Социально-психологический норматив развития

1. Понятие «нормативность».

Определение степени «нормативности» того или иного человека всегда было камнем преткновения как психологии вообще, так и психологической диагностики в частности. Вообще понятие «норма» по отношению к развивающемуся ребенку, к динамичному изменению не только отдельных психических процессов, состояний, но и показателей их взаимодействия подвергается большому сомнению.

Не вполне определено и само понятие «норма», которая, безусловно, должна быть соотнесена не только с уровнем психологического и социального развития ребенка в конкретные периоды его взросления, но и с требованиями, которые предъявляет к ребенку окружающий его социум. Все это не может не оказывать непосредственного влияния на показатели так называемых «норм развития», тем или иным образом включенных в понятие «статистическая норма».

Определение «степени нормальности» человека - сложная и ответственная междисциплинарная проблема. Личностно ориентированный подход, являющийся в настоящее время основной стратегией как отечественной, так и мировой системы образования на всех его уровнях, требует от любого педагога владения необходимыми знаниями и навыками, позволяющими ему обеспечить «индивидуальную траекторию развития» не только так называемого среднестатистического ребенка, но ребенка, отличающегося яркой индивидуальностью и неповторимостью.

В связи с этим «норма» по отношению к уровню психосоциального развития человека все больше «размывается» и рассматривается в различных значениях.

Статистическая норма- это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения, его выраженности.

Обычно статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т. п.), расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения. Попадание в эту зону собственно средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68% лиц данной возрастной категории, пола и т.д.

2. Понятие «аномальность».

В специальной психологии очень часто применяется понятие «аномальность». Одним из ее критериев является своеобразие расшифровки сигналов окружающего мира конкретным человеком и воспринимающим его иначе, чем большинство людей. Показатели, характеризующие нормальную психическую деятельность, ограничены достаточно определенными параметрами, выход за границы которых позволяет говорить о ее нарушении. При этом настроение человека, его эмоции, суждения, решения возникают не вследствие соответствующих внешних стимулов, а в результате измененной высшей нервной деятельности. Восприятие организуется и упорядочивается головным мозгом, при этом его важная функция - фильтрация внешних сигналов. У людей с дефектами слуха, зрения, интеллекта, неадекватно воспринимающих и оценивающих внешние стимулы, формируется неадекватное представление об окружающем мире, а часто неправильная адаптация к нему.

Чаще всего «ненормальным» считают человека, поведение которого явно и значительно отклоняется от обычных норм, идет вразрез с привычками, установками, ценностями других людей. И чем он «ненормальней», чем опаснее - реально или потенциально - представляется его поведение окружающим. При этом дефективность характеризуют пять признаков.

1. Изменения в структуре личности из-за нарушений высшей нервной деятельности, отражающие влияние первичных органических, функциональных или социальных нарушений.

2. Долговременность состояния.

3. Нарушения связей аномальных лиц по отношению к обществу здоровых.

4. Изменения отношения к аномальным лицам, когда общество чувствует себя обремененным, обязанным заботиться о них и занимает определенную позицию, по которой судят о его гуманности. (Общество исключает аномальных из своего круга, изолирует их или проявляет преувеличенную заботу.)

5. Непостоянство состояния дефективности, поддающееся изменениям как в лучшую, так и худшую сторону.

В таблице дан перечень задач развития, относящихся к традиционным этапам роста и взросления ребенка.

Задачи развития и типичные для них источники расстройств

Периоды Задачи развития Типичные социальные источники расстройств
Раннее детство: 0-3 года Адаптация к ритму сон -еда. Формирование привязанности. Формирование речи. Прямохождение. Контроль над функциями выделения. Дифференцирование психосексуальной организации Нарушенная интеракция «мать (или тот, кто ее заменяет) - ребенок». Перерывы в интеракциях (переживания разлуки). Слишком мало интеракций
Дошкольный и школьный возраст: 3-12 лет Автономия. Социальная адаптация. Ориентирование на достижения. Приобретение культурных навыков. Формирование половой роли Родители много диктуют и слишком часто наказывают. Завышенные или заниженные требования педагогов. Неудача в сфере достижений. Неструктурированная или излишне структурированная семья
Подростковый возраст и юношество: 12-18 лет Поиск идентичности. Адаптация к половому созреванию. Поиск половой идентичности. Уход из родительского дома Неструктурированная или излишне структурированная семья. Табуирование сексуальности. Несоответствующие модели (образцы поведения). Семейные условия, препятствующие автономии

3. понятия «функциональная норма», «идеальная норма».

