Различия групп после повторного исследования
Показатель* | Среднее - 1 | Среднее - 2 | p |
А2 | 4,96667 | 6,06667 | 0,005904 |
I 2 | 5,10000 | 5,96667 | 0,042364 |
L 2 | 3,60000 | 5,03333 | 0,001976 |
M 2 | 4,76667 | 5,76667 | 0,042764 |
время | 63,03333 | 77,00000 | 0,004040 |
ценности | 57,63333 | 71,23333 | 0,000001 |
креативность | 56,43333 | 66,03333 | 0,004142 |
спонтанность | 48,33333 | 37,66667 | 0,002113 |
контактность | 58,63333 | 63,53333 | 0,039800 |
Прогноз И | 7,33333 | 4,43333 | 0,000019 |
Прогноз НПУ | 4,40000 | 5,53333 | 0,021048 |
Прогноз НПУ 1 | 1,83333 | 2,20000 | 0,021558 |
Направленность | 24,46667 | 27,50000 | 0,006876 |
неудачи | 14,83333 | 12,36667 | 0,002709 |
МДУ | 4,60000 | 16,50000 | 0,000000 |
МИН | 4,23333 | 13,83333 | 0,000000 |
ФА | 3,93333 | 1,96667 | 0,000001 |
ПА | 3,20000 | 1,56667 | 0,000001 |
ЭА | 3,10000 | 1,36667 | 0,000004 |
Агрессивность | 23,16667 | 13,26667 | 0,000000 |
*В таблице представлены только значимые различия.
Учитывая вышеизложенные результаты исследования оптимизации формирования психологической готовности к профессиональной деятельности спасателей к действиям в экстремальных ситуациях в структурных компонентах (мотивационном, эмоционально-волевом, организационно-деятельностном и когнитивном), необходимо соответствующее психолого-педагогическое сопровождение в период обучения по программе первоначальной подготовке спасателей.
Литература и источники
1. Батуков, С. А. Формирование готовности молодых спасателей к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях / С. А. Батуков // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2010. – № 25. – С. 11-13.
2. Санжаева, Р. Д., Боленко, Ю. В. Динамика готовности к профессиональной деятельности у курсантов военизированных ВУЗов / Р. Д. Санжаева, Ю. В. Боленко Вестник Бурятского государственного университета. // – 2014. – № 5. – С. 37-43.
Научный руководитель – к. психол.н., доцент Борисенко Ю.В., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
УДК 159.923.5
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Кармазина К.Ю.
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
Аннотация. В статье рассмотрены подходы к профессиональному выбору в контексте юношеского возраста. Выделены основные характеристики профессионального выбора в теоретическом аспекте. Показано значение профессионального выбора в юношеском возрасте. Представлены результаты формирующего эксперимента.
Ключевые слова: профессиональный выбор, личностный выбор, формирование выбора свобода, воля, личность, деятельностный подход, проблема, самоопределение.
Определение психологической сущности профессионального самоопределения личности до сих пор остается нерешенной задачей. Так как профессиональное самоопределение начинается с принятия решения о профильном обучении, по-нашему мнению следует рассматривать данный вопрос в контексте юношеского возраста.
Подростки, в силу возрастных особенностей, не всегда готовы учесть все необходимые факторы ситуации профессионального выбора в динамической внешней среде. Поэтому, по нашему мнению, будет целесообразно обучить подрастающее поколение просчитывать разные варианты развития событий.
Выбор профессии рассматривают как принятие решения. Конечным результатом такой деятельности является стратегия поведения, которая направлена на осуществление жизненных планов личности.
Д.А. Леонтьев и Н.В. Пилипко рассматривают выбор как сложно организованную деятельность, имеющую свою мотивацию и операциональную структуру, которая обладает внутренней динамикой [2, С. 97 - 110].
Речь идет о деятельностном подходе в трактовке А.Н. Леонтьева, согласно которому «внутренние» психологические процессы генетически производны от деятельности, изначально протекавшей во внешнем плане.
Д.А. Леонтьев предложил классификацию выбора на основании следующих признаков:
- Субъекту даны все возможные альтернативы;
- Субъекту даны критерии для сравнения альтернатив.
