Тема 1. Общая характеристика психолого-педагогических наук.
План проведения практического занятия
- Постановка практического задания, объяснение требований к выполнению задания.
- Выбор студентами темы для выполнения задания, поиск необходимой информации.
Задание: разработать учебный модуль по одной из тем или проблем (соответствующих какой-либо научной отрасли) – в модуль можно включить информацию о науке, т.е. тезаурус (основные категории), краткую историю становления, основные теоретические положения, имена ученых, разрабатывающих эту отрасль педагогики или психологии, проблемы и тенденции развития этой науки, список диссертаций, выполненных в области этой науки, и основные результаты исследований, вносящих вклад в развитие этой науки; рекомендуемый список литературы по этой науке.
Требования для разработки учебного модуля: структура модуля включает пять основных частей – целевой блок, информационный, контрольный (проверочный), практический и диагностический. Объем модуля не должен превышать 20 страниц текста.
Подготовленный учебный модуль должен быть представлен для обсуждения и оценивания (идет в зачет) на следующих практических занятиях (работа может занять четыре-пять недель).
Перечень психолого-педагогических наук:
- общая педагогика,
- теория воспитания,
- теория обучения,
- теория и методика профессионального образования,
- педагогическая конфликтология,
- психология общения,
- общая психология,
- педагогика личности,
- психология личности,
- аксиология,
- педагогика (творческого) саморазвития,
- андрагогика,
- акмеология (профессиональная, педагогическая и др.),
- педагогическая синергетика,
- педагогика и психология рефлексии,
- педагогическая валеология,
- педагогическая психология,
- педагогика индивидуальности,
- педагогическая прогностика,
- педагогическая инноватика
И т.д.
Вопросы для обсуждения на практическом занятии – защите учебных модулей
1. Обсуждение учебных модулей студентов в соответствии с критериями оценки:
А) выполнение требований к структуре и объему модуля;
Б) доступность текста для восприятия;
В) грамотность формулировок целей, контрольных вопросов, заданий и пр.;
Г) информационная культура.
2. Критические замечания, предложения по улучшению.
Тема 2. Методология педагогической науки.
Тема практического занятия: Научный аппарат исследования
Цель - сложить представление о научном аппарате исследования, научиться видеть связи между отдельными компонентами научного аппарата и объяснять их.
Задание- изучить раздел научной работы (автореферата кандидатской диссертации), содержащий характеристику научного аппарата, подготовить ответы на следующие вопросы:
- Насколько полно дано обоснование актуальности исследования
- сколько проблем поставлено в работе?
- какие проблемы можно было бы еще поставить?
- каков характер гипотезы исследования?
- является ли набор методов исследования достаточным?
- каков характер научных задач?
- какие задачи можно еще предложить исследователю?
- какова методологическая база исследования? Чем можно объяснить ее использование?
- верно ли определен предмет исследования? Как он связан с проблемой исследования?
Оборудование:авторефераты кандидатских диссертаций по педагогике.
Тема практического занятия: Работа с научным текстом
Задание:
- проанализировать предлагаемый ниже текст
- составить контрольные вопросы к тексту
- составить таблицу и отразить в ней текст
- составить схему «Принципы обучения»
- написать рецензию (отзыв) на текст
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Принципам обучения посвящено достаточно много учебной литературы по педагогике, поэтому в данном пособии рассматриваются только те принципы, которые помогают учителю осуществлять процесс обучения в современных условиях и особенно те из них, которые не нашли отражения в других пособиях.
Что такое принцип?Principium - основа, первоначало. Это исходное положение, идея, основное требование, вытекающее из закономерностей. Принципы целостного педагогического процесса -это система исходных требований и правил, выполнение которых обеспечивает достижение основных целей школы. Принцип - это знание о педагогической деятельности, о том, как организовать учебно-воспитательный процесс (как правильно поставить взаимосвязанные цели обучения, воспитания и развития; какое содержание образования отобрать для этих целей, какие методы и формы обучения и воспитания выбрать).
Принцип - это предписание, как действовать для достижения поставленных целей. Он включает знание о закономерностях и противоречиях педагогического процесса, требования и правила их выполнения и условия реализации принципа. Поэтому и описание принципа должно соответствующим образом быть структурировано: закономерности - противоречия - требования - правила - условия.
Требование - это условие, выполнение которого обеспечивает реализацию принципа. Требование отвечает на вопрос, каким должен быть учебно-воспитательный процесс.
Правило отвечает на вопрос, как надо действовать, чтобы выполнить требование.
