Подготовительный этап (сентябрь – ноябрь 2016г.)
а) выбор актуальной темы для исследования;
б) изучение, обобщение и систематизация доступной информации по проблеме организации кружковой деятельности по технологии младших школьников в системе дополнительного образования в условиях школы по частным вопросам: сущность дополнительного образования и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального образования; формы организации и специфика внеурочной работы по технологии в начальных классах; кружок как одна из форм организации внеурочной деятельности по технологии; психологические особенности младших школьников;
в) определение и обоснование актуальности проблемы;
г) формирование научного аппарата исследования;
д) разработка теоретической части дипломной работы.
Исполнительный этап (декабрь 2016г. – март 2017г.)
а) составление программы дополнительного образования художественно - эстетической направленности кружка «Подвижная игрушка»;
б) разработка конспектов и материалов, сопровождающих проведение занятий кружка (образцы изделий, шаблоны, презентации и т.п.);
Заключительный этап (апрель – июнь 2017г.)
а) оформление материалов исследования в соответствии с требованиями
б) анализ результатов исследования
в)формулирование выводов и разработка рекомендаций
г) подготовка выступления к защите дипломной работы
д) защита дипломной работы.
Научная новизна
Наше исследование не претендует на сколько-либо заметную научную новизну, тем не менее, имеет теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимостьданной дипломной работы заключается:
- в систематизации и обобщении изученной научно-теоретической информации по проблеме организации кружковой деятельности по технологии младших школьников в системе дополнительного образования в условиях школы по таким частным вопросам как: сущность дополнительного образования и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального образования; формы организации и специфика внеурочной работы по технологии в начальных классах; кружок как одна из форм организации внеурочной деятельности по технологии; психологические особенности младших школьников, т.е. в составлении нового текста, который может быть опубликован на страницах научно – педагогических изданий;
- в разработке учебно-методического комплекта кружка по технологии «Подвижная игрушка», который может быть доступен широкому кругу педагогов после его опубликования.
Практическая значимостьдипломной работы заключается:
- в разработке учебно-методического комплекта кружка «Подвижная игрушка», включающего в себя образовательную программу кружка, конспекты и материалы, сопровождающие проведение занятий кружка (образцы изделий, шаблоны, презентации и т.п.), которые могут быть внедрены в программу деятельности учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей;
- в овладении автором диплома знаниями, умениями и навыками планирования и осуществления исследования, а так же оформления его материалов в соответствии с современными требованиями.
Структура работы:дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
1.1 Сущность дополнительного образования и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального образования
Содержание и структура внеурочной деятельности в условиях реализации
ФГОС НОО
Удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей современных детей – одна из основных задач общества. Решать эту задачу в настоящее время помогает также и внеурочная деятельность. Вся система внеурочной деятельности призвана объединить в единый процесс воспитание, образование, развитие и здоровье сбережение, а также обеспечить структурную и содержательную преемственность предметов, отражать специфику целей и задач школы, служить созданию гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности. Кроме того, внеурочная деятельность решает еще одну важную задачу – расширяет культурное пространство школы, причем знакомство ученика с ценностями культуры происходит с учетом его личных интересов, его микросоциума [9, с.115].
Внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Педагогами она рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе,ведь и на уроках, и на занятиях кружков и факультативов решаются поставленные учебные задачи. В тоже время, в разных источниках внеурочная деятельность толкуется по-разному.
Так, Ш.А. Амонашвили понимает ее, как составную часть учебно-воспитательного процесса школы, одну из форм организации свободного времени учащихся. Причем, по его мнению, направления, формы и методывнеурочной (внеклассной) работыпрактически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей [2, с. 137].
В Российской педагогической энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова внеурочная работа также представляется как, составную часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В энциклопедии также утверждается, что внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие эта работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, агитбригады [16, с.].
А.С. Макаренко и другие педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанную на принципах добровольности, активности и самостоятельности [13, с.].
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения [7, с.].
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных. предметных) обучающимися 1-4-х классов. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: включение учащихся в разностороннюю деятельность; создание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизации учебной нагрузки учащихся; формирование способностей к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата [39].
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
В ФГОС НОО второго поколения внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся определяется как деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.) [39].
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В тоже время она является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Занятия учащихся по разным направлениям внеучебной деятельности позволяют в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Внеурочная деятельность, прежде всего, организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание личности ребенка, в соответствии с его индивидуальными способностями. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач: оптимизировать учебную нагрузку учащихся; улучшить условия для развития ребёнка; учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся [26].