Выбор при наличии альтернатив и критериев для их сравнения называется простым. Смысловой выбор – альтернативы заданы, но критерии субъект выбирает сам. Личностный или экзистенциальный выбор – субъект сам конструирует альтернативы.
Профессиональный выбор относится к экзистенциальному выбору, так как варианты профессиональной карьеры разнообразны и потребуется специальная работа, чтобы сформировать набор альтернатив. Сложность профессионального выбора в формировании альтернатив, которые будут приниматься во внимание.
Д.А. Леонтьев и А.В. Карпов обращают внимание на высокую степень неопределенности профессионального выбора. «Эта недостаточная определенность касается прежде всего тех следствий, которые повлечет за собой выбор субъектом того или иного варианта действий. Чтобы сделать полноценный выбор, оптимальный для субъекта, он должен получить возможно более полное и адекватное представление о каждой из альтернатив. В том, что касается отдаленных следствий тех или иных решений, необходимо их спрогнозировать, построить образ возможного будущего, которое возникает в результате выбора той или иной альтернативы. Поскольку последствия профессионального самоопределения затрагивают практически все стороны жизни, не будет преувеличением говорить о разных вариантах личного будущего в целом» [3, С. 58 – 59].
Чтобы сделать оптимальный профессиональный выбор, необходимо обладать навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и экстраполяции этой картины в будущее. Не у всех старшеклассников познавательная сфера готова для таких действий. Я. – Э. Нурми пришел к выводу, что в возрасте 16 – 17 лет развитие психологической функции планирования еще не завершено, оно продолжается даже после 20 лет [3, С. 59]. Таким образом, к моменту профессионального выбора выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности психологических функций. Необходимо учесть личностную динамику, склонность принимать желаемое за действительное или вытеснять неприятные ожидания.
Е.А. Климов различает понятия «выбор профессии» и «профессиональное самоопределение». «Профессиональное самоопределение – это не создание пределов развитию человека, не впадение в профессиональную ограниченность, а поиск возможностей беспредельного развития. Это не однократное деяние, а длительный, многолетний процесс, связанный с разными целями и имеющий разное содержание на разных возрастных этапах» [1]. Выбор профессии автор определяет как многоэтапный процесс выработки и принятия решения. Профессиональный выбор – это не единовременный акт, а процесс, состоящий из ряда актов и решений. При этом выбор профессии не является однократным актом.
В профессиональном выборе Е.А. Климов выделяет условия и факторы: информированность; склонности; способности; определенные отношения с родителями, связанные с профессиональным будущим; определенные отношения со сверстниками, связанные с профессиональным будущим; определенные отношения с людьми, представляющими интересы общества в отношении профессионализации молодежи; уровень притязаний; личный профессиональный план. Идеальной ситуацией было бы, если бы все перечисленные условия и факторы были согласованы между собой или хотя бы не противоречили друг другу. В реальности этого нет и рассогласования могут не основаться оптантом [1].
Отечественные специалисты формируют понимание предопределенности выбора профессии социальным происхождением личности, условиями ее воспитания и жизни, признаком пола. Эти зависимости предметно исследуются в связи с темой выбора профессии – при этом личностные факторы отодвигаются на задний план. Для западных теорий характерно обращение к понятию «Я-концепция», в структуре которой выделяется характеристика ощущение человеком компетентности, собственной эффективности и личной влиятельности, то есть ощущение власти над окружающей действительностью, обеспечивающий психологическую стабильность человека. Для отечественной психологии характерно обсуждение профессионального развития в координатах ответственности за развитие профессиональных ситуаций и отношений, за свои профессиональные действия. Данные подходы не противоречат, а дополняют друг друга.
