Особенности развития детей 5-6 лет: «УЖЕ БОЛЬШИЕ»
(старший дошкольный возраст)
Ключ возраста: В возрасте около 5 лет в развитии ребенка появляется большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания. Ребенок овладевает собственным поведением.
Эмоции: Шестой год знаменуется резким увеличением сложности эмоциональной жизни. Обретая способность контролировать свое поведение, ребенок теперь способен также – пока, конечно, не полностью, - регулировать проявления своих чувств. Теперь он может сознательно и намеренно скрывать свои чувства от других.
Восприятие: Острота зрения, способность к цветоразличению, слух, ориентация в пространстве и др. продолжают развиваться и совершенствоваться. Раньше ребенок воспринимал то, с чем действовал. Теперь он воспринимает предметы вне зависимости от того, действовал он с ними или нет. Он может вслушиваться в разные звуки, сравнивать их, рассматривать сложную картинку и искать на ней птичку и др.
Внимание: В 5 лет продолжается рост устойчивого внимания. Если ребенок сосредоточен на каком-либо предмете, например, для игры ему нужен мяч и он идет за ним, то в отличие от трехлетнего малыша по пути к мячу он не будет отвлекаться на другие интересные предметы. К 5 годам в деятельности ребенка повляются действия по правилу, именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры по правилам, как в настольные (лото, детское домино), так и в подвижные (прятки, догонялки).
Память: Развивается произвольное запоминание (способность запомнить и воспроизвести слова или картинки по просьбе взрослого). Преобладающим видом памяти у старших дошкольников является образная память. Ребенок может по просьбе взрослого запомнить 7-8 предметов (из 10-15), изображенных на картинке.
Речь: Освобождается от той конкретной ситуации, в которой в данный момент ребенок находится. Она становится внеситуативной, и доля такой речи увеличивается. Значительное место в речи начинают занимать человеческие отношения.
Мышление: К 5 годам у ребенка появляется возможность удерживать в сознании уже не отдельное событие или ситуацию, а цепочку взаимосвязанных событий. На этой основе формируются представления об изменении количества. Дети могут оперировать числами, складывать и вычитать, составлять и решать задачи.
Личность. Отношение к себе: Пятилетний возраст – возраст идентификации ребенком себя со взрослым того же пола. Девочки относят себя к женщинам, мальчики – к мужчинам. Если до сих пор ребенка интересовал окружающий мир, то в 5 лет акцент его внутреннего, душевного внимания смещается на взаимоотношения людей. Пятилетние дети обладают прекрасным «чутьем» на реальное отношение к себе и к другим. Они остро чувствуют неискренность и перестают доверять человеку, который однажды проявил ее. Они чувствуют, когда ими пытаются манипулировать. После 5 лет у детей начинают появляться представления не только о том, какими бы они хотели быть, но и о том, какими бы они быть не хотели. У ребенка может возникнуть желание быть похожим на персонаж сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых. Ребенок может воображать себя этим персонажем, приписывать себе его черты.
Отношение к взрослому: До сих пор взрослый был для ребенка безоговорочным и неподражаемым авторитетом. В 5 лет появляется критичность в оценке взрослого, у некоторых детей появляется независимость собственных суждений от оценок авторитета.
Отношение к сверстникам: Интерес ребенка к себе и своим качествам, получающий дополнительный стимул благодаря развитию представлений о себе, распространяется и на сверстников. Происходит как бы разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. Это подразделение порождает по истине драматические коллизии, а иногда весьма неприятные типы взаимоотношений. Возникают симпатии и антипатии, проявления которых глубоко переживаются детьми.
Особенности развития детей 6-8 лет:
«МЕЧТАТЕЛИ, ПОМОЩНИКИ, БУДУЩИЕ УЧЕНЫЕ»
(старший дошкольный возраст)
Ключ возраста: Произвольность поведения и психических процессов. Ребенок умеет подчинять свои действия требованиям взрослого.
Эмоции: Совершенствуется способность контролировать проявления непосредственных эмоциональных реакций. Развивается система устойчивых чувств и отношений – глубокая и осознанная любовь к близким, устойчивые отношения дружбы, включающие эмпатию.
Восприятие: Совершенствуется произвольность восприятия. Ребенок может произвольно ставить перед собой задачи на восприятие и использовать для этого специфические приемы.
Память и внимание: Ребенок может запоминать то содержание, которое в данный момент ему неинтересно и не нужно, и быть внимательным.
Речевое развитие: В речевом развити акцент перемещается на на формирование осознанного отношения к языку, а также на дальнейшем развитии связной речи ребенка, как диалогической, так и монологической. Овладение ребенком разнообразными навыками связной речи позволяет ему осуществлять полноценное общение со взрослыми и сверстниками, дает возможность делиться с ними накопленными знаниями и впечатлениямии, а также получать необходимую и интересующую его информацию.
Мышление: Дети могут оперировать количествами, увеличивать и уменьшать их, правильно описывать эти ситуации на языке математики, как операции сложения и вычитания. Большинство детей этого возраста обладают сильно развитым пространственным воображением. Арифмитические задачи на сложение и вычитание в пределах первого десятка многие дети также решают на основе воображения и оперирования в уме описанными в условии задачи группами.
Отношение к себе: У ребенка продолжает формироваться его образ «Я». Развивается и изменяется образ себя потенциального, т.е. того «Я», каким ребенок хочет себя видеть. Ребенок стремится к тому, чтобы этот образ стал позитивным. Каждый ребенок нуждается в поддержке взрослым убеждения в том, что в нем много хорошего, а также в том, чтобы взрослые сообщали о его достоинствах другим детям, родителям. Образ «Я» потенциального является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Побуждение к учению, овладению новыми знаниями и умениями является желанием видеть себя «умным», «знающим».
Отношение к сверстникам: Благодаря педагогическим усилиям создаются условия для воспитания доброжелательного отношения ребенка к другим детям, формируется установка на сотрудничество. Дети овладевают навыками совместной деятельности, понимают ее преимущества.
Отношение к взрослым: Взрослый принимается детьми в качестве советчика, равноправного партнера и ценится детьми за умение решать организационные вопросы, придумывать интересные сюжеты для игр, организовать интересное дело. Уважение к авторитету взрослого поддерживается именно такими его умениями.
В старшем дошкольном возрасте (после 5 лет) ярче проявляется в поведении ребенка сравнение себя с другими, сопереживание, критичность больше по отношению к другим, чем к себе. Проявляются детские пробемы (проблема непослушания, взаимоотношений со сверстниками и др.). Педагоги должны внимательно относиться к детским проблемам. Дети в этом возрасте пробуют разные формы своего поведения на окружающих людях. Ученые это называют «социальным экспериментированием». Дети начинают интересоваться особенностями личности окружающих (сильными и слабыми сторонами), ищут способы снятия конфликтов, проявляют желание влиять на окружающих. Появляются лидеры. Педагоги должны помнить, что основные личностные образования развиваются не с помощью вербального воспитания, а с помощью активной поисковой деятельности самого ребенка.
После пяти лет появляются гибкость, динамичность, любознательность в интеллекте. Работа с детьми старшего дошкольного возраста должна включать следующие приемы: индивидуальные разговоры, участие в качестве партнера в разных видах деятельности, интересные советы, напоминания, сочинение историй из жизни группы, скажок, своевременное поощрение»[6].