философии и иных наук о человеке. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса.
Вершинами педагогической мысли XIX столетия стали идеи немецкой классической философии, представленные в трудах И. Канта, И.Г. Фихте, Г.Ф. Гегеля.
Иммануил Кант(1724 – 1804) – профессор университета в Кениксберге, читал курсы лекций по философии и педагогике. Кант был последователем Руссо полагая, что нравственность, доброта не определяются знаниями, что в человеке от рождения существуют задатки добра. Но в отличие от Руссо считал, что культура и общество – это способ социального воспитания человека, выведения ребенка из животно-дикого состояния. Он расценивал воспитание как важнейшую сферу человеческой деятельности, величайшую и самую сложную задачу, стоящую перед человечеством: «Человек может стать человеком только через воспитание. Он – то, что делает из него воспитание». Основной педагогики Канта стала идея о самоопределение личности, а также проблема формирования высокого нравственного чувства – голоса совести, «внутреннего судьи».
Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814) считал, что воспитание может помочь людям осознать себя единой нацией. А образование он рассматривал как способ овладения национальной и мировой культуры. Фихте был противником повторения чужих идей и взглядов, его идеалом было действенное знание, которое позволяет объяснить мир. Его учение «Я» акцентирует внимание на независимость и активность человеческой личности.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) отводил человеку роль творца и созидателя. Он очень высоко оценивал преобразующую роль воспитания – «Человек есть то, чем он должен быть благодаря воспитанию». Гегель подчеркивает активную позицию самого воспитанника в воспитании, понимая его как «трудную, раздражающую борьбу с самим собой». Обращая внимание на роль общества, среды в формировании личности ребенка, указывал, что «каждый человек – сын своего времени и своего народа».
На протяжении XIX в. получили развитие идеи утопического социализма и коммунизма. Социалисты-утописты Ф. Фурье, К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн отвергали эксплуатацию детского труда как серьезнейшую социальную преграду для получения значительной частью населения образования. Они предлагали реформировать программы учебных заведений с учетом развития науки и промышленности. Авторы коммунистической доктрины немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали вопросы воспитания и образования в контексте классовой борьбы, в процессе которой должно происходить становление нового человека. Они выдвинули идею политехнического образования (ознакомление подрастающего поколения с производственными процессами).
В западной педагогике обосновывалась целесообразность создания двух ступеней общеобразовательной школы: начальной и средней. Начальной школе вверялись функции практического образования. Средняя школа должна была реализовывать идеи классического и реального образования.
В крупнейших странах Западной Европы и США в XIX веке происходило становление национальных систем образования. Начальное образование имело общие (расширение участия государства в школьном деле) и специфические (сроки обучения, принципы организации учебного процесса, программы) черты. Повсеместно укоренилось деление школьников по возрастным классам. Обязательное бесплатное обучение впервые было введено в Пруссии (1794 г.). В других странах предусматривалось частично бесплатное образование. Законодательно это право было закреплено в США – в 1850-х г.г., в Англии – в 1870 г., во Франции – в 1880-х гг.
Происходило становление системы среднего образования. Оно было привилегией имущих классов. В Англии основным типом среднего образования была грамматическая школа, в Пруссии – гимназия и городская школа (реальное училище), во Франции – лицеи и коллежи, в США – академии.
Развивался процесс интеграции классического и современного образования. Появились общественные заведения женского среднего образования (первое – в Берлине в 1810 г.). Во всех школьных системах Запада существовали частные учебные заведения, учредителями которых были частные лица, представители разных конфессий, церковь и общественные организации. Частные школы так или иначе находились под контролем государства.
XIX век стал временем совершенствования системы организации управления школьным делом. В странах Запада вопросы управления решались на основе двух подходов – централизации и децентрализации.
GОсновные черты развития школьного образования:
· ослабление влияния церкви на школу, развитие светского образования;
· становление национальных систем образования;
· формирование программ и этапов общего образования;
· расширение сети и оформление типов начальных школ;
· введение обязательного бесплатного образования;
· становление системы среднего образования;
· распространение классно-урочной системы обучения;
· доступ к обучению женщин и др.
Вершинами западноевропейской педагогической мысли XIX века стали идеи И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Г. Спенсера, А. Дистервега.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827) – швейцарский педагог, теоретик народной школы рубежа XVIII и XIX вв. Наиболее крупные произведение «Лингард и Гертруда», «Азбука наглядности», «Лебединая песня».
Песталоцци создавал детские приюты для бедных, являющихся частью программы помощи бедным, самым угнетенным и обездоленным, имеющей целью «уничтожение источника народного горя». Этот источник Песталоцци видел в бедности и эксплуатации крестьян, и их детей. «Через воспитание – к счастью» – лозунг Песталоцци. Цель обучения он видел в воспитании человечности, в гармоническом развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природосообразным, соответствовать стремлениям ребенка к всесторонней деятельности.
Важная заслуга Песталоцци в том, что он один из основоположников дидактики начальной школы. Он разработал теорию элементарного образования, предусматривающую усвоение детьми основных элементов знаний, морали, приемов труда в соответствии со ступенями индивидуального и возрастного развития, по каждому направлению воспитания (физическому, трудовому, умственному, нравственному). Теория элементарного (развивающего) обучения – это определенная система развития способностей, а также система упражнений, основанных на самостоятельности воспитанников.
Педагогические принципы Песталоцци.
1. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте, и только потом подниматься к выводам и обобщениям.
2. Процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому.
3. Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлений, развития мышления и речи.
4. Необходимо бороться с вербализмом, «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов».
5. Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.
Заметную роль в разработке педагогических основ воспитания сыграл Иоганн Фридрих Гербарт (1746 – 1841) – немецкий философ, психолог и педагог. Считал педагогику не только наукой, но и искусством, опирающимся на практическую философию (этику и психологию). Придавал большое значение воспитывающему обучению, в процессе которого развивается многосторонний интерес: эмпирический – к окружающему миру; умозрительный – к причинам вещей и явлений; эстетический – к прекрасному, симпатический – к близким, социальный – ко всем людям, религиозный.
Главный тезис – формирование нравственного человека, в основе – идея о гармоническом развитии всех способностей, пути достижения – управление, обучение, нравственное воспитание.
Вместе с тем считал необходимым подавлять в детях «дикую резвость», используя для этого физические наказания, а также осуществлять неослабный надзор за их поведением и записывать их проступки в особый журнал (кондуит).
Основные работы: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Очерк лекций по педагогике».
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790 – 1866) – немецкий педагог. Разделял идею общечеловеческого воспитания. Задачу школы видел в воспитании гуманных и сознательных граждан.
Он считал, что разумно организованное воспитание и обучение должно строится на трех принципах:
· природосообразности (раскрытие врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлении к совершенствованию);
· культуросообразности (учет особенностей культуры страны, в которой ребенок живет, национальных особенностей, уровня духовного развития человека);
· самодеятельности (развитие творческой инициативы, предоставление самостоятельности).
Дистервег дополнил дидактику развивающего обучения, сформулировав систему правил: полная четкость, ясность и последовательность в изложении материала, наглядность, самостоятельность мышления учащихся, увлекательность, живость, энергичность изложения учителя и т.д.
А. Дистервег был энергичным организатором педагогического образования. Он – автор множества пособий для учителей, создатель учительских семинарий. Важный аспект его деятельности – разработка системы педагогического образования учителей для народной школы, раскрыт в работе «Руководство к образованию немецких учителей».