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение [26]. Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена организационная модель (Рис.1), согласно которой она может осуществляться через: классное руководство, учебный план школы (секции, школьные научные общества), дополнительное образование, группы продленного дня, деятельность педагога-организатора, старшего вожатого и т.д.
Внеурочная деятельность |
Инновационная площадка по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ |
Иные педагогические работники (педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, ст.вожатый) |
Учебный план ОУ (секции, школьные научные общества, научные исследования и т.д.) |
Дополнительное образование ОУ (кружки, секции, поисковые и научные исследования и т.д.) |
Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД |
Группы продленного дня |
Классное руководство (экскурсии, соревнования, диспуты и т.д.) |
Рисунок 1- Базовая организационная модель реализации внеурочной деятельности
Согласно письму Минобрнауки №03-296 от 12.05.2011«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования года» школа, опираясь на данную базовую модель, может реализовать один из четырех типов организационных моделей внеурочной деятельности каждая из них имеет свои «плюсы» и «минусы»:
1. Модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
2. Модель «школы полного дня;
3. Инновационно-образовательная модель;
4. Оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения) [31].
Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутри школьного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Связующим звеном при этом выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.
Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня. Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.
5. Инновационно - образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении. В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности. Инновационно - образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами. Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта [31].
Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие). В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно- вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений [31].
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других. При этом к организации и проведению внеурочных занятий предъявляются определенные требования:
-обеспечение органической, двусторонней связи урочной и внеурочной деятельности, приближенность к естественно мотивированной коммуникации, расширение и варьирование урочной тематики в новых ситуациях;
-заинтересованность учащихся в тематике предлагаемых внеклассных мероприятий;
-информативность используемого материала;
-привлекательность форм внеурочной работы;
-обязательность выполнения взятых учащимися поручений;
-целенаправленность и регулярность внеурочных мероприятий;
- массовость охвата учащихся разными видами внеклассной деятельности [7].
В организации и проведении внеклассной деятельности различают различные формы работы, такие как: массовые, групповые и индивидуальные.
К массовым формам работы относятся: эпизодические и периодические массовые мероприятия; постоянные массовые формы работы
Эпизодическими и периодическими массовыми мероприятиями могут быть вечера, олимпиады и викторины, конкурсы (выразительного чтения стихотворений, рассказа, лучшего синхронного перевода, лучшего описания/комментария рисунка, кадра из фильма и др.), конференции, КВН. Такие формы работы определяются тематикой, целью, условиями проведения и не имеют постоянной организационной структуры
Содержание этих занятий составляют знаменательные даты, встречи с представителями страны изучаемого языка, творческие отчеты кружков, факультативных занятий, спецкурсов, литературные вечера.
Однако некоторые эпизодические и периодические массовые мероприятия могут стать постоянными мероприятиями, как, например, олимпиады (школьные, районные, городские, краевые/областные, всероссийские и т.д.) и «Недели иностранных языков», проводимые ежегодно в установленное время, подготовка к которым требует заранее разработанной программы для каждого класса и которые завершаются заключительным вечером – концертом.
Групповые формы внеклассной работы могут быть представлены работой кружков, спецкурсов по иностранному языку (драматического искусства, песни, разговорного языка, истории и культуры страны изучаемого языка).
Индивидуальными формами работы можно назвать подготовку докладов, лекций, заучивание стихов, отрывков из прозы, песен, работу над ролью гида-экскурсовода, переводчика, ведущего радио- и телепередач, вечеров иностранного языка и т.д. [19].
Таким образом, внеурочная деятельность - это одна из форм организации свободного времени учащихся, которая имеет большие возможности в своей реализации. В ФГОС НОО внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, формированию учебной мотивации. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. Внеурочная деятельность решает задачи воспитания и социализации детей, развития их интересов, формирования личностных и метапредметных результатов. К внеурочной деятельности ФГОС НОО предъявляются определенные требования, которые решаются благодаря разным формам организации деятельности младших школьников.
1.1.2 Особенности организации дополнительного образования младших школьников в условиях общеобразовательной школы
1.1.2.1 Дополнительное образование младших школьников в условиях общеобразовательной школы
Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. Дополнительное образование включает в себя общее дополнительное образование и профессиональное дополнительное образование.
