Организация логопедической работы в школе.
М.: ТЦ Сфера, 2007.
В своей книге авторы предлагают новый подход к организации работы школьного логопеда и представляют эффективную систему методов коррекции речевых нарушений у школьников.
Авторы подробно рассматривают как форму работы учителя-логопеда, например, распределение времени, отведенного на коррекционную работу, ведение документации для фиксирования коррекционного процесса, техническое оснащение логопедического кабинета, так и поурочные годовые планы и примерные конспекты уроков для учащихся разных классов, имеющих определенный диагноз, с характеристиками групп и подробными объяснениями направлений работы.
Книга рассчитана на логопедов, учителей начальных классов, методистов, администрацию образовательных учреждений, а также на тех родителей, дети которых имеют речевые нарушения.
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРОВ............................................................................................................................. 6
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДА.................................................... 8
Должностные обязанности учителя-логопеда.............................................................. 9
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА......................... 14
Обследование устной и письменной речи учащихся................................................ 14
Коррекционно-образовательная работа....................................................................... 16
Работа учителя-логопеда во время школьных каникул............................................ 19
ОБОРУДОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА................................................. 22
ДОКУМЕНТАЦИЯ И ЕЕ ВЕДЕНИЕ.................................................................................... 24
Журнал учета посещаемости логопедических занятий............................................ 24
Журнал обследования устной и письменной речи.................................................... 26
Речевая карта...................................................................................................................... 27
Годовой план учителя-логопеда.................................................................................... 29
Сроки хранения документации....................................................................................... 33
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 35
СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
С УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....................................................................... 35
Памятка для учителя......................................................................................................... 36
СОТРУДНИЧЕСТВО С ЛОГОПЕДАМИ ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ............................................................................. 39
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ............................................................................ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................................................... 46
Приложение 1 РЕЧЕВАЯ КАРТА....................................................................................... 46
Приложение 2 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.................................................................................................. 51
Приложение 3 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ,
ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННОЕ
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (НОНР)»...................................................................... 59
Характеристика группы.................................................................................................... 59
Основные направления работы...................................................................................... 61
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «НОНР»............................................................................................................... 64
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ
УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «НОНР»......................................... 77
Приложение 4 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ,
ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР)»...................... 86
Характеристика группы.................................................................................................... 86
Основные направления работы...................................................................................... 88
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ
УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ОНР»............................................ 91
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ОНР».................................................................................................................. 99
Приложение 5 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ФНР)»................................................. 107
Характеристика группы................................................................................................. 107
Основные направления работы.................................................................................... 109
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ФНР»................................................................................................................ 112
Приложение 6 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ФФНР: АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАфИЯ (на основе нарушений фонемного распознавания)» 124
Характеристики группы................................................................................................. 124
Основные направления работы.................................................................................... 125
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ
УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ФФНР»..................................... 130
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ
УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ФФНР»..................................... 144
Приложение 7 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ,
ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАФИЯ»........................................................ 151
Характеристики группы................................................................................................. 151
Основные направления работы.................................................................................... 152
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ
УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАфИЯ».............. 156
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ
УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАФИЯ»............. 167
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ
7 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАФИЯ»...................................... 176
Приложение 8 ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ С ГРУППАМИ УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ ДИАГНОЗЫ................................................................................................ 184
Занятие № 5 с группой учащихся 5 класса, имеющих диагноз
«дизорфография»............................................................................................................ 184
Занятие № 6 с группой учащихся 5 класса, имеющих диагноз «дизорфография» По мотивам рассказов А. Семенова «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды»........................ 188
Занятие № 7 с группой учащихся 5 класса, имеющих
диагноз «дизорфография»............................................................................................. 195
Занятие № 40 с группой, учащихся 7 класса, имеющих диагноз «дизорфография» 198
Занятие № 45 с группой учащихся 2 класса, имеющих диагноз «ФФНР: акустическая дисграфия (на основе нарушений фонемного распознавания)»............................................... 204
Занятие № 55 с группой учащихся 1 класса, имеющих диагноз «ФНР»............ 207
Занятие № 10 с группой учащихся 1 класса, имеющих диагноз «ОНР»............ 217
ОТ АВТОРОВ
Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадет в дошкольном образовательном учреждении и школе. Логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он — своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения — как в среде сверстников, так и с взрослыми — ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.
Настоящая книга адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов. Поскольку коррекционная работа в школе осуществляется в основном в группе, логопед должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, при этом следуя единому плану занятий и понимая особенности детей, имеющих определенный логопедический диагноз. В приложении к книге представлены характеристики, основные направления работы и подробные годовые планы работы с группами учащихся 1—7 классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НОНР); общим недоразвитием речи (ОНР); фонетическим недоразвитием речи (ФНР); акустической дисграфией на основе нарушения фонемного распознавания (РФН) и дизорфографией.
Кроме того, в книге подробнейшим образом освещена технология ведения логопедической документации, а в приложении представлены образцы речевой карты, перспективного плана работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи, а также учета работы с учащимися с недостатками речи, журнала обследования устной и письменной речи учащихся, журнала консультаций, журнала учета посещаемости групповых и индивидуальных занятий и др.
Для выработки единого подхода к коррекции развития учащихся логопед взаимодействует с педагогическим коллективом своего образовательного учреждения, родителями учащихся, логопедами дошкольных образовательных учреждений, ведет необходимую документацию, т.е. осуществляет целый комплекс мероприятий по эффективной коррекции речевых нарушений у школьников.
В разделе «Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционной работы» рассматриваются модели сотрудничества с учителями начальных классов, логопедами дошкольных образовательных учреждений и родителями учащихся.
Авторы пособия надеются, что представленные материалы помогут эффективно организовать работу учителя-логопеда, повысить его компетенцию в области нормативных правовых материалов, связанных с его деятельностью, а представленные подробные конспекты занятий помогут в повседневной нелегкой работе.
Желаем успехов!