Организация логопедической работы в школе.

М.: ТЦ Сфера, 2007.

В своей книге авторы предлагают новый подход к организации работы школьного логопеда и представляют эффективную систему методов коррекции речевых нарушений у школьников.

Авторы подробно рассматривают как форму работы учителя-логопеда, например, распределение времени, отведенного на коррекционную работу, ведение документации для фиксирования коррекционного процесса, техническое оснащение логопедического кабинета, так и поурочные годовые планы и примерные конспекты уроков для учащихся разных классов, имеющих определенный диагноз, с характеристиками групп и подробными объяснениями направлений работы.

Книга рассчитана на логопедов, учителей начальных классов, методистов, администрацию образовательных учреждений, а также на тех родителей, дети которых имеют речевые нарушения.

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ АВТОРОВ............................................................................................................................. 6

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДА.................................................... 8

Должностные обязанности учителя-логопеда.............................................................. 9

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА......................... 14

Обследование устной и письменной речи учащихся................................................ 14

Коррекционно-образовательная работа....................................................................... 16

Работа учителя-логопеда во время школьных каникул............................................ 19

ОБОРУДОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА................................................. 22

ДОКУМЕНТАЦИЯ И ЕЕ ВЕДЕНИЕ.................................................................................... 24

Журнал учета посещаемости логопедических занятий............................................ 24

Журнал обследования устной и письменной речи.................................................... 26

Речевая карта...................................................................................................................... 27

Годовой план учителя-логопеда.................................................................................... 29

Сроки хранения документации....................................................................................... 33

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 35

СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

С УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....................................................................... 35

Памятка для учителя......................................................................................................... 36

СОТРУДНИЧЕСТВО С ЛОГОПЕДАМИ ДОШКОЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ............................................................................. 39

СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ............................................................................ 40

ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................................................... 46

Приложение 1 РЕЧЕВАЯ КАРТА....................................................................................... 46

Приложение 2 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.................................................................................................. 51

Приложение 3 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ,

ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННОЕ

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (НОНР)»...................................................................... 59

Характеристика группы.................................................................................................... 59

Основные направления работы...................................................................................... 61

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «НОНР»............................................................................................................... 64

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ

УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «НОНР»......................................... 77

Приложение 4 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ,

ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР)»...................... 86

Характеристика группы.................................................................................................... 86

Основные направления работы...................................................................................... 88

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ

УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ОНР»............................................ 91

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ОНР».................................................................................................................. 99

Приложение 5 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ФНР)»................................................. 107

Характеристика группы................................................................................................. 107

Основные направления работы.................................................................................... 109

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ФНР»................................................................................................................ 112

Приложение 6 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ФФНР: АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАфИЯ (на основе нарушений фонемного распознавания)» 124

Характеристики группы................................................................................................. 124

Основные направления работы.................................................................................... 125

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ

УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ФФНР»..................................... 130

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ

УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ФФНР»..................................... 144

Приложение 7 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ,

ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАФИЯ»........................................................ 151

Характеристики группы................................................................................................. 151

Основные направления работы.................................................................................... 152

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ

УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАфИЯ».............. 156

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ

УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАФИЯ»............. 167

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ

7 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАФИЯ»...................................... 176

Приложение 8 ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ С ГРУППАМИ УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ ДИАГНОЗЫ................................................................................................ 184

Занятие № 5 с группой учащихся 5 класса, имеющих диагноз

«дизорфография»............................................................................................................ 184

Занятие № 6 с группой учащихся 5 класса, имеющих диагноз «дизорфография» По мотивам рассказов А. Семенова «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды»........................ 188

Занятие № 7 с группой учащихся 5 класса, имеющих

диагноз «дизорфография»............................................................................................. 195

Занятие № 40 с группой, учащихся 7 класса, имеющих диагноз «дизорфография» 198

Занятие № 45 с группой учащихся 2 класса, имеющих диагноз «ФФНР: акустическая дисграфия (на основе нарушений фонемного распознавания)»............................................... 204

Занятие № 55 с группой учащихся 1 класса, имеющих диагноз «ФНР»............ 207

Занятие № 10 с группой учащихся 1 класса, имеющих диагноз «ОНР»............ 217

ОТ АВТОРОВ

Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадет в дошкольном образовательном учреждении и школе. Логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он — своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения — как в среде сверстников, так и с взрослыми — ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

Настоящая книга адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов. Поскольку коррекционная работа в школе осуществляется в основном в группе, логопед должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, при этом следуя единому плану занятий и понимая особенности детей, имеющих определенный логопедический диагноз. В приложении к книге представлены характеристики, основные направления работы и подробные годовые планы работы с группами учащихся 1—7 классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НОНР); общим недоразвитием речи (ОНР); фонетическим недоразвитием речи (ФНР); акустической дисграфией на основе нарушения фонемного распознавания (РФН) и дизорфографией.

Кроме того, в книге подробнейшим образом освещена технология ведения логопедической документации, а в приложении представлены образцы речевой карты, перспективного плана работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи, а также учета работы с учащимися с недостатками речи, журнала обследования устной и письменной речи учащихся, журнала консультаций, журнала учета посещаемости групповых и индивидуальных занятий и др.

Для выработки единого подхода к коррекции развития учащихся логопед взаимодействует с педагогическим коллективом своего образовательного учреждения, родителями учащихся, логопедами дошкольных образовательных учреждений, ведет необходимую документацию, т.е. осуществляет целый комплекс мероприятий по эффективной коррекции речевых нарушений у школьников.

В разделе «Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционной работы» рассматриваются модели сотрудничества с учителями начальных классов, логопедами дошкольных образовательных учреждений и родителями учащихся.

Авторы пособия надеются, что представленные материалы помогут эффективно организовать работу учителя-логопеда, повысить его компетенцию в области нормативных правовых материалов, связанных с его деятельностью, а представленные подробные конспекты занятий помогут в повседневной нелегкой работе.

Желаем успехов!

Наши рекомендации