Функциональная норма - своего рода индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью коррекционно-развивающей работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него особенностей. При этом в процессе самостоятельного развития, обучения или в результате специализированной помощи возникает гармоничный баланс между личностью и социумом, при котором удовлетворяются основные потребности личности и личность полностью удовлетворяет тем требованиям, которые социум к ней предъявляет.

В данном контексте следует признать, что достигнутое состояние только тогда можно считать нормой, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития. Это своего рода гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями, с одной стороны, и требованиями со стороны социума - с другой.

Именно обретение ребенком такого баланса, несмотря на различные первичные нарушения, и является основным критерием эффективности оказываемой ребенку помощи. Именно данное состояние можно рассматривать в качестве основного показателя.

Идеальная норма - это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Можно сказать, что это высший уровень нормы функциональной.

Социокультурный норматив - это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым. Допустимо сделать одну ошибку-описку на страницу текста, но недопустимо - 10 ошибок. Если средний выпускник школы делает больше 1 ошибки, то это не значит, что статистическая норма должна «тянуть» вниз социокультурный норматив. Очевидно, что всякое обучение должно быть ориентировано на нормативы, а не на статистические нормы.

Список литературы по модулю

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с Башмакова С.Б. Нормативные модели детского развития. Учебное пособие. Киров: Изд–во ВятГГУ, 2007. – 68 с.

2. Волков, Б.С. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для вузов /Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академический Проект, 2008. – 668 с.

3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Спб.: Союз, 1997.

4. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с. С. 13-15

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с

6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М. : Просвещение, 2008. — 39 с. — (Стандарты второго поколения).

7. Малкина – Пых. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 896 с.

8. Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208с.

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2003.

10. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. — М., 1996.-С. 58-59.) «Психологическая диагностика», 2000, стр. 217–218

11. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2‑е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения)

12. Рудкевич Л.А. Кто он, современный учащийся? (Взгляд психофизиолога на развитие образования) // Вестник практической психологии образования. – 2008. - №2,3 (15, 16).

13. Хилько М. Е., Ткачева М. С. Возрастная психология: конспект лекций http://bookap.info/genpsy/hilko_vozrastnaya_psihologiya_konspekt_lektsiy/

14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996

Вопросы для самопроверки

1. . В раннем детстве интенсивно развивается:

а) наглядно-образное мышление;

б) логическое мышление;

в) пространственное мышление;

г) наглядно-действенное мышление.

2. Стремление ребенка 3-х лет непрерывно конфликтовать с окружающими - это:

а) негативизм;

б) своеволие;

в) протест-бунт;

г) обесценивание взрослых.

3. Психологическая характеристика младшего школьного возраста включает особенно подробное описание:

а) компонентов учебной деятельности;

б) особенностей общения с родителями;

в) структуры игровой деятельности;

г) сложно сказать что-то определенное.

4. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является:

а) учебная деятельность;

б) интимно-личностное общение;

в) учебно-профессиональная деятельность;

г) игровая деятельность.

5. В подростковом возрасте формируется:

а) новый образ психологического «Я»;

б) новый образ поведенческого «Я»;

в) новый образ физического «Я»;

г) новый образ профессионального «Я».

6. В ранней юности уникальное место занимает:

а) общение;

б) семья;

в) любовь;

г) дружба.

7. Кризис 17 лет связан:

а) с переходом от школьной к взрослой жизни;

б) с юношеской дружбой;

в) с юношеской любовью;

г)с изменением семейного положения.

Заполните таблицу

Период Возраст Новообразование Социальная ситуация
  0-1    
  1-3    
  3-6(7)    
  6(7)-10(11)    
  10(11) - 14(15)    
  14(15) -16(17    
  18-25    

Установите соответствие:

Новообразование Возраст
А) Возникновение цельного детского мировоззрения, первичных этических инстанций, соподчинения мотивов, личного сознания. 1) младший школьный;
Б) Развитие произвольности психических процессов и поведения, компетентность 2) ранний возраст;
В) Сравнение своего действия с действиями взрослого, развитие восприятия, интеллекта, речи 3) дошкольный.

Наши рекомендации