В какой группе перечислены методы стимулирования?
Рассказ Объяснение Беседа Личный пример | Упражнение Поощрение Приучение Требование Поручение |
Поощрение Наказание Соревнование Субъективно-прагматический | Беседа Принуждение Воспитывающие ситуации Контроль |
Методики воспитания и развития личности подростков и молодежи
Методы взаимодействия с трудными подростками
(Цит. по: Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. – 415 с).
В интеллектуальной сференеобходимо формировать у ребёнка с девиантным поведением объём, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения (гуманности, солидарности, любви, представления о долге, справедливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности за себя). Методом воздействия на интеллектуальную сферу для формирования взглядов, понятий, установок являются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство ребёнку нравственной позиции, оценки происходящего.
В мотивационной сферецелесообразно формировать правомерность и обоснованность отношений подростка к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели жизни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям; потребность в «другом», в контакте с себе подобными. Знать, что нужно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые мотивационные образования возникают не в процессе усвоения, а в результате переживания или проживания.
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование – методы, в основе которых лежит формирование у подростков осознанных побуждений их жизнедеятельности (поощрение и наказание).
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удаётся сочетать требовательность и доброту.
Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своим эмоциями, обучение управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, также является внушение, которое может осуществляться как вербальным, так и невербальными средствами.
Молодежная субкультура
(Цит. по: Еникеева Д.М. Культурология: конспект лекций. ... Культурология. Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2004.- 208 с)
Молодежь – это не только социологический жаргон, это слово, которое понятно каждому. Согласно словарю, молодежь – это состояние молодости, т. е. как это часто происходит, определение дается само через себя.
Таким образом, молодость и молодежь – это:
1) определенный возраст;
2) некое состояние, определяемое социально-культурными критериями;
3) некая группа или поколение с присущими ей ценностями.
Различия в восприятии молодежи на обыденном уровне оказываются созвучными различным подходам и направлениям в понимании понятия «молодежь». Среди наиболее значимых и ведущих подходов в социологии молодежи и молодежных культур выделяются:
1) функционализм. Начальная идея этой концепции заключается в том, что общество, социальная структура рассматриваются как аналогии тела, биологической системы. Социологи-функционалисты исходят из того, что каждый социальный институт выполняет свою специфическую функцию. Согласно этой концепции социальные институты должны быть объяснены с точки зрения их содействия социальной стабильности в качестве неких позитивных моментов в развитии общества.
Именно с этих позиций изучали в 1930-х гг. американские функционалисты культуру тинейджеров;
2) классовый подход, который сформировался у английских социологов, стремившихся к критике концепции общества «всеобщего благополучия», и у американских социологов, исследовавших девиантное поведение подростков;
3) гендерный подход;
4) расовый подход. В медицинской и психологической литературе о молодежи уже давно существовали работы, в которых ученые стремились доказать, что отклоняющееся поведение передается биологически и что есть некоторые расы (например, чернокожие), которые больше склонны к девиациям, чем другие.
Главная мысль всех перечисленных подходов заключается в том, что не так важен разрыв между молодежью и старшим поколением, как разрыв внутри общества в целом по признаку класса, пола и расы.
Составляющими компонентами повседневной жизни молодежи являются музыка и мода.
Молодежная культура как для ученых-исследователей и взрослых, контролирующих процессы взросления, так и в общественном мнении, прежде всего, ассоциируется с отдыхом, развлечениями, с тем, как молодежь реализует себя в досуге. Стиль и все его составляющие (а это самые первые приметы досуговой деятельности) – это именно то, что делает молодежь особой социальной группой в глазах окружающих.
Досуг – именно та сфера, которая открыта для наблюдения. Досуг – это поле безмерной свободы разнообразных молодежных культурных форм, это сфера музыки и живописи, рекламы и компьютерной техники.
Что подразумевается под выражением «молодежная культура»?
