Тема 1. Общая характеристика психолого-педагогических наук.

План проведения практического занятия

  1. Постановка практического задания, объяснение требований к выполнению задания.
  2. Выбор студентами темы для выполнения задания, поиск необходимой информации.

Задание: разработать учебный модуль по одной из тем или проблем (соответствующих какой-либо научной отрасли) – в модуль можно включить информацию о науке, т.е. тезаурус (основные категории), краткую историю становления, основные теоретические положения, имена ученых, разрабатывающих эту отрасль педагогики или психологии, проблемы и тенденции развития этой науки, список диссертаций, выполненных в области этой науки, и основные результаты исследований, вносящих вклад в развитие этой науки; рекомендуемый список литературы по этой науке.

Требования для разработки учебного модуля: структура модуля включает пять основных частей – целевой блок, информационный, контрольный (проверочный), практический и диагностический. Объем модуля не должен превышать 20 страниц текста.

Подготовленный учебный модуль должен быть представлен для обсуждения и оценивания (идет в зачет) на следующих практических занятиях (работа может занять четыре-пять недель).

Перечень психолого-педагогических наук:

- общая педагогика,

- теория воспитания,

- теория обучения,

- теория и методика профессионального образования,

- педагогическая конфликтология,

- психология общения,

- общая психология,

- педагогика личности,

- психология личности,

- аксиология,

- педагогика (творческого) саморазвития,

- андрагогика,

- акмеология (профессиональная, педагогическая и др.),

- педагогическая синергетика,

- педагогика и психология рефлексии,

- педагогическая валеология,

- педагогическая психология,

- педагогика индивидуальности,

- педагогическая прогностика,

- педагогическая инноватика

И т.д.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии – защите учебных модулей

1. Обсуждение учебных модулей студентов в соответствии с критериями оценки:

А) выполнение требований к структуре и объему модуля;

Б) доступность текста для восприятия;

В) грамотность формулировок целей, контрольных вопросов, заданий и пр.;

Г) информационная культура.

2. Критические замечания, предложения по улучшению.

Тема 2. Методология педагогической науки.

Тема практического занятия: Научный аппарат исследования

Цель - сложить представление о научном аппарате исследования, научиться видеть связи между отдельными компонентами научного аппарата и объяснять их.

Задание- изучить раздел научной работы (автореферата кандидатской диссертации), содержащий характеристику научного аппарата, подготовить ответы на следующие вопросы:

  1. Насколько полно дано обоснование актуальности исследования
  2. сколько проблем поставлено в работе?
  3. какие проблемы можно было бы еще поставить?
  4. каков характер гипотезы исследования?
  5. является ли набор методов исследования достаточным?
  6. каков характер научных задач?
  7. какие задачи можно еще предложить исследователю?
  8. какова методологическая база исследования? Чем можно объяснить ее использование?
  9. верно ли определен предмет исследования? Как он связан с проблемой исследования?

Оборудование:авторефераты кандидатских диссертаций по педагогике.

Тема практического занятия: Работа с научным текстом

Задание:

- проанализировать предлагаемый ниже текст

- составить контрольные вопросы к тексту

- составить таблицу и отразить в ней текст

- составить схему «Принципы обучения»

- написать рецензию (отзыв) на текст

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Принципам обучения посвящено достаточно много учебной лите­ратуры по педагогике, поэтому в данном пособии рассматриваются только те принципы, которые помогают учителю осуществлять процесс обучения в современных условиях и особенно те из них, кото­рые не нашли отражения в других пособиях.

Что такое принцип?Principium - основа, первоначало. Это исходное положение, идея, основное требование, вытекающее из зако­номерностей. Принципы целостного педагогического процесса -это си­стема исходных требований и правил, выполнение которых обеспечи­вает достижение основных целей школы. Принцип - это знание о пе­дагогической деятельности, о том, как организовать учебно-воспита­тельный процесс (как правильно поставить взаимосвязанные цели обучения, воспитания и развития; какое содержание образования ото­брать для этих целей, какие методы и формы обучения и воспитания выбрать).

Принцип - это предписание, как действовать для достижения пос­тавленных целей. Он включает знание о закономерностях и противо­речиях педагогического процесса, требования и правила их выпол­не­ния и условия реализации принципа. Поэтому и описание принципа должно соответствующим образом быть структурировано: закономер­ности - противоречия - требования - правила - условия.

Требование - это условие, выполнение которого обеспечивает реа­лизацию принципа. Требование отвечает на вопрос, каким должен быть учебно-воспитательный процесс.

Правило отвечает на вопрос, как надо действовать, чтобы выпол­нить требование.

