Вербализм – слово преобладает над делом

§ интеллектуализм – ребенок использует многочисленные рассуждения о чем-либо, штампы речи взрослых. Причиной является сознательное поощрение таокй речи, восхищение. Необходимо возвращать ребенка к детским видам деятельности (игре, конструированию, рисованию и др.)»[2]

«У современных детей начинает отставать развитие социальных эмоций – сопереживания и сочувствия, эстетические переживания и чувства; зато очень развиты интеллектуальные эмоции – удивление, радость от познания мира и самопознания. Растет самомнение. В волевом плане – слабоволие, причем воспитанное их же родителями. В основном они проявляют волю там, где нужно чего-то добиться от взрослых, но не там, где требуется подчинение своих мотивов поведения общественному «надо» или «нельзя». При этом нельзя сказать, что современные дети стали менее послушными и дисциплинированными. Просто они привыкли к тому, что все «вертится» вокруг них – с одной стороны, поэтому стараться сдерживать себя или поступить в ущерб своим интересам не требуется. С другой стороны они привыкли к ситуациям вынужденной беспомощности, взрослые часто не хотят и боятся того, что их дети вырастают и … перестают быть детьми. Дети это чувствуют – они боятся и не хотят взрослеть.

Кроме того, несмотря на воспитанное в них чувство самостоятельности и независимости (кстати, оно часто касается только высказывания своих желаний и мнений, а не практической ориентировки в окружающем мире), они нередко имеют комплекс неполноценности (и это при повышенном уровне самомнения) и боятся, что.. их не любят. Поэтому часто переспрашивают взрослого о том, что они делают правильно или неправильно. Раньше – лет 15 назад – так делали только девочки. Теперь – половина мальиков поступает также.

Поэтому в современных детях так поражает взрослых сочетание внешней независимости с внутренней беспомощностью, скорости мышления и познания с увеличением периодс социальной адаптации или, даже при высоком уровне умений входить в контакт со взрослыми и сверстниками, инициировать его – неумение его поддерживать в эмоциональном плане и тактично заканчивать общение.

Современные дошкольники не умеют играть. Они только обыгрывают игрушки, которые находятся дома и в детском саду»[3].

Современные дети обладают новым типом сознания: системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века. В их сознании доминирует смысловая сфера, которая определяет смысловую ориентацию на деятельность. Иными словами – если ребенок не понимает смысла деятельности, которую ему предлагают, то он отказывается ее выполнять.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ УЧЕТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Исследования, выполненные в русле классических теорий развития, таких как «культурно-исторический подход» Льва Семеновича Выготского (особенно работы Дмитрия Борисовича Эльконина, Леонида Абрамовича Венгера, Василия Васильевича Давыдова и др.), гуманистическая теория развития Карла Роджерса, А. Маслоу и многие другие свидетельствуют о том, что в период развития ребенка от рождения до 7 лет закладываются все основные характеристики его личности: ребенок чрезвычайно восприимчив, любознателен и открыт новому опыту, познанию мира.

«Основные характеристики ребенка-дошкольника (от 3 до 7 лет):

Дошкольник – это целый мир со своими взлядами, устремлениями, внутренней позицией. Ведущей деятельностью дошкольника является игра

В дошкольном возрасте происходят социализвация ребенка, овладение нормами и правилами поведения

Для дошкольника характерна психическая, физическая, эмоциональная, экономическая зависимость от взрослых. Общение со взрослыми играет огромную роль вразвитии дошкольника

§ психологический портрет дошкольника представлен в работах ведущих отечественных психологов Льва Семеновича Выготского, Алексея Николаевича Леонтьева, Дмитрия Борисовича Эльконина, Александра Владимировича Запорожца, Леонида Абрамовича Венгера, Веры Мухиной и др.»[4]

Психологи характеризуют личность как человека, у которого есть своя позиция, сознательное отношение к чему-либо (С. Рубинштейн). В педагогике личность определяют как развивающуюся систему отношений: к миру; с миром; к себе; с самим собой.

Особенности развития детей от 2 до 3 лет - «ДУМАЮ, ДЕЙСТВУЯ»[5]

(младший дошкольный возраст)

Ключ возраста: До 5 лет все психические процессы (память, внимание, мышление) носят непроизвольный характер. Это означает, что по собственному желанию ребенок не может сосредоточиться или запомнить, а обращает внимание только на то, что привлекло его внимание, запоминает то, что «само запоминается». Это важнейшая особенность, которая определяет использование методических приемов в работе с детьми.

Эмоции: Ребенок проявляет свои эмоции немедленно, ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле «немедленно закончить и прекратить», как от него иногда требуют взрослые. В этом возрасте его легко переключить с одного состояния на другое (с плача на смех и т.п.). Педагоги отмечают, что негативные эмоции связаны с физическим состоянием, с погодными условиями, перепадами давления, магнитными бурями и т.п. Положительные эмоции связаны с сенсорными впечатлениями (радость от общения, вкусная еда, запах цветов и др.).

Память: В этом возрасте память проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся ранее вещей и событий. Ничего преднамеренно, специально дети этого возраста запомнить не могут. И в то же время они прекрасно запоминают то, что им понравилось, что они с интересом слушали и наблюдали.

Речь: Происходит становление и интенсивное развитие активной речи. Вместе с тем речь детей ситуативна. Она привязана к тем условиям и обстоятельствам, которые ребенок воспринимает и в которых он действует. Она осуществляется в процессе диалога, т.е. требует постоянной поддержки со стороны собеседника.

Мышление: Носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познавние окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типлом игры являетс предметно-манипулятивная игра.

Особенности развития детей от 3 до 4 лет: «Я САМ!»