С целью проверки указанных выше теоретических положений был проведен эксперимент по формированию профессионального выбора у старшеклассников. В эксперименте приняли участие учащиеся 10 классов школ г. Кемерово. Среди них 24 (48%) девушки и 26 (52%) юношей. Были сформированы 2 группы: контрольная (25 человек) и экспериментальная (25 человек). У контрольной группы на первоначальном этапе была проведена психологическая диагностика следующих параметров: ценностные ориентации личности, профессиональная направленность личности, уровень субъективного контроля, субъективное качество выбора, свободное описание картины будущего. На экспериментальную группу было оказано формирующее воздействие - была проведена серия занятий в рамках тренинга личностного роста (ТЛР) «Я выбираю». После воздействия была произведена диагностика тех же показателей, что и у контрольной группы.
Независимой переменной в эксперименте являлось наличие / отсутствие формирующего воздействия (ТЛР «Я выбираю»). Дополнительными независимыми переменными являлись показатели опросников. Зависимыми переменными являлись характеристики свободного описания картины будущего. Контент-анализ полученных описаний позволил выделить 15 параметров свободного описания картины будущего, поддающихся выделению и количественному обсчету [4, С. 90]. Далее был проведен анализ достоверности различий по Т-критерию Стьюдента с использованием программы «Статистика». В таблице 1 представлены параметры со значимыми различиями при р<0,05.
Таблица 1
Статистически значимые различия исследуемых показателей в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах
Показатель | Ср.гр. Значение КГ | Ср.гр. значение ЭГ | t-критерий | P | Ст.откл.1 | Ст.откл.2 | Fотн.-дисперс. | p-дисперс. |
Описание проф. возможностей | 0,44 | 0,72 | -2,05 | 0,05 | 0,51 | 0,46 | 1,22 | 0,63 |
Описание собственных проф. действий | 0,72 | 0,28 | 3,39 | 0,00 | 0,46 | 0,46 | 0,00 | 0,00 |
Указание на объективную значимость | 0,52 | 0,24 | 2,09 | 0,04 | 0,51 | 0,44 | 1,37 | 0,45 |
Указание на интерес к данной деятельности | 0,60 | 0,32 | 2,03 | 0,05 | 0,50 | 0,48 | 1,10 | 0,81 |
Указание на объективные препятствия на проф. пути | 0,76 | 0,40 | 2,71 | 0,01 | 0,44 | 0,50 | 1,32 | 0,51 |
Анализируя данные, представленные в таблице 1, можно отметить, что участники контрольной группы в своих описаниях будущего больше внимания уделяют описанию собственных профессиональных действий, чаще указывают на объективную значимость профессии и на интерес к данной профессиональной деятельности. При этом они чаще указывают и на возможные объективные препятствия на своем будущем профессиональном пути. Участники экспериментальной группы отличаются тем, что больше внимания уделяют описанию профессиональных возможностей. Таким образом, гипотеза о возможности формирования профессионального выбора старшеклассников с помощью тренинга личностного роста подтвердилась частично. Проведенные занятия повлияли на положительное отношение и ожидания по отношению к своему возможному профессиональному будущему.
Литература и источники
1. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – Ростов-н/Д, 1996.
2. Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. №1. – 97 с.
3. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. – 2001. – №1. – 58с.
4. Хакимова, Н.Р. Психологические условия профессионального самоопределения: монография / Н.Р. Хакимова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово, 2010. – 90 с.
Научный руководитель – к. психол. н., доцент Хакимова Н.Р., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
УДК 159.94:128/129-057.87
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К ФЕНОМЕНУ СТРАХА СМЕРТИ И УРОВНЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
Леонченко Е.О., Авилов Г.М.
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
[email protected]; [email protected]
Человек не может жить вечно. Смерть есть необходимое биологическое условие сменяемости индивидов, без которой человеческий род превратится в огромный, инертный монолит. Но как бы не объясняли рациональную необходимость смерти, она все равно остается самым трагическим событием в жизни человека. И поэтому проблема смерти и бессмертия волнует человека во все времена. В древности ею занимались такие философы, как Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Эпикур [1].
В научной литературе феномен смерти рассматривали в своих работах В.В. Варава, А. Лаврин, Ф.Н. Ильясов, В.В. Минеев, К. Робинсон, Ф. Арьес, Т.И. Ахмедов, А.Бейли, С. Белоусов, Е. Гантимуров, С.Гроф, Э. Кюблер-Росс, Дж.Мамфорд, Р.Моуди и др.