Дополнительное образование обучающихся регламентируется рядом нормативных актов: ФЗ № 273 «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом, Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной постановлением Правительства РФ №1726-р от 04.09.2014 г.; письмом Минобрнауки России от 29.08.2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; письмом Минобрнауки от 12.05.2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Понятие «дополнительное образование» появилось относительно недавно. До него существовало понятие «внешкольное образование», которое было принято еще в 1917 году Народным комиссариатом просвещения РСФСР и просуществовало вплоть до 1992 года.
В 1992 году в связи с принятием закона «Об образовании» понятие «внешкольное образование» сменяется понятием «дополнительное образование». Было дано правовое обоснование для реформирования внешкольной работы и превращения ее в систему дополнительного образования [28].
Представления теоретиков и практиков о дополнительном образовании детей разные. Некоторые высказывают, что дополнительное образование - это самостоятельная образовательная сфера, другие, что - это часть общей системы образования, детей и третьи, что дополнительное образование детей - это процесс.
А.К. Бруднов (с 1985 года возглавлял Управление внешкольных учреждений Министерства просвещения СССР, а затем Управление воспитания и дополнительного образования Министерства образования РФ) считал, что основное предназначение дополнительного образования – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Дополнительное образование нельзя рассматривать как «придаток» к основному, выполняющему исключительно функцию расширения образовательных стандартов, так как в этом случае, по мнению А.К. Бруднова, теряется его основное предназначение – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей, создание условий для творческого развития каждого ребенка, его адаптации в меняющемся обществе, приобщения к культурным ценностям. А.К. Бруднов считает, что у дополнительного образования особое содержание, у него и особенная технология, у него особенная методика, прежде всего, оно практико-ориентированно, этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор различных видов и форм деятельности, формирования собственных представлений о мире, развития познавательной мотивации и способностей [18].
А.Г. Асмолов считает, что дополнительное образование - это поисковое, вариативное образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития.
В.П. Голованов подчеркивает, что в наиболее общем виде дополнительное образование детей может быть определено как организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Эта сфера образования как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного образования [29].
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей [40].
Как отмечает Е.В. Серединцева: «Возникнув, явление начало жить самостоятельной жизнью и оказалось значительно сильнее и шире, чем задумывалось при создании». Конечно, понятие «дополнительное образование» не совсем точно отражает содержание этой области, что и вызывает многочисленные споры как исследователей, так и практиков: дополнительное образование «служит пространством создания новых прецедентов организации образования». Однако важно понимать, что:
1. основу дополнительного образования составляет образовательная деятельность, ведущаяся по специально разработанным образовательным программам;
2. дополнительное образование имеет свои особые методики и технологии;
3. дополнительное образование предусматривает выход на соответствующий его специфике образовательный результат.
Е.Б. Евладова рассматривает дополнительное образование как «процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентации, направленный на удовлетворение интересов личности, ее предпочтений, склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной (в том числе социальной) адаптации».
Горский В.А., Журкина А.Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В.В. дают следующее определение понятию дополнительное образование детей: «Особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где не только осуществляются специальные развивающие познавательные игры и освоение опыта исполнительского мастерства, творчества и эмоционально-ценностных отношений обучающихся, но и расширяются возможности для жизненного самоопределения детей и подростков».
Евладова Е.Б., Николаева Л.А. определяют дополнительное образование детей как «процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленный на удовлетворение интересов личности, ее предпочтений, склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной (в том числе социальной) адаптации» [23].
В настоящее время идея дополнительного образования в общеобразовательном учреждении получила новое теоретическое осмысление и практическое воплощение. Большой вклад в этот процесс внесли исследования А.Г. Асмолова, В.А. Березиной, А.К. Бруднова, О.С. Газмана, В.А. Горского, Е.Б. Евладовой, О.Е. Лебедева, М.Н. Поволяевой и др. Краткий обзор определений термина «дополнительное образование» позволяет выявить общий взгляд ученых, характеризующий педагогический потенциал, основные функции и специфику системы дополнительного образования детей.
В действующем Федеральном законе «Об образовании в РФ» дается более четкое определение «дополнительному образованию» - это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования, т.е. дополнительное образование представляется, как часть системы непрерывного «через всю жизнь» образования [40].
Интересно, что современное дополнительное образование проникло во все типы и виды образовательных учреждений, оно реализуется не только в учреждении дополнительного образования детей системы образования, культуры и спорта, но и в школе, дошкольном образовательном учреждении, учреждениях профессионального образования, а также в молодежных, частных и других организациях [28].
Дополнительное образование занимает важное место в организации внеурочной деятельности школы, т.к. реализуется, как на базе образовательного учреждения (школы), так и на базе учреждений дополнительного образования детей (УДОД) [32].