(младший дошкольный возраст)

Ключ возраста: Ребенок переживает в период с 2,5 до 3,5 лет так называемый кризис 3 лет. Он начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Его поведение – череда «я хочу!» и «я не хочу!», «я буду!» и «я не буду!». Их упрямство имеет целью продемонстрировать окружающим, что воля у них есть.

В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) сохраняется способность раннего возраста – способность и склонность к подражанию. Поведение, как и в раннем возрасте, отличается непроизвольностью, определяется настроением, состоянием здоровья. Педагог, работающий с младшими дошкольниками, должен учитывать в общении с ними сдержанность эмоций в сочетании с открытостью, мягкостью манер и разговора. Эмоциональная открытость и отзывчивость – одна из важнейших особенностей детей данного возраста…

Эмоции: Яркость и непосредственность эмоций, легкая переключаемость. Эмоции детей сильны, но поверхностны. Ребенок еще не умеет скрывать свои чувства. Их причина лежит на поверхности. Он по-прежнему зависим от своего физического состояния. Новыми источниками отрицательных эмоций становятся конфликты со взрослым по поводу волеизъявлений ребенка или конфликты со сверстниками по поводу обладания игрушками. Дети получают большое удовольствие от разнообразной продуктивной деятельности. Они хотят строить, клеить, лепить, рисовать, помогать по хозяйству. Теперь ребенок плачет, не только, если он упал или ушибся, но и бурно реагирует на неудачу в деятельности – например, упала башня, которую он строил.

Внимание: Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Переключение внимания с помощью словесной инструкции часто требует неоднократного повторения. На интересном для них занятии дети могут сосредотачиваться до 50 минут. На занятии неинтересном, выполняемом индивидуально и в присутствии взрослого, ребенок может сосредотачиваться до 20 минут с перерывами.

Память: Процессы памяти остаются непроизвольными. В них продолжает преобладать узнавание. Дети легко запоминают то, что им интересно или то, что понравилось: песенку, стихотворение, разговор, событие.

Речь: Продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Изменяется состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. Наблюдается еще одна особенность – занимаясь каким-либо делом дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью – «приборматыванием». Такие «разговоры» с собой имеют важное значение для развития ребенка. С их помощью ребенок старается наметить и удержать в памяти поставленные им цели, строит новые планы, намечает пути их достижения. Речь ребенка нечеткая, многие звуки не произносятся.

Мышление: носит наглядно-образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребенок может перейти к манипулированию представлениями о них и образами во внутреннем плане. Он познает то, что видит рядом с собой в данный момент.

Деятельность: Ребенок трех лет – неутомимый деятель. Он постоянно готов что-то строить, с удовольствием будет клеить, лепить, рисовать. К 3 годам появляется способность оценивать результаты. И если раньше три кубика, кое-как уложенные в ряд, казались замечательным поездом, и малыш был доволен любым результатом, то теперь, приглядываясь к тому, что получается у других и, составляя для себя более ясный образ конечной цели, ребенок начинает стремиться к более совершенному результату. Поэтому дети могут огорчиться, если у них не получается задуманное.

Личность: Очень важна поддержка и одобрение взрослых, которые порождают у детей радостное ощущение их собственной компетентности, способствуют формированию представлений о самих себе, как о могущих и умеющих. Дети, которым исполнилось уже 3 года, всегда готовы откликнуться на просьбы что-то показать, кому-то чему-то научить и в чем-либо помочь. Эту драгоценную готовность педагогу необходимо широко использовать в приемах образовательной работы.

Отношение к себе: Стремление к самостоятельности сопровождается еще одним огромным изменением в психике ребенка. Появляется короткое и такое значительное слово – «Я». Это означает, что малыш, пусть смутно, но все же начал себя осознавать, как человека, отдельного от всех остальных, в том числе от взрослого. У него в сознании появляется то ядро, к которому он может относить различные характеристики – мальчик со светлыми волосами, у которого есть мама, папа и бабушка и т.п. К этому ядру можно относить и такие нейтральные качества, как «умный», «добрый». Именно поэтому дети этого возраста так чувствительны к подобным характеристикам и оценкам взрослых, потому что хотят вновь и вновь убедиться в своей значимости, компетентности, умелости и могущественности.

Мы – помощники и защитники: Дети этого возраста охотно придут на помощь игрушечным героям и персонажам, если те попадают в затруднительное положение и обращаются к их содействию. Поэтому взрослому целесообразно создавать вымышленные ситуации, связанные с игровыми персонажами. Позиция помощника и защитника пусть даже по отношению к игрушкам позволяет ребенку пережить добрые чувства и побуждает к реальным усилиям для достижения вымышленной цели. Подобная помощь и защита всегда должна выражаться в конкретных практических действиях. Поэтому взрослому всегда надо связывать их с продуктивными видами деятельности – конструированием, лепкой, рисованием, ручным трудом и др., т.е. с теми детскими занятиями, которые позволяют получить видимый и осязаемый продукт, вполне пригодный для кукол и других игровых персонажей.

Личность. Отношение к взрослому: Ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый теперь привлекает ребенка как партнер по интересной совместной деятельности.

Личность. Отношение к сверстникам: Сверстник из занимательного объекта начинает превращаться во многообещающего партнера. Но возникают трудности и конфликты между детьми. Одна из таких причин – возросшая самостоятельная, целенаправленная деятельности. У ребенка уже появились собственные, иногда довольно сложные планы и намерения. Осуществление последних в услових групповой комнаты, где еще 15-20 столь же «самостоятельных граждан» собираются релизовать свои намерения, становится достаточно сложным. Поэтому взрослому необходимо учитывать данный факт при организации работы с детьми.

Наши рекомендации