Сравнение показателей в двух группах до начала занятий

Показатель Среднее 1 группа Среднее 2 группа p
Общая тревожность 10,90000 7,066667 0,000824
Соц. стресс 6,10000 4,633333 0,069621
Фрустрация потребности в достижение успеха 4,00000 5,400000 0,036780
Страх самовыражения 2,73333 2,366667 0,421972
Страх ситуации проверки знаний 3,70000 3,400000 0,439976
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 2,56667 2,466667 0,820170
Проблемы и страхи в отношениях с учителями 4,76667 5,000000 0,627793
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 0,96667 0,666667 0,240321

Анализируя полученные данные, мы видим, что показатели имеют примерно одинаковое значение, за исключением общей тревожности (во второй группе показатель выше), а стремление к достижению успеха наоборот выше у учеников первой группы.

На втором этапе данная выборка была поделена на две группы – экспериментальную, в составе 30 человек и контрольную с аналогичным количеством детей.

С представителями первой группы в течение 2 и 3 четверти проводились занятия по внеурочной деятельности по программе «Познай себя». С детьми из второй группы занятия не проводились.

В дальнейшем, по окончанию курса занятий, в четвертой четверти был проведен повторный замер по тем же методикам. Полученные результаты мы можем видеть в Таблице 2.

Таблица 2

Сравнение показателей в экспериментальной группе до и после проведения занятий

Показатель До начала занятий После окончания занятий p
Общая тревожность 10,90000 7,200000 0,000000
Соц. стресс 6,10000 3,600000 0,000000
Фрустрация потребности в достижение успеха 4,00000 2,500000 0,000000
Страх самовыражения 2,73333 1,600000 0,000045
Страх ситуации проверки знаний 3,70000 1,666667 0,000000
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 2,56667 1,200000 0,000021
Проблемы и страхи в отношениях с учителями 4,76667 1,933333 0,000000
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 0,96667 0,600000 0,000122

После проведенного курса внеурочной деятельности с учениками первой (экспериментальной) группы, мы можем наблюдать изменения всех показателей. Показатели детей, с которыми проводились занятия, снижены, соответственно мы можем сделать вывод, что подобные занятия благоприятно влияют на эмоционально-волевую саморегуляцию младших подростков, и способствуют лучшей адаптации при переходе из начальной школы в среднее звено.

Литература и источники

1. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 208 с.

2. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович – М.: Генезис, 2008. – 112 с.

Научный руководитель – к. психол. н., доцент Белогай К. Н., ФГБОУ ВО «Кемеровский Государственный Университет»

УДК 159.947.5

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ-ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ
Аргентова Л.В., Голохвастова Н.В.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

[email protected]

Проблема изучения мотивации учебной деятельности у воспитанников детского дома приобретает особую актуальность в связи с обособленностью их положения по сравнению с детьми, проживающими в семьях; из-за проблемы их социализации после выхода из стен детского дома, получения ими образования и вхождения в социум [1].

Проблема мотивации учебной деятельности подростков-воспитанников детских домов является сложной и малоизученной.

Предметомнашего исследованияявились особенности мотивации подростков-воспитанников детского дома к учебной деятельности.

Гипотеза исследования:наблюдения за реалиями жизни позволяют предположить наличие особенностей мотивации подростков-воспитанников детского дома к учебной деятельности по сравнению с подростками, проживающими в семьях.

Методологической основой исследования мотивационных аспектов учебной деятельности воспитанников детского дома служат работы: А.К. Марковой, Н.В. Афанасьевой, М.В. Матюхиной, Т.А. Саблиной, Л.П. Кичатинова, В.И. Махновской, О.А Чуваковой, В.С. Юркевич, А.Г. Лидерса и В. Хеннинга и др.

Для проверки гипотезы были использованы следующие методикиисследования:тест-опросник мотивации учащихся М.В. Матюхиной; методика «Социально-психологические установки личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной.

Исследование проводилось на базе муниципального казенного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №7 «Дружба», который относится к образцовым детским воспитательным учреждениям подобного типа, где проводится большая работа педагогов и психологов по коррекции поведения детей-сирот. В исследовании приняли участие 16 подростков-сирот 12 лет из детского дома, которые находятся в детском доме уже 3 года. Они и составили экспериментальную группу. И 16 учащихся также 6 класса общеобразовательной школы № 35 города Прокопьевска, составивших контрольную группу.

В своем исследовании мы опирались на идеи В. Хеннинга, который выделил виды мотивов учебной деятельности в соответствии с ценностными притязаниями, где ценности социальной идентификации с родителями и притязание на некий залог в будущем, создающий базу для достойной материальной жизни, занимают значительное место [4].

В изучении особенностей мотивации к учебной деятельности необходимо иметь в виду и возраст исследуемых.В подростковом возрасте активно переплетаются личностный рост и процессы социализации, наиболее остро стоят задачи определения жизненных целей, принятия решений по выбору будущей профессии, в формировании которых огромная роль принадлежит семье [3].

Воспитанники детского дома имеют ограниченный, а часто и негативный опыт семейного воспитания. Самыми значимыми агентами социализации для них выступают воспитатели детского дома, сверстники, коллектив. А будущее для них неопределенно в силу отсутствия ощущения поддержки, которое есть у детей, живущих в семьях [1; 2].

Исследование мотивации учебной деятельности респондентов осуществлялось с помощью тест-опросника М.В. Матюхиной. Результаты исследования представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Наши рекомендации