Посиделки; уличные группы в городах; дворовые компании и беспризорники (1920-1930-е гг. в России); стиляги, битники, штатники (1950-1960-е гг.).
Что означает это перечисление? Прежде всего то, что молодежная культура не является неким чистым подражанием Западу, а наоборот, имеет свои корни и традиции в России. Расцвет молодежной культуры начался в 1980-х гг., и уже в конце этого десятилетия появились десятки разных стилей и направлений.
Тусовка – обычная форма молодежного культурного пространства, как правило, располагающегося в центральных местах больших городов.
Стиляги впервые появились в 1950-х гг. Сутью течения является понятие «стиль», а именно – стиль музыки и одежды 1950-х гг. (рок-н-ролл). Поэтому стиляги всегда связывались с западным образом жизни.
Панки появились в СССР, как и везде, в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Панки отвергают общепринятые нормы поведения. Они, например, не работают, стремятся избегать стабильной семейной жизни.
Качки – это молодые люди, которые больше всего любят «качаться» (речь идет о подобии бодибилдинга), раньше это могло происходить в самодельных спортивных залах, расположенных в подвалах. Самые известные качки в начале 1990-х гг. – люберы.
Волнисты – общее слово для всех течений, которые следуют или определенной рок(поп) – группе, или новому движению (течению) в танцах или спорте, как, например, скейтбординг.
Рассмотрев несколько молодежных компаний и течений, можно заключить, что базовой формой молодежной культуры является музыка и танцы.
Понятие молодежной культуры своими корнями уходит в 1920-е гг., когда мир молодежи среднего класса – мир девушек и юношей (подростков) в атмосфере джаза и танцев – начинал утверждаться как обычный образ молодости, который постепенно становился стереотипом. Молодежные интересы в моде, в ритуалах ухаживания, в практике свиданий, постоянное стремление молодых людей к использованию и сотворению новых стилей – все это становится популярными темами и для массмедиа.
Основными компонентами стиля являются: имидж, манеры, арго.
Имидж – это внешнее проявление некоего смысла, состоящее из костюма и его значимых аксессуаров, таких как прическа, украшения, художественные поделки.
Манеры – прежде всего походка, осанка. Иначе говоря – это то, во что «актер» одет и как он носит это.
Арго – словарь данной социокультурной группы, способ коммуникации посредством употребления специфических слов.
Одежда – это социальная оболочка, разные одежды – это различные виды «оружия», вызовы миру. Можно использовать одежду для того, чтобы бросать вызовы доминирующим нормам, с ее помощью высказывать мнение о той среде, что окружает. Сами для себя мы можем думать, что наша одежда выражает нас самих, но на самом деле она выражает в то же самое время и среду нашего обитания.
Почему именно дискотеки заняли столь значимое место в молодежной культуре? Клуб – это определенный путь к независимости внутри пространства, которое пусть и относительно, но принадлежит только подросткам. Клуб помогает своим членам придаваться «взрослым» видам активности: флиртовать, выпивать и экспериментировать с индивидуальностью (модная музыка и одежда). Все это вместе позволяет им поддерживать как автономность, так и различия в индивидуальностях.
Интерес к клубному стилю жизни совпадает с уходом из родительского дома, который ограничивает желание молодых людей выходить «на люди», сюда молодые люди убегают от семейного контроля и опеки. Подростки значительное время проводят на улицах. К ночи они часто концентрируются вокруг пивных баров, клубов. Еда вне дома имеет для подростков очень большое культурное значение. Магазины с ограниченными часами работы – это дневные территории «взрослых».
Культурной формой, наиболее близкой большинству сегодняшней молодежи, бесспорно, является музыка. Молодежные культуры стремятся быть музыкальными субкультурами. Именно молодежь больше всего покупает CD, кассеты, диски, чем кто-либо еще. Молодежное TV – это в подавляющем большинстве музыкальное TV. Молодежный досуг и идентичность разворачиваются вокруг музыки. Посредством музыки молодежь сохраняет свое пространство.