Какие принципы входят в систему принципов целостного педагогического процесса? В педагогической теории до недавнего времени принципы делились на принципы обучения и воспитания и рассматривались отдельно.
К принципам воспитания относятся, например: связь воспитания с жизнью; единство сознания и поведения; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; опора на положительное в человеке; учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников; преемственность и систематичность педагогических воздействий и др.
К принципам обучения относятся: научность и доступность; связь обучения с жизнью; преемственность и систематичность обучения; наглядность обучения; сознательность и активность учащихся и др. Сравнение названий и сути принципов обучения и воспитания показывает, что многие из них являются о б щ и м и, то есть имеют отношение не только к воспитанию, но и к обучению. Это еще раз подтверждает, что закономерности, из которых вытекают общие принципы, характерны для целостного педагогического процесса. Перечислим их: комплексное решение задач развития, воспитания и обучения учащихся; доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников; наглядность; оптимальное сочетание форм и методов обучения и воспитания; связь школы с жизнью общества и ребенка и др.
Взаимосвязь принципов дидактики. Анализ современной системы принципов показывает, что довольно большую их группу составляют принципы, регулирующие прежде всего формирование у учащихся предметных знаний и умений. К ним относятся: принципы научности, наглядности, прочности и пр. Другую группу образуют принципы, обеспечивающие эффективность педагогического процесса: принципы активности и самостоятельности, оптимизации, сочетания коллективной и индивидуальной работы, единства образовательных, обучающих и развивающих функций и т.д. Третья группа включает принципы, позволяющие педагогу в учебно-воспитательном процессе развивать интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную и другие сферы ребенка. К ним относятся принципы целостности, проблемности, мотивации, профессиональной направленности, индивидуализации обучения и индивидуализации воспитания. Принципы третьей группы теоретически только разрабатываются и поэтому в практике применяются еще не совсем эффективно. Однако, чем более педагогический процесс будет отвечать требованиям названных принципов, тем выше будет уровень его целостности.
Все принципы связаны между собой и не могут применяться независимо один от другого.
Вопросы для обсуждения:
- какие аспекты принципа рассматриваются?
- что является основными признаками принципа?
- какова структура принципа?
- почему принципы делятся на принципы воспитания, обучения и т.д.?
Тема практического занятия: Процедура публичной защиты кандидатской диссертации
Цель - изучить процедуру защиты (предзащиты) научной работы, научиться ставить вопросы к содержанию и результатам научного исследования в области педагогики.
Занятие проводится по плану работы диссертационного совета при БФУ им. И. Канта или плану работы кафедры педагогики и психологии.
Магистранты составляют краткий отчет о посещении заседания, в котором отмечают данные о соискателе и его научной работе, а также собственные вопросы (2-3), которые возникли во время обсуждения научной работы.
Схема отчета
Ф.И. магистранта____________________________
Ф.И.О. соискателя ______________________________________________
Тема исследования_________________________________________________________________________________________________________________________
Дата защиты ______________________________________________________
Порядок проведения защиты (краткий протокол):
Мои вопросы к соискателю, которые возникли при обсуждении работы:
Что понравилось на защите:
Что не понравилось на защите:
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Тема практического занятия:Разработка замысла магистерского исследования.
Цель - научиться разработке замысла психолого-педагогического исследования.
Задание- составить краткую характеристику исследования, отразив в ней следующее:
- что я хочу выяснить в исследовании,
- мое предположение,
- что необходимо сделать для нахождения ответа на вопрос
- какая научная информация мне понадобится
- какие методы я использую
- какие средства мне необходимы.
Основной результат – предварительное описание научного аппарата своего исследования.
На занятии проводится обсуждение результатов выполнения этого задания.
Тема 3. Основные направления развития педагогической науки.
Тема семинарско-практического занятия: Информационная культура как педагогическая проблема.
План
- Сущность информационной культуры в теории педагогики.
- Информационная культура субъектов педагогического процесса.
- Самодиагностика информационной культуры
Вопросы для обсуждения:
- Каково значение понятия «культура» для теории и практики образования?
- Чем можно объяснить многообразие трактовок понятия «информационная культура»?
- Какое место информационная культура занимает в общем понятии «культура»?
- Как связаны информационная и другие виды культур?
- Как связаны понятия «культура», «профессионализм», «компетентность», «мастерство»?
- Что в педагогическом процессе оказывает влияние на формирование информационной культуры его участников?
Для проведения самодиагностики информационной культуры используется карта, в которой характеристики информационной культуры представлены по сферам индивидуальности.