Необходимо отметить, что использование уникальных возможностей дополнительного образования в целях формирования единого образовательного пространства позволит повысить качество образования и воспитания, реализовать процесс становления личности в разнообразных развивающих средах, содействовать профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в обществе, приобщению к здоровому образу жизни и т.д.
Дополнительное образование всегда было подлинно вариативным: ребенок к нему приходит не из-под палки, здесь происходит не обучение, он делает другую, сегодня самую главную в жизни вещь – ищет смысл жизни и возможность быть самим собой. Ребенок пробует себя в разных ролях, и в этом великое дело и суть дополнительного образования.
Дополнительное образование детей может стать одним из ведущих ресурсов для выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка в процессе образования [11, с. 30].
В качестве особенностей дополнительного образования детей, можно выделить:
1) специфику вхождения ребенка в воспитательную организацию. Посещение УДО является для ребенка добровольным, то есть исключает обязательность и какое-либо принуждение.
2) особенность дополнительного образования детей наиболее ярко проявляется в образовании и определяется, прежде всего, взаимоотношениями с общеобразовательной школой. Другими словами, дополнительное образование призвано дополнить каждому воспитаннику ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа, разным материалом и по-разному. Это дополнение должно осуществляться в русле желаний и возможностей ребенка (и его родителей), общества и государства, причем в сторону превышения насущно необходимого.
3) в задачи учреждений дополнительного образования детей входит содействие в профессиональном самоопределении учащихся, что обеспечивается предоставлением возможности школьникам выбирать сферу деятельности из предложенного перечня и практико-ориентированным характером содержания, форм и методов социального воспитания.
4) опосредованность социального воспитания. Весьма интересным представляется рассмотрение социального воспитания в учреждении дополнительного образования через призму принципа дополнительности в социальной педагогики.
5) учреждения дополнительного образования как воспитательные организации. Следует отметить следующее, что возникнув в качестве общественно-педагогической инициативы интеллигенции и предпринимателей, данный вид воспитательных организаций с 1918 года стал и по настоящее время остается преимущественно государственным.
6) учреждений дополнительного образования является то, что они имеют различное ведомственное подчинение: Министерство образование, Министерство культуры, Государственный комитет по физкультуре и спорту. Данное обстоятельство нашло отражение в нормативной основе их деятельности.
7) разнообразие по содержанию деятельности и организационной структуре, что ярко проявляется в делении на одно- и многопрофильные учреждения. К однопрофильным учреждениям в соответствии с современной номенклатурой, относятся те, которые реализуют дополнительные образовательные программы одной направленности (спортивно-технической, художественно-эстетической, военно-патриотической, научно-технической и др.), то есть это - клубы, станции и школы. Многопрофильные учреждения дополнительного образования детей также создавались путем преобразования областных, краевых, городских дворцов и домов пионеров и школьников. В настоящее время многопрофильные учреждения, объединяющие несколько удаленных друг от друга филиалов в большой степени ориентированы на работу с детьми по месту их жительства.
8) специфика субъектов социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей. Своеобразие учреждений дополнительного образования состоит в том, что открытие того или иного профиля связано с наличием в воспитательной организации соответствующего специалиста [27].
Таким образом, представления о дополнительном образовании с изменениями, происходящими в образовании, менялись. При этом, необходимо отметить, что дополнительное образование детей полноценно дополняет систему общего образования. Реализация дополнительного образования предполагает создание условий для развития личности ребенка в свободное время через общение: обмен информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками, оценками, суждениями, мыслями, результатами деятельности; участие в неформальных общественных процессах и структурах на основе общего интереса; разрядки индивидуальных и групповых напряжений, восстановления, возмещения, уравновешивания сил. Ее отличают свобода выбора, добровольность, активность, инициатива, как отдельного ребенка, так и отдельных социальных групп детей.
1.1.2.2 Порядок организации дополнительного образования детей
Порядок организации дополнительного образования детей утвержден приказом Минобрнаукой РФ от 29.08.2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.11.2013 г. Регистрационный N 30468).Утвержденный Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы) и других организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Порядок ведения образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (организации дополнительного образования детей) соответствует требованиям Федерального закона «Об образовании в РФ» [34].
В соответствии с данным порядком образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- обеспечение их духовно-нравственного, патриотического и трудового воспитания;
- выявление и поддержание талантов;
- профориентацию обучающихся, их социализацию и адаптацию к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству РФ, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Содержание дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ, сроки и формы обучения по ним оп