По мнению некоторых исследователей, страх смерти, отношение к смерти относится к фундаментальным конструктам, влияющим на структуру личности, систему ее ценностей, смыслов, соответственно определяющим поведение человека. Именно конечность жизни предаёт ей ценность. Нас заинтересовала возможность взаимосвязи характера отношения к смерти и стремлением человека к самоактуализации.
Для прояснения этого вопроса, нами было проведено исследование, краткое описание которого представлено ниже.
В качестве объекта исследования выступает отношение молодёжи к феномену страха смерти. Предмет исследования – взаимосвязь отношения молодежи к феномену страха смерти и уровня самоактуализации.
Цель исследования заключается в изучении взаимосвязи между отношением молодёжи к феномену страха смерти и уровнем самоактуализации.
Гипотеза заключается в том, что существует взаимосвязь между качеством отношения молодежи к феномену страха смерти и уровнем самоактуализации.
Исследование проводилось вФедеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Кемеровский государственный университет». Общая выборка 68 человек в возрасте от 19 до 23 лет.
Для реализации цели и решения поставленных задач был использован ряд методов исследования: метод теоретического анализа литературных источников – для теоретического обоснования сущности феномена страха смерти и самоактуализации молодежи в современном обществе; метод анализа документов, позволяющий рассмотреть современную ситуацию в отношении поставленной проблемы; метод социологического анкетного опроса – для исследования мнения молодежи в отношении феномена страха смерти и изучения уровня самоактуализации молодых людей.
Практическая значимость работыданного исследования состоит в возможности доказать или опровергнуть взаимосвязь между качеством отношения молодежи к феномену страха смерти и уровнем самоактуализации.
В данной работе страх смерти рассматривается через отношение молодежи к феномену смерти в целом и к феномену страха смерти в частности. В своей работе «Теоретические подходы к изучению страха смерти» Иванович М.И. писал, чтострах смерти– это феномен, обусловленный природой человека, первоначально существует как инстинкт самосохранения, в процессе онтогенеза претерпевает ряд трансформаций. Страх смерти актуализируется в перинатальном периоде и оказывает влияние на развитие человека. Он отражается на телесном, поведенческом, эмоциональном и когнитивном уровнях, т. е. является базовым страхом [2].
Доктор психологических наук Козлов Н.И. в своих работах характеризует самоактуализацию как процесс полного разворачивание личностного потенциала, раскрытие в человеке того лучшего, что заложено в нем природой, а не задается культурой извне. Самоактуализация не имеет внешней цели и не может задаваться социумом, это то, что идет изнутри человека, выражая его внутреннюю (позитивную) природу.
В ходе эмпирического исследования для выявления отношения молодёжи к страху смерти нами была использована методика «Отношение к смерти» И.Ю. Кулагиной и Л.В. Сенкевич. Данная методика представляет собой опрос, включающий 10 закрытых вопросов. Поскольку отношение к смерти может быть, как это показано в психологической литературе, неразрывно связано с удовлетворенностью жизнью, первые два вопроса касаются этого аспекта проблемы. Выбирая ответы на поставленные вопросы, испытуемый в восьми случаях отмечает один ответ, в двух пунктах он может выбрать 2–3 утверждения.
Для выявления стремления молодежи к самоактуализации и развитию своего потенциала нами была использована методика диагностики самоактуализации личности (А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина). Данный опросник состоит из 100 вопросов, в каждом из которых респондент выбирает только один вариант ответа. Интерпретация результатов осуществляется по 11 шкалам: ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность (стремление к творчеству), автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении.
На основе полученных результатов по методике исследования «Отношение к смерти» И.Ю. Кулагиной и Л.В. Сенкевич, была сформирована выборка, которая соответственно была разделена на 3 подгруппы – 1 группа определяет оптимистичное отношение к смерти, она получила условное название группа «оптимизм»; 2 группа амбивалентное отношение, условное название группа «амбивалентность»; 3 группа определяет пессимистичное отношение респондента к смерти группа «пессимизм». Далее сравнивались показатели средних значений шкал методики самореализации в выделенных группах (см. Таблицу 1).
Таблица 1