Какие принципы входят в систему принципов целостного педаго­гического процесса? В педагогической теории до недавнего времени принципы делились на принципы обучения и воспитания и рассмат­ривались отдельно.

К принципам воспитания относятся, например: связь воспитания с жизнью; единство сознания и поведения; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; опора на поло­жительное в человеке; учет возрастных и индивидуальных особенно­стей школьников; преемственность и систематичность педагогических воздействий и др.

К принципам обучения относятся: научность и доступность; связь обучения с жизнью; преемственность и систематичность обуче­ния; наглядность обучения; сознательность и активность учащихся и др. Сравнение названий и сути принципов обучения и воспитания по­казывает, что многие из них являются о б щ и м и, то есть имеют от­ношение не только к воспитанию, но и к обучению. Это еще раз под­тверждает, что закономерности, из которых вытекают общие прин­ципы, характерны для целостного педагогического процесса. Перечис­лим их: комплексное решение задач развития, воспитания и обучения учащихся; доступность, учет возрастных и индивидуальных особен­ностей школьников; наглядность; оптимальное сочетание форм и мето­дов обучения и воспитания; связь школы с жизнью общества и ребенка и др.

Взаимосвязь принципов дидактики. Анализ современной системы принципов показывает, что довольно большую их группу составляют принципы, регулирующие прежде всего формирование у учащихся предметных знаний и умений. К ним относятся: принципы научности, наглядности, прочности и пр. Другую группу образуют принципы, обеспечивающие эффективность педагогического процесса: принципы активности и самостоятельности, оптимизации, сочетания коллективной и индивидуальной работы, единства образовательных, обучающих и развивающих функций и т.д. Третья группа включает принципы, позволяющие педагогу в учебно-воспитательном процессе развивать интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную и другие сферы ребенка. К ним относятся принципы целостности, проблемности, мотивации, профессиональной направленности, индивидуализации обучения и индивидуализации воспитания. Принципы третьей группы теоретически только разрабатываются и поэтому в практике применяются еще не совсем эффективно. Однако, чем более педагогический процесс будет отвечать требованиям названных принципов, тем выше будет уровень его целостности.

Все принципы связаны ме­жду собой и не могут применяться независимо один от другого.

Вопросы для обсуждения:

- какие аспекты принципа рассматриваются?

- что является основными признаками принципа?

- какова структура принципа?

- почему принципы делятся на принципы воспитания, обучения и т.д.?

Тема практического занятия: Процедура публичной защиты кандидатской диссертации

Цель - изучить процедуру защиты (предзащиты) научной работы, научиться ставить вопросы к содержанию и результатам научного исследования в области педагогики.

Занятие проводится по плану работы диссертационного совета при БФУ им. И. Канта или плану работы кафедры педагогики и психологии.

Магистранты составляют краткий отчет о посещении заседания, в котором отмечают данные о соискателе и его научной работе, а также собственные вопросы (2-3), которые возникли во время обсуждения научной работы.

Схема отчета

Ф.И. магистранта____________________________

Ф.И.О. соискателя ______________________________________________

Тема исследования_________________________________________________________________________________________________________________________

Дата защиты ______________________________________________________

Порядок проведения защиты (краткий протокол):

Мои вопросы к соискателю, которые возникли при обсуждении работы:

Что понравилось на защите:

Что не понравилось на защите:

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Тема практического занятия:Разработка замысла магистерского исследования.

Цель - научиться разработке замысла психолого-педагогического исследования.

Задание- составить краткую характеристику исследования, отразив в ней следующее:

- что я хочу выяснить в исследовании,

- мое предположение,

- что необходимо сделать для нахождения ответа на вопрос

- какая научная информация мне понадобится

- какие методы я использую

- какие средства мне необходимы.

Основной результат – предварительное описание научного аппарата своего исследования.

На занятии проводится обсуждение результатов выполнения этого задания.

Тема 3. Основные направления развития педагогической науки.

Тема семинарско-практического занятия: Информационная культура как педагогическая проблема.

План

  1. Сущность информационной культуры в теории педагогики.
  2. Информационная культура субъектов педагогического процесса.
  3. Самодиагностика информационной культуры

Вопросы для обсуждения:

- Каково значение понятия «культура» для теории и практики образования?

- Чем можно объяснить многообразие трактовок понятия «информационная культура»?

- Какое место информационная культура занимает в общем понятии «культура»?

- Как связаны информационная и другие виды культур?

- Как связаны понятия «культура», «профессионализм», «компетентность», «мастерство»?

- Что в педагогическом процессе оказывает влияние на формирование информационной культуры его участников?

Для проведения самодиагностики информационной культуры используется карта, в которой характеристики информационной культуры представлены по сферам индивидуальности.

Наши рекомендации